Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 17.03.2015

Статья просмотрена: 1182 раза

Библиографическое описание:

Бельды, О. Н. Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе познавательно-исследовательской деятельности / О. Н. Бельды. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 60-. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7612/ (дата обращения: 15.11.2024).

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. В процессе наблюдений, превращений различных предметов и явлений у детей происходит не только развитие мыслительных операций, но и обогащение и развитие связной речи.

 

Один из основополагающих принципов ФГОС дошкольного образования — формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Именно через познание осуществляется развитие детей в дошкольном возрасте. «Познание-категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми». [3]

Развитие познавательной функции речи тесно связано с умственным воспитанием ребенка, с развитием его мыслительной деятельности. Чтобы передавать информацию, новые знания и сведения, слово должно сначала раскрыть образ каждого предмета, его свойства, качества. Речевое мышление осуществляется на основе словесных значений, понятий и логических операций. Формирование предметной отнесенности слова-названия — происходит одновременно с формированием значений слов и систем значений. Л. С. Выготский называл эту связь «единством мышления и речи». [1] Понятие возникает в процессе интеллектуальной операции. [5]

Известно, что у дошкольников с общим недоразвитием речи страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление. Это подтверждается данными логопедического обследования детей старшей группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 «Огонёк» г. Поронайска. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции, отстают в развитии словесно-логического мышления. Детям трудно подобрать нужные слова, правильно построить фразу. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, ребенок ограничивается лишь их перечислением. В активной речи дети чаще всего пользуются простыми предложениями или отдельными словами. Неумение обозначать словами причинно-следственные связи приводит к тому, что они не могут составить логичный рассказ, полно и развернуто ответить на вопрос. Отсутствует четкость и последовательность изложения. Чаще всего дети ограничиваются перечислением предметов или их отдельных частей. В качестве примера мы приводим рассказ, составленный ребенком 5 лет: «Машина. Руль. Крутить. Колеса. Ездить надо».

Трудности в овладении детьми понятийного мышления, и соответственно, усвоении новых слов, затормаживают процесс развития связной речи. Поэтому встал вопрос в поиске новых форм работы по развитию этой функции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В качестве активизирущего средства мы используем познавательно-исследовательскую деятельность, так как развитие речи и познание тесно связаны между собой, а познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления.

Цель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Китайская пословица «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» отражает поставленные задачи:

-        формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

-        развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

-        развивать речь.

Коррекционно-образовательная работа строится на основе интеграции способов познания, которая даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

Лексический принцип построения непосредственно образовательной деятельности играет важную роль в познании. Мы активно используем такие формы работы как тематические дни и недели, тематические занятия («Чудо — пуговка», «Наши цветущие растения», «Мирные профессии в Армии нужны»).

В зависимости от конкретной образовательной ситуации используем и занятия с простейшими опытами: «Откуда взялся ветер?» (сочетается с развитием правильного речевого дыхания), «Путешествие Капельки» и т. п.. Они углубляют представления детей о предметах, явлениях, событии, обогащают их словарный запас, учат рассуждать, делать выводы, действовать самостоятельно, взаимодействовать с партнером, группой, договариваться, слушать и слышать, высказывать общее мнение. Пример: тематическое занятие «Делу время, потехе — час» формирует у детей представления о таком абстрактном понятии как время, в частности о минуте. Дети экспериментально проверяют, как долго длится время, и определяют характер его течения — долго или быстро. Для этого им последовательно предлагаются игры

1)      «Помолчим». Пока пересыпается песок в песочных часах, логопед предлагает просто посидеть и помолчать.

2)      Игра «Кто быстрее?» (практическое знакомство с одной минутой)

(У каждого ребенка лежат бусы и шнурки.)

Логопед: По сигналу вам надо нанизать на шнурок как можно больше бус. Игра закончится, как только песок пересыплется вниз. (Дети нанизывают бусы на шнурки, далее — подсчет бус). В результате дети пришли к выводу, что один тот же отрезок времени может длиться по-разному в зависимости от вида занятия.

Свои представления о времени дети впоследствии выразили в небольшом коллективном рассказе «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Вот такого содержания: Однажды Петя и Ваня пошли на рыбалку. Петя закинул в речку удочку и стал ждать, а Ваня решил половить бабочек. Скоро Ване стало скучно одному бегать за бабочками и он стал звать Петю. А Пете некогда — он ловит рыбу. Ваня не поймал бабочку, а у Пети — полное ведерко рыбы.

Для активизации и развития связной речи используем игры-превращения: «Живое — неживое», «Чудесный мешочек», «Да — нет», «Отгадай предмет», «Что сначала, что потом», «Что лишнее» и т. д.

Процессы-превращения лежат в основе действий, которые мы совершаем даже не задумываясь. Нажав на выключатель — темноту мы превратим в свет, вымыв руки мылом, из грязных мы сделаем их чистыми и т. д. Наблюдая подобные процессы и осваивая соответствующие действия, ребенок учится совершать преобразования самых разных ситуаций. Однако развитие способностей к преобразованию у детей происходит стихийно и не всегда достигает высокого уровня. Несмотря на очевидность превращений в окружающем мире, ребенок далеко не всегда «схватывает» сам момент перехода, преобразования, поэтому, например, разные агрегатные состояния одного и того же вещества могут казаться ему абсолютно разными объектами [2].

Самым сложным типом речи является рассуждение, потому что тесно связано с диалогическим общением и аргументацией, т. е. ребенок должен знать, о чем говорит. Этому способствуют заданиями типа:

-        «Закончи предложение» (Петя не пошел гулять, потому что…) Далее придумывают дети: потому что на улице холодно, потому что он заболел и т. п.

-        «Вопрос-провокация»: — Почему зимой идет снег, а не дождь? Чем бабочки отличаются от птицы?

Ребенок, высказывая свою мысль, доказывая правильность или неправильность своего предположения (на основе опыта, из прошлого опыта), учится рассуждать, обобщать общее мнение.

Наиболее интересно проходит усвоение понятий, которые можно проверить, потрогать, измерить. Например, мы с детьми экспериментально проверяем гладкость или шероховатость листочков комнатных растений и учимся давать им определения. «У герани — листочек бархатистый, а у цикламена — гладкий», «кожа — гладкая, а мех — пушистый» и т. д.

В ходе небольших экспериментов дети имеют возможность инициативно высказываться, делиться своими переживаниями. Мы исследовали температуру воды, и дети придумали множество определений для нее: тепленькая, тепловатая, прохладная, приятная, освежающая, холодная, жидкая, блестящая. Деятельность педагога при этом состоит в том, чтобы дать возможность исследовать, выбирать способ действия.

В заключение мы хотим сказать, что мир физических явлений, окружающий ребенка, дает огромные возможности для систематического развития способностей к преобразованию как компоненту общих умственных способностей. Развитие речи и исследовательская деятельность тесно связаны между собой. Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Эффективность нашей работы в данном направлении подтверждается данными итогового исследования связной речи. Оценивая выполнение предложенной методики «Последовательные картинки» [4], мы отметили, что у детей улучшились показатели в лексико-грамматическом оформлении высказывания с адекватным использованием лексических средств. В меньшей степени наблюдается стереотипность грамматического оформления и нарушение порядка слов. Употребляемые детьми грамматические конструкции в виде сложных, распространенных предложений.

Таким образом, использование познавательно-исследовательской деятельности как средства коррекции связной речи позволяет значительно улучшить качество речи у детей с нарушениями речи.

 

Литература:

 

1.             Выготский Л. С. «Мышление и речь» Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.

2.             Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4–7 лет. М.: Мозаика-Синтез. 2012г.-78с.

3.             Касавин И. Т. Новая философская энциклопедия: в 4 тт. М: Мысль. Под редакцией В. С. Степина. 2001г.

4.             Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Изд. «Книголюб». 2007г.-152 с.

5.             ТрошинО.В., Жулина Е. В. Логопсихология: Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера. 2005г.-256с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, связная речь, общее недоразвитие речи, развитие, исследовательская деятельность, общее мнение, познавательно-исследовательская деятельность, понятийное мышление, развитие речи, усвоение новых слов.

Похожие статьи

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий

Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...

Похожие статьи

Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста

В статье раскрыты особенности и возможности использования дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей раннего возраста. Представлена система индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию речи, через дидактические игры и пособия, ...

Развитие речи дошкольников как основного механизма мышления

Статья посвящена изучению свойств речи как основного механизма мышления. Проводится сравнительный анализ реализации программы «Детство» и дополнительной программы по развитию речи детей в логопедической группе детского сада до участия в эксперименте ...

Развитие просодической стороны речи детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в процессе логопедического сопровождения

Данная статья рассматривает вопрос развития просодических компонентов у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В статье освещены направления работы в данной области, а также факторы, влияющие на продолжительность и эффективнос...

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики через организацию кружка

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение логически мыслить. Статья содержит занимательный материал, способствующий активизации мыслительных процессов. Представлен опыт использования ра...

Развитие процесса чтения у детей младшего школьного возраста в онтогенезе и дизонтогенезе

Формирование у младших школьников навыка чтения — одна из главных проблем в работе логопеда. Выбор и обоснование системы коррекционной работы предполагает анализ развития навыка чтения в онтогенезе и дизонтогенезе, рассмотрение вопросов нарушения и к...

Изучение связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи по результатам констатирующего эксперимента

В данной статье изучена характеристика связной речи детей с нормальным речевым развитием и ее особенности у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи. В результате сделали выводы, что дети с речевым недоразвитием испытывают затруднения в пос...

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ТНР, направленное на профилактику нарушений письменной речи

Разработка научно обоснованных комплексных технологий, направленных на профилактику нарушения формирования предпосылок письменной речи, на сегодняшний день отвечает потребностям современного дошкольного образования. В статье представлен игровой компл...

Логопедическая работа по развитию навыков связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня средствами мнемотехники

В статье рассматривается новый подход к проектированию логопедической работы с дошкольниками с ОНР 3-го уровня на основе использования приемов мнемотехники, при котором центром работы учителя-логопеда является стимулирование развития всех психических...

Повышение познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности средствами информационно-коммуникационных технологий

Статья раскрывает содержание понятия «познавательный интерес» и его развитие у младших школьников во внеурочной деятельности средствами ИКТ. Познавательный интерес является фундаментом в развитии личности младшего школьника. Развитие познавательного ...