Условия для самообразования средствами школьного управления | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 20.02.2015

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Коноводова Ю. А. Условия для самообразования средствами школьного управления [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 253-256. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7399/ (дата обращения: 20.10.2018).

В настоящей статье представлены результаты исследования развития уровня самообразования выпускников школ и учителей Санкт-Петербурга. Основной акцент сделан на процесс развития самообразования в современных технологических условиях. Предложены формы управления самообразованием и модель управления самообразованием.

Ключевые слова: образование, самообразование, самообразование педагога, самообразование учащегося, управление самообразованием, формы управления самообразованием.

 

Keywords: education, self-education, self-education teacher, studentself, self-educationmanagement, forms of self-education management.

 

В условиях быстрого развития российского общества и глобальной информатизации, залогом успешного развития и благосостояния социума выступает концепция самообразования. Изменившаяся эпоха — диктует настоятельную необходимость постоянного (непрерывного) обновления знаний любым человеком и обществом в целом. То есть — самообразование становиться не только желательным, но и необходимым; не только средством, дополняющим образование, но и ведущим средством образовательного процесса [1].

В связи со сказанным мы создали систему оценки уровня самообразования педагогов школ и учащихся, опираясь на предложенные во многих интернет источниках методики [2, 3]. В нашем исследовании приняли участие 100 учителей школ и 100 выпускников 11 классов Санкт — Петербурга.

Мы выделили три направления оценки уровня самообразования педагогов и учащихся: Выявление способности к самообразованию; Факторы, стимулирующие самообразование; Показатели самообразования.

Результаты, полученные в ходе изучения первого направления «Выявление способности к самообразованию», оказались следующими: педагоги имеют достаточный потенциал к самообразованию, а старшеклассники показали высокий потенциал к самообразованию. Выпускники в большей мере осознают значимость своего самообразования и развивают свой потенциал. Интересно отметить, что у педагогов намного ниже, чем у учащихся показатели в критерии «освоение нового». Это можно объяснить заинтересованностью учащихся компьютерными технологиями и развитием других средств технического прогресса, открывающих источник нового знания и интересной информации. Мы живем во время постоянного обновления информационно — коммуникационных технологий и не освоение их просто «выбросит педагога за борт» образовательного и учебного процесса.

Рассмотрим полученный результат по второму направлению «Факторы, стимулирующие самообразование» педагогов и учащихся. Учителя оценивают максимально высоко доверие к самообразованию надеясь, что это улучшит их уровень жизни. На втором месте рейтинга стимулирования оказалась организация труда, этот фактор имеет сильное влияние на возможность самообразовываться педагогам. На третьем месте внимание руководителей к самообразованию педагогов, значит учителям важно не просто личное самообразование для себя, но и возможность быть замеченным руководителем и при возможности получить финансовое поощрение или карьерный рост.

Для учащихся наиболее важным является интерес к процессу самообразования. Ученикам выпускных классов необходимо серьезно подойти к вопросу выбора своего образовательного маршрута, поэтому именно интерес к собственному самообразованию и будущему занимает лидирующую позицию в ответах. И конечно немало важным остается новизна деятельности — устав от школьного регламента выпускники надеются освоить новые интересные виды деятельности.

Отметим, что учителя и учащиеся испытывают большое влияние стимулирующих факторов на их самообразование.

Полученный результат по третьему направлению «Показатели самообразования» педагогов и учащихся следующий: учителя имеют достаточные способности к самообразованию, а учащиеся имеют высокие способности к самообразованию.

Если сравнить результаты анкетирования педагогов и учеников выпускных классов, то заметно преимущество в развитии самообразования учеников над учителями. На наш взгляд это объясняются лучшим освоением учащимися нового образовательного пространства сети интернет и овладение новыми информационными технологиями.

Поэтому для системы образования в целом нужно, прежде всего, продумать способы управления самообразованием учителей.

Мы считаем, что на сегодняшний день можно выделить несколько форм управления самообразованием:

-        самоуправление,

-        управление через создание условий для самообразования,

-        косвенное управление через сопутствующие самообразованию процессы.

Под самоуправлением в большом энциклопедическом словаре понимается — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами [4]. Самоуправление образованием осуществляется непосредственно самим человеком по мере прохождения им образовательного маршрута. Это проявляется в самостоятельном контроле качества усвоения материала; степени его понимания; времени, отводимого на изучения материала; выборе формы, способа и средства получения самообразования. То есть, самоуправление самообразованием — это сугубо внутренний контроль каждой личности над собой, согласно ее индивидуальным особенностям, наклонностям, интересам.

Управление самообразованием человека через создание необходимых условий. Для этого нужно заинтересовать человека; показать преимущества, выбора пути самообразования; стимулировать самообразовательную деятельность; обеспечить ресурсами. Так как процесс самообразования должен быть добровольным, то есть осуществляться по желанию самого человека, то именно это условие нужно создать, прежде всего. Для этого человек точно должен понимать, для чего ему надо выполнять ту или иную деятельность и что он получит в итоге. На этом этапе снова можно управлять процессом самообразования человека, показывая ему преимущества выбора данного пути собственного развития. Указав на приобретение личностью новых интересных и полезных знаний, понимания сути многих вещей и явлений снова можно управлять процессом самообразования. Основными источники самообразовательной деятельности считаются: специальная научно-популярная литература, видеоматериалы, интернет, лекции, семинары, конференции, обучающие программы, обмен опытом, путешествия, телевидение, посещение выставок, музеев, театров и т. д. Предоставив человеку возможность использовать все эти источники самообразовательной деятельности и выбирать оптимальный источник для каждой личности можно добиться высокого результата в управлении самообразованием. Кроме выбора источников самообразования можно предложить разные формы самообразовательной деятельности (индивидуальную или групповую), приемы работы, помочь в планировании времени на работу и контроля деятельности. И самое главное — самообразование должно быть в радость, то есть при управлении самообразованием, через создание определенных условий необходимо кроме всего прочего вызывать в человеке положительные эмоции в процессе его работы и по достижении им результата.

Косвенное управление через сопутствующие самообразованию процессы. Можно выделить три направления, через которые косвенно управлять самообразованием. Первое направление — это решение типичных задач, которые постоянно возникают у всех людей. Стремление к самообразованию может вызвать у человека желание преодолеть трудности, с которыми он сталкивается в своей жизни. Второе направление обусловлено современными особенностями развития образовательного процесса (ФГОС второго поколения, всемирная глобализация информации, развитие интернет — технологий). Третье направление связано с индивидуальными особенностями каждого человека.

Возможности управления самообразованием могут быть реализованы во всех управленческих компонентах:

-        Планирования

Можно управлять процессом самообразования с момента появления интереса у человека к самообразовательной деятельности. Для этого надо, чтобы человек осознал выгоды для себя от процесса самообразования и от дальнейшего результата.

-        Организации

Процесс самообразования непрерывный, но планировать его нужно поэтапно. Управлять самообразованием четко организовав саму деятельность от выдвижения цели и задач до желаемого результата, при этом делая акценты на главном и на затрачиваемое время. Необходимо учитывать особенности и возможности каждого человека при организации его самообразовательной деятельности.

-        Мотивации

Мотивацией является выход на высокий уровень творческих компетенций — способность к творческому саморазвитию. Для каждого человека свой стимул для развития и правильно его подобрав можно управлять процессом самообразования.

-        Контроль деятельности по самообразованию.

Осуществляя контроль на каждом этапе процесса самообразования можно добиться желаемых результатов.

Возможности управления самообразованием тем выше, чем более гибкая модель управления избрана, в основе которой поддержка активности личности.

В результате нашего изучения проблемы самообразования в современных социокультурных условиях нами разработана модель управления самообразованием, которую можно применять как для детей, так и для взрослых.

Модель представлена четырьмя взаимно связанными компонентами:

1.          Обучение самообразовательной деятельности

2.          Стимулирование процесса самообразования

3.          Создание необходимых для самообразования условий

4.          Формирование организационного климата, способствующего развитию самообразования

Каждый компонент важен в отдельности, но их совместное использование усиливает общий желаемый эффект — развитие самообразования.

Экспериментальное обучение показало, что применение модели управления самообразованием учащихся на уроках способствует самообразованию. Учителя поддержали разработанную нами модель управления самообразованием.

 

Литература:

 

1.      Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»

2.      Анкетирование учителей, учащихся, родителей [электронный ресурс]: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru %

3.      Педсовет «самообразование» [электронный ресурс]: gorbovichis.narod.ru›fail/pedsovet.doc

4.      Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, процесс самообразования, самообразовательная деятельность, модель управления, учащийся, управление самообразованием, форма управления, образовательный процесс, образовательный маршрут, косвенное управление.

Ключевые слова

образование, самообразование, самообразование педагога, самообразование учащегося, управление самообразованием, формы управления самообразованием.

Похожие статьи

Самообразовательная деятельность современного учителя

Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности.

Организация процесса самообразования педагога

Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного...

непрерывное образование, самообразовательная деятельность, образование, самообразование, референтная группа, жизнь, образовательная деятельность, процесс образования, образовательный процесс...

Самообразование — это важнейший признак качества...

- самообразование учителя, студента, руководителя школы в различных исследованиях выступает как объект теории управления: М. И

уровня готовности к самообразовательной деятельности, а также совершенствования самого процесса самообразования [7].

Самообразование педагога как условие профессионального роста

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей...

Образование как формат самообразования | Статья в журнале...

Ключевые слова: образование, самообразование, воспитание, рефлексия, саморазвитие, знание, мотив.

А сам образовательный процесс должен осуществляться как свободно избираемая самими обучающимися деятельность.

Самообразование как основа успешности человека

Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.

– 2007. – №1. Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ...

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

Самообразовательные процессы приобретают более осознанные и организованные формы. По мнению современного немецкого педагога Armbrust Joachim: «Люди сегодня должны воспринимать образование как сознательную форму самообразования» [14].

Самообразование как основа развития успешной...

П. И. Пидкасистый отмечает, что самообразование - это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов

В результате самообразовательной деятельности развиваются сильные стороны успешной личности.

Управление персоналом.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Самообразовательная деятельность современного учителя

Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности.

Организация процесса самообразования педагога

Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного...

непрерывное образование, самообразовательная деятельность, образование, самообразование, референтная группа, жизнь, образовательная деятельность, процесс образования, образовательный процесс...

Самообразование — это важнейший признак качества...

- самообразование учителя, студента, руководителя школы в различных исследованиях выступает как объект теории управления: М. И

уровня готовности к самообразовательной деятельности, а также совершенствования самого процесса самообразования [7].

Самообразование педагога как условие профессионального роста

В современной педагогической литературе самообразование трактуется «…как личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей...

Образование как формат самообразования | Статья в журнале...

Ключевые слова: образование, самообразование, воспитание, рефлексия, саморазвитие, знание, мотив.

А сам образовательный процесс должен осуществляться как свободно избираемая самими обучающимися деятельность.

Самообразование как основа успешности человека

Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы.

– 2007. – №1. Самсонов Ю.А. Основы управления образованием самообразованием руководящих работников школ...

Готовность к самообразованию как ключевое личностное...

Самообразовательные процессы приобретают более осознанные и организованные формы. По мнению современного немецкого педагога Armbrust Joachim: «Люди сегодня должны воспринимать образование как сознательную форму самообразования» [14].

Самообразование как основа развития успешной...

П. И. Пидкасистый отмечает, что самообразование - это непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствования методов

В результате самообразовательной деятельности развиваются сильные стороны успешной личности.

Управление персоналом.

Задать вопрос