Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Авторы: Базарова Наталия Анатольевна, Дурнева Ольга Вячеславовна, Шабанова Татьяна Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 04.02.2015
Статья просмотрена: 2991 раз
Библиографическое описание:
Базарова, Н. А. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Н. А. Базарова, О. В. Дурнева, Т. Н. Шабанова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7306/ (дата обращения: 23.11.2024).
Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, — несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.
В любой специализированной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребёнка не может состояться без всестороннего развития. Успех коррекционно- воспитательной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Педагогический коллектив совместно с родителями и медицинским персоналом объединил свои знания, умения и опыт в процессе коррекционно-развивающей, образовательной деятельности. Руководитель учреждения, врач, учитель-логопед, воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель работают как единая команда. Это позволяет посмотреть на ребёнка с разных сторон, лучше оценить его возможности и выявить проблемы.
Специалисты совместно обсуждают, планируют и реализуют программы помощи детям: изучается отечественный и зарубежный опыт, адаптируются существующие методики, разрабатываются методические приёмы, игры, занятия, помогающие решать коррекционные задачи.
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступают педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, заседания психолого-медико-педагогического консилиума, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий. В процессе такого взаимодействия удаётся вооружить педагогов теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.
Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект, обеспечивающий высокий, надёжный уровень речевого, интеллектуального и психологического развития ребёнка.
Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые являются организаторами и координаторами всей коррекционно-развивающей работы.
Работа начинается со стартовой диагностики, которая позволяет выявить актуальный уровень развития детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учётом личностно-ориентированного подхода. Каждый педагог диагностирует свою область:
- учитель-логопед обследует речевое развитие ребёнка;
- педагог-психолог — эмоционально-личностную сферу, интеллектуальное развитие;
- воспитатели проводят динамическое наблюдение, промежуточные срезы, выявляют уровень развития умений и навыков детей;
- инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей;
- музыкальный руководитель — просодическую сторону речи (силу, высоту, тембр голоса, его выразительность);
- врач проводит медицинское обследование.
Результаты диагностики тщательно анализируются, выявляются причины нарушений, намечаются пути помощи. Затем педагогами, участвующими в коррекционной работе, составляется интегрированный календарно-тематический план, на основании которого строится вся последующая работа.
Для составления перспективного плана консолидации специалистов ДОУ по коррекции общего недоразвития речи в группе компенсирующей направленности нужно хорошо представлять себе коррекционные задачи узких специалистов, их взаимосвязь с работой учителя-логопеда, а также содержание работы, в котором реализуются эти задачи. [8, с. 6–8]
Рассмотрим основные коррекционные задачи узких специалистов.
1. Развитие психологической базы речи.
Специалисты развивают у детей те психические процессы, которые являются предпосылочными по отношению к речи, то есть подготавливающими и мотивирующими появление речи.
Развивают зрительное восприятие, так как оно является базой для развития слухового восприятия, а так же профилактикой графических ошибок на письме.
Формирование слухового восприятия является базой для развития фонематического слуха. [6, с. 3–9]
Внимание и память — процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.
Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Речь и мышление, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. [1, с. 3–7]
2. Развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.
Во многих специальных исследованиях показана недостаточная сформированность пространственных представлений у детей с ОНР. У всех детей нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно формируется конструктивное мышление.
Развитие представлений о пространственных отношениях между предметами, развитие схемы тела тесно связано с формированием логико-грамматических конструкций, сформированность которых, в свою очередь, является важным показателем готовности детей к обучению в школе. [7, с. 164]
3. Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок обладает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. [3, с. 8] Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти.
4. Оптимизация мышечного тонуса. Обучение релаксации.
Мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи и правильных телодвижений. [9, с.24]
5. Развитие физиологического и речевого дыхания.
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох, который позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи. [2, с. 6]
6. Развитие ритмической способности у детей.
Ритм — это основа правильного формирования речи и её восприятия. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования). [5, с. 67]
7. Развитие мелкой моторики рук.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. [4, с. 155]
Учитель-логопед осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение их в самостоятельную речь, способствует логопедизации режимных моментов и занятий, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения.
Воспитатели закрепляют приобретённые знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, в содержание других занятий, а также в режимные моменты.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкально-терапевтических произведений. На музыкальных занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса. В упражнениях на ознакомление с силой звучания (громкостью) музыки развивается слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховые дифференцировки. Имитационно-изобразительные игры и танцевально-ритмическая гимнастика способствуют нормализации мышечного тонуса, координации движений. Для развития физиологического и речевого дыхания используются элементы фонетической и логопедической ритмики. Чувство ритма развивается в игре на музыкальных инструментах и в играх на ознакомление с темпом. В плясках и хороводах развиваются пространственные представления.
Занятия физической культурой способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики руки, формированию положительных, личностных качеств в поведении ребёнка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости, чувства товарищества. Для нормализации мышечного тонуса, координации движений используют разные виды ходьбы и бега. Комплексы дыхательных упражнений и подвижные игры с речью способствуют развитию физиологического и речевого дыхания. В подвижных играх развиваются временные и пространственные представления, использование элементов логоритмики развивает чувство ритма.
Педагог-психолог в играх и упражнениях развивает внимание, память, операции мышления, пространственные представления и конструктивный праксис. Упражнения на релаксацию способствуют оптимизации мышечного тонуса. Проводит тренинги уверенного поведения, психогимнастику, учит детей управлять своим настроением, мимикой, поддерживать положительный тонус, бесконфликтное поведение.
Таким образом, данная система работы помогает педагогическому коллективу успешно решать задачи по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачёва, В. В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачёва — М.: МГОПУ,1994. — 94 с.
2. Власова, Т.М., Пфафенродт, А. Н. Фонетическая ритмика [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт — М.: Владос, 1996. — 235 с.
3. Кориллова, Ю.А., Лебедева, М.Е., Жидкова, Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет [Текст] /Ю. А. Кириллова, М. Е. Лебедева, Н. Ю. Жидкова — С-Петербург.: Детство — Пресс, 2005. — 198 с.
4. Кольцова, М.М., Рузина, М. С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина — Санкт-Петербург,: Издательский дом — «М и М», 1998. — 191 с.
5. Лопухина, И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение [Текст] / И. Лопухина — С-П.:Дельта, 1997. — 253 с.
6. Микляева, Н.В., Полозова, О.А., Родионова, Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ [Текст] /Н. В. Микляева, О. А. Полозова, Ю. Н. Родионова — М.: Айрис Пресс, Айрис дидактика. 2005. — 78 с.
7. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика [Текст] / Е. М. Мастюкова — М.: Владос, 1997. — 302с.
8. Сергиенко, Г. Н. Учимся, говорим, играем [Текст] /Г. Н. Сергиенко — Воронеж, 2006. — 206 с.
9. Чистякова М. И. Психогимнастика [Текст] / М. И. Чистякова — М.: Просвещение, 1995. — 158 с.