Формирование творческих способностей студентов на основе принципа профессиональной направленности
Авторы: Казагачев Виктор Николаевич, Мурзабаева Улболсын Казбековна, Куандык Айзада Ерланкызы
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.04.2015
Статья просмотрена: 1130 раз
Библиографическое описание:
Казагачев, В. Н. Формирование творческих способностей студентов на основе принципа профессиональной направленности / В. Н. Казагачев, У. К. Мурзабаева, А. Е. Куандык. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7805/ (дата обращения: 16.12.2024).
Формирование рынка труда и профессий, быстро развивающая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию.
Обучение будущих инженеров в высших учебных заведениях с момента их основания организовывалось таким образом, чтобы обучаемый овладевал знаниями и умениями, необходимыми для его будущей профессиональной деятельности. Не случайно такая направленность обучения сформулирована в дидактике высшей школы в виде ведущего принципа — принципа профессиональной направленности. В настоящее время в теории и методике обучения предметным знаниям накоплен значительный опыт реализации принципа профессиональной направленности.
Одного из направлений в его реализации, такие как: введение в содержание обучения профессионально значимого материала на основе анализа содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин.
В современном программировании объектно-ориентированный подход является одним из популярнейших. Он превратился в стандарт во многих фирмах и программистских сообществах. Средства для поддержки объектно-ориентированного программирования вошли практически во все профессиональные системы программирования. Этот стиль вместе с организационными нововведениями резко повысил качество программ, производительность труда отдельного программиста, эффективность коллективной работы программистов.
Поэтому объектно-ориентированное программирование и объектно-ориентированная технология программирования уже стали неотъемлемой частью вузовских учебных программ по направлению «Информатика».
Охарактеризуем основные возможности решения проблемы реализации принципа профессиональной направленности при обучении будущих инженеров предметным знаниям:
- построение системы знаний, развитие профессионально-значимых качеств личности на основе компетентностного подхода;
- формирование методов мышления, обеспечивающих самостоятельность в применении знаний в будущей профессиональной деятельности специалиста;
- организация процесса обучения предметным знаниям с учетом их профессиональной направленности в контекстном обучении.
Теоретической основой решения поставленных задач являются следующие положения:
Знания должны быть усвоены обучаемыми в ситуациях, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Это означает, что обучаемый должен уметь распознавать или воспроизводить элементы знаний в конкретных ситуациях. Усвоению подлежат обобщенные способы выполнения данной деятельности, что позволит студенту решить каждую конкретную ситуацию.
Развитие творческих способностей студентов включает в себя не только формирование у будущих инженеров необходимых умений и навыков, теоретических знаний в области информатики, профессиональных умений, но и воспитание потребности в творчестве и способности к решению творческих задач. Также методика формирования направленности на творчество и стимулирование творческих способностей студентов осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включения их в активный поиск новых способов решения различного типа инженерных задач, развивающих познавательно-творческий интерес к своей профессии и требующих от инженеров умения мобилизовывать свои потенциальные возможности.
В процессе подготовки лабораторного занятия преподаватель должен построить дидактически полную систему учебных заданий, обеспечивающих формирование необходимых знаний и умений и, если потребуется, их индивидуальную коррекцию. Заданий должно быть достаточно для того, чтобы в случае необходимости предложить студентам разные их наборы. Можно выделить один из видов учебных заданий по объектно-ориентированному программированию:
- индивидуальные и групповые проекты по дисциплине «Программирование»:
При этом важным элементом обучения студентов программированию остается изучение алгоритмизации, основных типовых алгоритмов начиная от простейших и заканчивая, возможно, разбором алгоритмов, использующихся в выполнении заданий.
Это позволяет студентам выполнять задания с использованием любого языка программирования на качественно новом уровне, в том числе успешно решать любые задачи.
Рассмотрим задание по дисциплине «Информатика», по разделу «Алгоритмизация и программирование» для инженеров-строителей.
В своей будущей профессиональной деятельности инженеру-строителю необходимо будет выполнять геодезические работы.
Поэтому был предложен проект «Вычисление координат замкнутого и разомкнутого теодолитного хода на языке Delphi». Исходные данные для этого проекта возьмем с [3]. Алгоритм «Вычисление координат замкнутого и разомкнутого теодолитного хода» детально разработан в [1]. Программирование осуществим с помощью языка объектно-ориентированного программирования — Delphi [2].
Рис. 1. Программа для вычисления координат разомкнутого теодолитного хода
Рис. 2. Программа для вычисления координат замкнутого теодолитного хода
При этом формируется предметная составляющая профессиональной подготовки будущего инженера, развивается абстрактное, логическое и алгоритмическое мышление, опосредованно оказывается влияние и на его профессиональную компетентность, так как содержание и методы обучения в вузе переносятся затем в практику его профессиональной деятельности.
Если мы хотим научить будущего инженера решать практически значимые в его профессиональной деятельности задачи с помощью естественно-научных знаний, то необходимо так организовать процесс обучения, чтобы данный объем был усвоен обучаемыми. Поэтому весьма важной в реализации принципа профессиональной направленности является качественная сторона управления процессом усвоения знаний, реализуемая с использованием средств и возможностей языков объектно-ориентированного программирования.
Литература:
1. Атымтаев Б.Б, Катарбаев Х.-Д. М. Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по курсу «Инженерная геодезия» с использованием современных персональных ЭВМ — Алма-Ата. изд. РУМК, 1990г.
2. Казагачев В. Н. Лабораторный практикум на Delphi. Учебное пособие. — АЦНТИ, 2007г.-320с.
3. Храмов А. П. Задания на контрольные работы № 1 и № 2 по инженерной геодезии с методическими указаниями. — М.: ВЗИИТ, 1981.