Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гордеева, Л. А. Проблема персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей / Л. А. Гордеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7735/ (дата обращения: 17.12.2024).

Продолжается модернизация и становление российского образования. Реализуется государственный стандарт общего образования. Государство и общество обращается к проблеме гуманизации образования, формирования компетентной личности, стремится к реализации потенциальных возможностей каждого.

В нынешних условиях противоречивости системы образования остро возникает проблема выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей. Анализ противоречий современной системы образования показывает необходимость психолого-педагогической поддержки интеллектуально одаренных детей, активизация их познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала, создание индивидуальных маршрутов в обучении.

Воспитание и обучение интеллектуально одаренных детей возможно в условиях личностно ориентированного и персонифицированного образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает создание условий для образования и формирования личности такого ребенка.

Становление личности происходит под влиянием многих факторов. Это и духовное развитие, и реализация интеллектуального потенциала, и самовоспитание, и влияние социальной среды. Эти факторы необходимо учитывать всем участникам образовательной системы в процессе воспитания и обучения одаренного ребенка. Личность одаренного ребенка реализует свой интеллектуальный потенциал, самоактуализируясь в творческой деятельности. У такой личности возникает сознательное отношение к себе и окружающей действительности. Формируясь как личность, одаренный ребенок проявляет такие качества как креативность, внутренняя активность, нестандартность мышления.

Осуществляя идеи гуманизации образования (развитие способностей человека, его самореализация) в процессе актуализации и формирования личности учащегося необходим поиск и выявление одаренных детей. Необходимо создавать условия для опережающего развития интеллектуально одаренных детей. Следовательно, нужна система мероприятий, направленных на развитие учащихся, обладающих ярко выраженным творческим потенциалом. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию говорится, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». Первой инстанцией по проведению такой работы, является школа. Выявление одаренных детей должно начинаться на начальном этапе обучения в школе, основываясь на наблюдении, изучении психологических особенностей, речи, памяти, мышления. [4, с.67] Одаренные дети требуют особого дифференцированного подхода.

Как же понимается одаренность? Еще в первые десятилетия ХХ века возникала проблема устройства специализированных школ для одаренных. В то время считалось, что одаренность это «высшие умственные способности». [4, с. 62] В дальнейшем, ученые в разных областях знаний занимались изучением проблемы одаренности. Классики психологической науки (Выготский Л. С., Теплов Б. М., Ананьев Б. Г.) трактовали одаренность как «качественный синтез способностей», «единство и взаимопроникновение интеллекта и всех других свойств и особенностей личности, эмоциональной сферы, темперамента». [4, с.63]

Многие исследователи одаренность определяют как «потенциальную возможность высоких достижений человека в разных областях жизнедеятельности и изучают функцию прогнозирования развития одаренной личности». [(4, с.64] Кроме интеллектуальной одаренности, выделяют множество других: музыкальную, физическую, техническую, математическую, художественную и т. д. Современные теоретики и практики представляют интеллектуальную одаренность как «высокие умственные способности, совершенствующиеся в процессе творческой деятельности». [4, с.68] «Высокие умственные способности» являются врожденным качеством личности.

Еще одним существенным компонентом интеллектуальной одаренности является, по мнению ученых, понятие креативности. Креативность личности понимается как склонность к инновационной деятельности, как нестандартность мышления, повышенная потребность в знаниях». [4, с.71] Для прояснения понятий одаренности и креативности дадим их определения: «Одаренность — качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [5, с.136]. «Креативность — уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [2, с.66].

По данным научных исследований 20–25 % детей являются одаренными. Одаренность может проявляться по-разному и в разном возрасте. Задача родителей, педагогов общеобразовательных школ заметить и поддержать ребенка с опережением в развитии. Необходимы специальные программы для обучения одаренных детей, ранняя диагностика способностей, психолого-педагогическое сопровождение. На новый уровень развития выходит система дополнительного образования. Сегодня система дополнительного образования работает во взаимосвязи с системой общего образования. Дополнительное образование предоставляет учащимся удовлетворить свои образовательные запросы и потребности, предоставляет возможности для самореализации в творчестве. [4, с. 34]

«Дополнительное образование — это открытая педагогическая система, обладающая собственными ценностными ориентациями, свободным выбором педагогических технологий, которая на основе принципа добровольного решения позволяет учащимся средней школы максимально использовать свободное время для индивидуального развития и самореализации». [4, с.35]

Взаимодействие общего и дополнительного образования обеспечивает непрерывность обучения, профориентацию, развивает творческие способности личности, используя систему личностно ориентированного и персонифицированного образования. [4, с.36]

Система персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей подразумевает выделение индивидуальных особенностей учащихся, т. е. индивидуализацию, и дифференциацию способностей и интересов, развитие инициативы и самостоятельности, создание специфических условий сопровождения одаренных детей. Система, в которой познавательные и созидательные потребности интеллектуально одаренного ребенка, являются образующим фактором, и будет иметь персонифицированную направленность.

Отличие персонифицированного образования от индивидуализированного заключается в том, что учреждения общего и дополнительного образования создают «образовательную инфраструктуру и проектируют субъектную позицию в обучении, разрабатывают единичную образовательную траекторию». [4, с. 100]

Разработка и внедрение концепции персонифицированного воспитания и обучения одаренных детей носит инновационный характер. Она основывается на идеях личностно ориентированного образования. При этом обеспечивается формирование и развитие личности, удовлетворение познавательных потребностей, духовных и культурных, предоставляется свобода выбора содержания образования.

Образование сегодня должно обеспечить приобретение основных базовых компетенций в различных сферах знания: интеллектуальной, коммуникационной, информационной и т. д. ранее, как мы помним, образование давало знания, умения, навыки. На сегодняшний день — это компетенции, компетентность. Приобретение компетенций происходит при реализации способности к самообразованию, при достижении результатов в деятельности, предполагает достижение успешности в этой деятельности. При таком подходе, называемом компетентностным, обеспечивается развитие личности, предоставление свободы выбора и путей получения знаний, удовлетворение образовательных, духовных потребностей. [4, с.102] Перечисленные компоненты являются составляющими концепции персонификации образования. Персонификация воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей как раз и позволяет развивать «компетентности в самых разнообразных сферах деятельности». Приведем еще одну цитату, которая наиболее характеризует понятие персонификации воспитания и обучения. «…Персонификация образования предполагает не просто реализацию личностного подхода в системе общеобразовательной деятельности, а профильное обучение, в основе которого лежит индивидуальная модель способностей (компетенций). Эта модель обеспечивает … готовность принимать персональные ответственные решения, способность к самостоятельной деятельности инновационного характера, саморазвитию и непрерывному самообразованию». [4, с. 10]

При персонифицированном подходе к воспитанию и обучению интеллектуально одаренных детей происходит не просто приобретение знаний, а формирование личности, её воспитание для достижения высоких результатов обучения, развитие самостоятельности в деятельности и самоопределение в направлении будущей профессии. Одаренный ученик обладает активностью, мотивированностью на высокий результат и эффективность деятельности, обладает самостоятельностью в выборе направления своего образования. Такой ученик способен осуществлять проектную деятельность, научно-исследовательскую, интеллектуальную и творческую работу. Задача специалистов выявить одаренного ребенка, направить его, определить «зону ближайшего развития», выработать индивидуальную программу воспитания и обучения. Как уже говорилось, одаренные дети требуют психологического сопровождения и в рамках сопровождения необходимо диагностировать способности и уровень интеллекта, умственную активность, саморегуляцию.

Примером реализации идей персонификации образования одаренных детей является созданная в г. Ставрополе экспериментальная площадка Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ: научно-учебно-образовательный комплекс на базе Северо-Кавказского федерального университета, Дворца детского творчества и общеобразовательных учреждений г. Ставрополя (лицей № 5, лицей № 14 и др.). В основе работы экспериментальной площадки лежит интеграция и единство общего и дополнительного образования. У каждого участника этого эксперимента своя роль.

СКФУ разрабатывает и внедряет в практику концепцию «инновационного образования талантливой молодежи», осуществляет поддержку и руководство научной и исследовательской деятельностью учащихся в период обучения, а также научной деятельностью педагогов общего и дополнительного образования. Преподаватели университета являются научными руководителями эксперимента. На сегодняшний день разработаны теоретико-методологические основы деятельности комплекса, созданы различные образовательные технологии. Например, «технология проведения учебно-научных конференций, семинаров, в задачу которых входит приобщение к научным традициям, к научной деятельности и научному поиску», «технология освоения методов научного исследования».

Школы и лицеи, в свою очередь, обеспечивают создание условий для интеллектуального, духовного, культурного, эстетического развития личности ученика, условия для его саморазвития, самореализации; выявляют способности и интересы учащихся, обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение и поддержку одаренных учащихся.

Учреждение дополнительного образования — Дом детского творчества г. Ставрополя — осуществляет воспитательную работу, предоставляет дополнительные образовательные услуги, расширяющие обучение в той или иной сфере, формирует новые возможности для творческого развития ребенка, создает разновозрастные учебно-научные объединения школьников. Так, уже более 20 лет во Дворце детского творчества работает Малая Академия Наук — научное объединение учащихся, где созданы условия для реализации потенциальных способностей детей опережающего развития и где учащиеся вовлекаются в творческую научную деятельность.

Таким образом, во взаимосвязи и взаимодействии общего и дополнительного образования при поддержке высшей школы реализуется система персонификации воспитания и обучения интеллектуально одаренных детей.

 

Литература:

 

1.                  Инновационный потенциал дополнительного образования интеллектуально одарённых детей: научно-метод. пособ./ под общ. редакцией проф. В. М. Головко. — Ставрополь, 2013. — 227 с.

2.                  Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. — М., 2005.

3.                  Образовательный комплекс для детей опережающего развития: экспериментальная модель/ под редакцией проф. В. М. Головко. — Ставрополь, 2001. — 272 с.

4.                  Персонификация образования интеллектуально одаренных учащихся: монография/ под редакцией В. М. Головко и Л. Н. Папениной. — М.: Ставрополь, 2008. — 380 с..

5.                  Теплов Б. М. Способности и одаренность// Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. — с. 136–137

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, ребенок, обучение, одаренный ребенок, детское творчество, интеллектуальная одаренность, общее образование, персонификация воспитания, персонифицированное образование, ставрополь.

Похожие статьи

Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Индивидуализация обучения одаренных детей в условиях цифровой трансформации образования

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями

Похожие статьи

Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Индивидуализация обучения одаренных детей в условиях цифровой трансформации образования

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития детской одаренности посредством совместного сотрудничества с родителями