Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 03.03.2015

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. Анализ результативности методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 242-246. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7545/ (дата обращения: 22.08.2018).

Вопрос повышения качества информационной подготовки будущих специалистов-экономистов может быть решен проектированием и реализацией методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов в образовательном процессе вуза.

Анализ результативности спроектированной методической системы представляет собой анализ опытно-экспериментальной работы по реализации системы в образовательном процессе Сибирского государственного аэрокосмического университета им. ак. М. Ф. Решетнева (СибГАУ). Опытно-экспериментальная работа представляет собой метод исследования, позволяющий обеспечить научно-объективную и доказательную проверку положения о том, что реализация разработанной методической системы обеспечивает повышение уровня сформированности профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась со студентами, обучающимися в 2012–2013 и 2013–2014 учебном году на Инженерно-экономическом факультете СибГАУ. Общее количество участников экспериментальной работы составило 93 человека. Опытно-экспериментальная работа проводилась в естественных условиях образовательного процесса вуза и состояла из следующих этапов:

I. Подготовительный этап, задачами которого выступили:

1.         Уточнение понятия и содержания профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов; выявление, описание показателей и уровней ее сформированности.

2.         Проектирование содержательного компонента методической системы на основе информационных задач профессиональной деятельности экономиста и описание особенностей реализации методической системы в образовательном процессе вуза.

3.         Разработка диагностического комплекса определения сформированности изучаемой компетентности в соответствии с выявленными показателями и уровнями.

Результатом данного этапа явилось теоретико-методологическое обоснование проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов. Так же экспериментальная работа этого этапа позволила уточнить противоречия, сформулировать проблему, объект и предмет исследования, конкретизировать цель исследования, задачи и гипотезу.

II. Констатирующий этап, в задачи которого входило:

1.      Выбор контрольных и экспериментальных групп, отвечающих требованиям однородности выборки.

2.      Определение начального уровня сформированности ПИК у будущих бакалавров-экономистов из контрольных и экспериментальных групп.

3.      Конкретизация методов, форм и средств, необходимых для реализации методической системы в условиях СибГАУ.

Результаты этого этапа экспериментальной работы свидетельствуют о в целом низком общем уровне сформированности ПИК будущих бакалавров-экономистов, что вызвало потребность в доминирующем использовании активных и интерактивных методов, разнообразных форм аудиторного, электронного и смешанного обучения, способствующих наращиванию опыта решения информационных задач профессиональной деятельности.

III. Формирующий этап, реализующий разработанную методическую систему в образовательном процессе вуза.

В экспериментальной работе на этом этапе принимали участие указанные выше контрольные и экспериментальные группы. Общими условиями участия в эксперименте в 2012–2013 и 2013–2014 г.г. для контрольных и экспериментальных групп являлись: одинаковое время и продолжительность обучения, одинаковые измерительные материалы, позволяющие диагностировать уровень сформированности компонентов компетентности, единые критерии оценки учебных достижений (рейтинговая система вуза). Отличие в условиях заключалось в том, что экспериментальные группы обучались в рамках разработанной методической системы. В частности, содержательный компонент методической системы включал обучение экспериментальных групп прохождением по непрерывным методическим линиям, представляющих собой информационные задачи профессиональной деятельности экономиста (поисковые, хранения информации, вычислительные, интеллектуальные, инфо-коммуникационные).

Более подробно содержательное различие обучения представлено в таблице ниже.

Таблица 1

Отличие в условиях формирования ПИК в контрольных и экспериментальных группах исследования

Группы

2012–2013 уч. год

2013–2014 уч. год

1 семестр

2 семестр

1 семестр

2 семестр

К-1

-

-

Обучение по дисциплине «Экономическая информатика»

Обучение по дисциплинам «Мировая экономика»

Э-1

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Обучение по дисциплине «Экономическая информатика», включающее освоение непрерывных линий информационных задач

Обучение по дисциплинам «Мировая экономика» и «Маркетинг», включающих модули информационных задач

К-2

еще не обучались

-

-

Э-2

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

Участие в работе лаборатории «Современные информационные технологии»

 

IV. Обобщающий этап, задачами которого являлись:

1.      Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

2.      Теоретическое осмысление и интерпретация результатов исследования, полученных в процессе экспериментальной работы.

3.      Систематизация и статистическая обработка результатов исследования с целью проверки результативности методической системы.

4.      Формулировка выводов, полученных в ходе экспериментальной работы.

Измерения изменения уровня сформированности ПИК у обучающихся контрольных и экспериментальных групп проводились в следующем порядке:

-        В группах К-1 и Э-1 проводилось три измерения: входное (сентябрь 2012 г.), промежуточное (июнь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).

-        В группах К-2 и Э-2 проводилось два измерения: входное (сентябрь 2013 г.) и итоговое (июнь 2014 г.).

Каждое измерение в каждой группе содержало диагностику сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного, рефлексивно-оценочного компонентов ПИК средствами диагностического комплекса, включающего совокупность методик, отвечающих требованиям научности, объективности, валидности, надежности и репрезентативности. [1] Анализ результатов обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы проведен на основе таблиц, графическая иллюстрация которых представлена на рисунках ниже, содержащих сведения о входных, промежуточных и итоговых измерениях в контрольных и экспериментальных группах.

Рис. 1. Изменение уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 2. Изменение уровня сформированности когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 3. Изменение уровня рефлексивности у контрольных и экспериментальных групп

 

Рис. 4. Изменение уровня самооценки профессиональной информационной компетентности у контрольных и экспериментальных групп

 

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил выдвинуть предположение о том, что уровень сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах значимо различается от уровня сформированности компонентов ПИК в контрольных группах. Предположение было доказано с использование φ*-критерия Фишера на уровне значимости 0,05. При этом положительная динамика сформированности компонентов профессиональной информационной компетентности в экспериментальных группах с помощью G-критерия знаков подтверждает положительную динамику исследуемой комптентности. Полученные результаты позволили доказать результативность спроектированной и реализованной в условиях образовательной среды СибГАУ методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих бакалавров-экономистов.

 

Литература:

 

1.             Савостьянова И. Л. Диагностический комплекс определения сформированности информационной компетентности бакалавра-экономиста [Текст] / И. Л. Савостьянова //Письма в Эмиссия. Оффлайн [Эл. ресурс] http://www.emissia.org/offline/2014/2233.htm (дата обращения 12.10.2014)

 

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная информационная компетентность, опытно-экспериментальная работа, группа, экспериментальная работа, методическая система, образовательный процесс вуза, работа лаборатории, методическая система формирования, задача, разработанная методическая система.

Похожие статьи

Особенности содержания методической системы...

профессиональная информационная компетентность, опытно-экспериментальная работа, группа, экспериментальная работа, методическая система, образовательный процесс вуза, работа лаборатории...

Реализация технологического компонента методической...

методическая система, профессиональная информационная компетентность, элемент системы, текущий контроль, входной контроль, модуль дисциплины, вид контроля, дисциплина, модель, материал.

Организация методической работы в дошкольной...

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на

Так например, Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы

К вопросу о понятии «методическая система» | Статья в журнале...

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя. Ключевые слова:методическая система, проектирование методической системы...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

Система методической работы в учебных заведениях выполняет еще одну важную функцию — осуществление систематического влияния на повышение педагогического уровня подготовки преподавателей, их профессионально-методической компетентности...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации...

Характеристика методической компетентности в структуре...

В свою очередь профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает методическая компетентность.

Модель методической системы формирования компетенции...

Понятие «методическая система» рассматривалось многими исследователями, из которых нам ближе всего трактовка МС как совокупности взаимосвязанных компонентов (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, А. М. Пышкало).

Управление формированием методической компетентности...

Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы.

Ключевые слова: методическая компетентность, проектировочные умения, информационно-технологическая компетенция, информационно-педагогическая...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности содержания методической системы...

профессиональная информационная компетентность, опытно-экспериментальная работа, группа, экспериментальная работа, методическая система, образовательный процесс вуза, работа лаборатории...

Реализация технологического компонента методической...

методическая система, профессиональная информационная компетентность, элемент системы, текущий контроль, входной контроль, модуль дисциплины, вид контроля, дисциплина, модель, материал.

Организация методической работы в дошкольной...

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности. Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на

Так например, Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы

К вопросу о понятии «методическая система» | Статья в журнале...

В статье анализируются различные походы к трактовке понятия «методическая система» в контексте развития современного образования и постдипломной подготовки учителя. Ключевые слова:методическая система, проектирование методической системы...

Система научно-методического обеспечения подготовки...

Система методической работы в учебных заведениях выполняет еще одну важную функцию — осуществление систематического влияния на повышение педагогического уровня подготовки преподавателей, их профессионально-методической компетентности...

Методическая работа в образовательном учреждении...

Методическая работа — это целостная система мер и мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации...

Характеристика методической компетентности в структуре...

В свою очередь профессиональная компетентность определяется как целостная многоуровневая и многофункциональная система взаимосвязанных компетентностей, частью которой выступает методическая компетентность.

Модель методической системы формирования компетенции...

Понятие «методическая система» рассматривалось многими исследователями, из которых нам ближе всего трактовка МС как совокупности взаимосвязанных компонентов (С. И. Архангельский, Н. В. Кузьмина, А. М. Пышкало).

Управление формированием методической компетентности...

Управление формированием методической компетентности учителей общеобразовательной школы.

Ключевые слова: методическая компетентность, проектировочные умения, информационно-технологическая компетенция, информационно-педагогическая...

Задать вопрос