Формирование творческих способностей студентов на основе принципа профессиональной направленности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Казагачев, В. Н. Формирование творческих способностей студентов на основе принципа профессиональной направленности / В. Н. Казагачев, У. К. Мурзабаева, А. Е. Куандык. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7805/ (дата обращения: 16.11.2024).

Формирование рынка труда и профессий, быстро развивающая база профессиональной деятельности ориентируют систему образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной, творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию.

Обучение будущих инженеров в высших учебных заведениях с момента их основания организовывалось таким образом, чтобы обучаемый овладевал знаниями и умениями, необходимыми для его будущей профессиональной деятельности. Не случайно такая направленность обучения сформулирована в дидактике высшей школы в виде ведущего принципа — принципа профессиональной направленности. В настоящее время в теории и методике обучения предметным знаниям накоплен значительный опыт реализации принципа профессиональной направленности.

Одного из направлений в его реализации, такие как: введение в содержание обучения профессионально значимого материала на основе анализа содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин.

В современном программировании объектно-ориентированный подход является одним из популярнейших. Он превратился в стандарт во многих фирмах и программистских сообществах. Средства для поддержки объектно-ориентированного программирования вошли практически во все профессиональные системы программирования. Этот стиль вместе с организационными нововведениями резко повысил качество программ, производительность труда отдельного программиста, эффективность коллективной работы программистов.

Поэтому объектно-ориентированное программирование и объектно-ориентированная технология программирования уже стали неотъемлемой частью вузовских учебных программ по направлению «Информатика».

Охарактеризуем основные возможности решения проблемы реализации принципа профессиональной направленности при обучении будущих инженеров предметным знаниям:

-        построение системы знаний, развитие профессионально-значимых качеств личности на основе компетентностного подхода;

-        формирование методов мышления, обеспечивающих самостоятельность в применении знаний в будущей профессиональной деятельности специалиста;

-        организация процесса обучения предметным знаниям с учетом их профессиональной направленности в контекстном обучении.

Теоретической основой решения поставленных задач являются следующие положения:

Знания должны быть усвоены обучаемыми в ситуациях, моделирующих будущую профессиональную деятельность. Это означает, что обучаемый должен уметь распознавать или воспроизводить элементы знаний в конкретных ситуациях. Усвоению подлежат обобщенные способы выполнения данной деятельности, что позволит студенту решить каждую конкретную ситуацию.

Развитие творческих способностей студентов включает в себя не только формирование у будущих инженеров необходимых умений и навыков, теоретических знаний в области информатики, профессиональных умений, но и воспитание потребности в творчестве и способности к решению творческих задач. Также методика формирования направленности на творчество и стимулирование творческих способностей студентов осуществляется на основе насыщения учебных занятий творческими ситуациями, включения их в активный поиск новых способов решения различного типа инженерных задач, развивающих познавательно-творческий интерес к своей профессии и требующих от инженеров умения мобилизовывать свои потенциальные возможности.

В процессе подготовки лабораторного занятия преподаватель должен построить дидактически полную систему учебных заданий, обеспечивающих формирование необходимых знаний и умений и, если потребуется, их индивидуальную коррекцию. Заданий должно быть достаточно для того, чтобы в случае необходимости предложить студентам разные их наборы. Можно выделить один из видов учебных заданий по объектно-ориентированному программированию:

-        индивидуальные и групповые проекты по дисциплине «Программирование»:

При этом важным элементом обучения студентов программированию остается изучение алгоритмизации, основных типовых алгоритмов начиная от простейших и заканчивая, возможно, разбором алгоритмов, использующихся в выполнении заданий.

Это позволяет студентам выполнять задания с использованием любого языка программирования на качественно новом уровне, в том числе успешно решать любые задачи.

Рассмотрим задание по дисциплине «Информатика», по разделу «Алгоритмизация и программирование» для инженеров-строителей.

В своей будущей профессиональной деятельности инженеру-строителю необходимо будет выполнять геодезические работы.

Поэтому был предложен проект «Вычисление координат замкнутого и разомкнутого теодолитного хода на языке Delphi». Исходные данные для этого проекта возьмем с [3]. Алгоритм «Вычисление координат замкнутого и разомкнутого теодолитного хода» детально разработан в [1]. Программирование осуществим с помощью языка объектно-ориентированного программирования — Delphi [2].

 

Рис. 1. Программа для вычисления координат разомкнутого теодолитного хода

 

 

Рис. 2. Программа для вычисления координат замкнутого теодолитного хода

 

При этом формируется предметная составляющая профессиональной подготовки будущего инженера, развивается абстрактное, логическое и алгоритмическое мышление, опосредованно оказывается влияние и на его профессиональную компетентность, так как содержание и методы обучения в вузе переносятся затем в практику его профессиональной деятельности.

Если мы хотим научить будущего инженера решать практически значимые в его профессиональной деятельности задачи с помощью естественно-научных знаний, то необходимо так организовать процесс обучения, чтобы данный объем был усвоен обучаемыми. Поэтому весьма важной в реализации принципа профессиональной направленности является качественная сторона управления процессом усвоения знаний, реализуемая с использованием средств и возможностей языков объектно-ориентированного программирования.

 

Литература:

 

1.      Атымтаев Б.Б, Катарбаев Х.-Д. М. Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ по курсу «Инженерная геодезия» с использованием современных персональных ЭВМ — Алма-Ата. изд. РУМК, 1990г.

2.      Казагачев В. Н. Лабораторный практикум на Delphi. Учебное пособие. — АЦНТИ, 2007г.-320с.

3.      Храмов А. П. Задания на контрольные работы № 1 и № 2 по инженерной геодезии с методическими указаниями. — М.: ВЗИИТ, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): объектно-ориентированное программирование, профессиональная направленность, будущая профессиональная деятельность, вычисление координат, знание, разомкнутый теодолитный ход, будущий инженер, обучение будущих инженеров, профессиональная деятельность, творческая способность студентов.

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Формирование творческих способностей студентов в процессе обучения в техническом вузе

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности