Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе
Автор: Улисных Анна Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 09.02.2015
Статья просмотрена: 17222 раза
Библиографическое описание:
Улисных, А. А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе / А. А. Улисных. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 97-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7224/ (дата обращения: 17.12.2024).
Если мы хотим воспитывать человека во всех отношениях, то мы должны понять его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.
Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей.
Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.[2, с.4]
Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников.
Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОУ является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек.[2, с.11]
Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОУ.
- необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы концепции «Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе».
При разработке этой темы я исходила из предположения о том, что эффективность процесса гендерного воспитания, возможно, будет обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:
1. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.
2. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.
3. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
4. Учет воспитывающими взрослыми гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.
По этой проблеме мною были изучены научно-методические пособия В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира», А. М. Щетининой и О. И. Ивановой «Полоролевое развитие детей 5–7 лет», Т.Дороновой «Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду», Н. А. Баранниковой «О мальчиках и девочках, а также их родителях», статьи в журнале «Дошкольное воспитание» № 6, 2009г. Н.Татаринцевой «О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент», № 4,2008г. О.Нагель «О гендерном образовании дошкольников», статьи в журнале «Детский сад от А до Я«№ 1 2006г. и другие.
В изученной литературе понятие «гендер» интерпретируется, как социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Выше перечисленные авторы рассматривают идеи гендерного воспитания с разных позиций, а именно:
а) с позиции особенностей функциональной организации мозга (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман);
б) с позиции межгруппового взаимодействия детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова);
в) с позиции полоролевого воспитания и социализации детей (А. М. Щетинина, О. И. Иванова).
Все они не противоречат друг другу, так как одно и то же явление рассматривается в ракурсе психологии, нейрофизиологии, педагогики и социологии. Но все же ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.
Основное влияние на становление моей авторской идеи сыграли исследования Т. П. Хризман и В. Д. Еремеевой. Авторы выдвинули гипотезу о том, что ведущую роль в развитии механизмов социализации половых ролей играют высшие системы мозга, имеющие разную морфофункциональную организацию и обеспечивающие склонность к развитию у ребенка под влиянием воспитания своих поведенческих схем.
Проблематика гендерных различий является интересной областью для изучения. В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов.
Так, мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют свою агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи, имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологических особенностей полов.
Поскольку существуют объективные половые различия, то и подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными.
В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни. Вопрос гендерного воспитания детей встал для меня очень остро в связи с тем, что в составе моей группы преобладают мальчики. У меня возникало много трудностей в организации детей в разных видах деятельности и в общении с ними.
В научно-популярной литературе при характеристике младшего дошкольного возраста существует несколько образных определений, отражающих специфические особенности детей трех-четырех лет. Так, например, одни ученые называют этот возраст «нежным».
Вместе с тем, именно в этом возрасте при общении с детьми начинают проявляться проблемы: дети не слушаются взрослых, не могут себя самостоятельно занять, не умеют выражать отрицательные эмоции в приемлемой для окружающих форме. В это время у детей все еще проявляется кризис трех лет, который характеризуется негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых и т. д.
Но самым главным является то, что к трем годам дети начинают отчетливо различать и признавать свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. По мнению ученых гендерное самосознание ребенка этого возраста включает:
- Внешность.
- Имя.
- Образ «Я» (в настоящем и будущем).
- Установки (социума и свои).
- Роли (социума и свои).
В этом возрасте у детей закрепляется половое самосознание, дети различают людей по полу, опираясь на внешние признаки. [2, с.18]
Многие специалисты полагают, что младшие дошкольники внутренне мотивированы к приобретению ценностей, интересов и моделей поведения, соответствующих их полу, например, мальчики играют в машинки и не плачут, девочки играют куклами и любят наряжаться.[2, с.19]
Но представления детей 3–4 лет о собственной гендерной принадлежности еще не стойки. Например, если музыкальный руководитель приглашает выйти на танец девочек, то обязательно несколько мальчиков выйдут тоже.
Очевидно, что содержание гендерного сознания детей в возрасте 3–4 лет весьма ограничено, но является достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей задачи, связанные с формированием гендерной идентичности.
Эти задачи частично отражены в программе «Детство» в блоке социально-нравственного воспитания, а именно:
- Освоение детьми разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; проявление вежливости и сопереживания во взаимоотношениях.
- Побуждение детей к самостоятельности, активности, проявлению доброты.
- Воспитание самостоятельности в самообслуживании.
- Содействие развертыванию детьми ролевого диалога и поведения в играх.
- Формирование представлений о людях, об особенностях их внешнего вида, половых различиях.
Как видно из этого перечня, задачи касаются в основном осознания внешних различий мальчиков и девочек и формирования нравственных норм поведения в общении, игре, бытовой деятельности.
В результате специальных исследований учеными было установлено, что в этом возрасте гендерная идентичность особенно интенсивно формируется в игровой и изобразительной деятельности. [2, с.18]
Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Поэтому создание игровой среды и подбор игрового оборудования с учетом гендерных особенностей детей является важным условием реализации гендерного подхода в воспитании детей.
Организуя игровое пространство, я обращаю внимание:
а) на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
б) на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины — матери;
в) на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий, в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения;
г) на наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.
Известно, что мальчики любят бегать во время игр, кричать, играть в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра помогает им разрядить скопившуюся энергию, то причин для порицания будет меньше. Просто я стараюсь создать соответствующие условия для игры, освободить как можно больше места в группе, при этом слежу, чтобы в игре не было проявления агрессии, учу игровым приемам и мирному разрешению конфликтов.
Для игр девочек требуется небольшое пространство. Организуя среду, я учитываю эту особенность. В группе подобрано много мелких игрушек, достаточное количество колясок, кукол и прочей атрибутики, создан уголок кухни.
Стратегии обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, как я уже выше сказала, чаще всего рассчитаны на девочек. Педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которым сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, общаясь с мальчиками, я руководствовалась лишь представлениями о том, что если это мальчики, то, следовательно, они является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются травмирующему воздействию.
Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.
Таблица 1
Гендерные отличия мальчиков и девочек
Девочки |
Мальчики |
· Первые отвечают на вопросы воспитателя, стараются, чтобы ответ был полным · При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию |
· Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить · Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова |
· Лучше развит слуховой канал |
· Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление |
· Лучше развита мелкая моторика |
· Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти девочек |
· Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей |
· Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях |
· Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы |
· Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон · Любят шумные игры |
· Превосходят в вербальных способностях |
· Сильнее в визуально-пространственных способностях |
· Развито слуховое восприятие |
· Развито зрительное восприятие |
· Более внушаемы |
· Самооценка более устойчива |
· Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами |
· Выше математические способности |
· Большое влияние наследственности |
· Большое влияние социальной среды |
· Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы |
· Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть свои эмоции |
· Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства |
· Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.) |
· В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы |
· В рисунках темные цвета, рисуют глаголы |
· Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания |
· Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании |
· Интересен человек и его внутренний мир |
· Предпочитают точные науки, интересуют вопросы, выходящие за рамки окружающей действительности |
· Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные |
· Игровые объединения большие |
· Хорошо адаптируются в новой обстановке |
· Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе |
· Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. |
· Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери |
· Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение |
· Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность. |
· После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности |
· Пик работоспособности приходится на конец занятия |
Проанализировав эти отличия, я разработала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволит избежать многих ошибок в воспитании детей.
Таблица 2
Алгоритм взаимодействия воспитателя с детьми с учетом гендерных особенностей
Гендерные особенности детей |
Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми |
Девочки |
|
· Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями |
· Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий |
· Развито слуховое восприятие |
· Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна |
· Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются |
· Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей |
· Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе |
· Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд |
· Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами |
· Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке |
· Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки. |
· Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.) |
· Мелкая моторика развита лучше |
· Предлагать игры с мелкими предметами, рисование |
· Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога |
· Предлагать в начале занятия более сложные задания |
· Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи. |
· Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству. |
Мальчики |
|
· Лучше выполняют работу в одиночку |
· Предлагать индивидуальные задания |
· Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени |
· Можно ставить временные рамки для выполнения задания |
· Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух |
· Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия |
· Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания |
· Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции |
· Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение |
· Предоставить пространство для игр, игровое оборудование для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости |
· Каждый хочет быть лидером |
· Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем |
· Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе |
· Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза. |
· Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года |
· Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании |
· Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции |
· Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут) |
· Важна оценка действий |
· Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.) |
· Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят |
· В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера. |
· Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики |
· Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов |
Учет гендерных особенностей детей позволяет мне создать положительный психологический климат во взаимодействии в системе ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Мальчики становятся более гармоничными, развивается их эмоциональная сфера. У детей сглаживаются проявления кризиса трех лет, развиваются умственные способности, социальные навыки.
Проведенная работа не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости. Дальнейшее изучение проблемы может быть продолжено по следующим направлениям:
- Особенности гендерного воспитания на разных этапах дошкольного детства.
- Особенности гендерного воспитания детей в разных видах деятельности.
Мальчики и девочки — это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
Литература:
1. Баранникова, Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Метод.пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
2. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 224 с.
3. Еремеева, В.Д., Хризман, Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с.
4. Коломийченко, Л. В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста// Детский сад от А до Я № 1 2006.
5. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников //Дошкольное воспитание. — № 6 2009.
6. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации дошкольников//Детский сад от А до Я. — № 1 2006.
7. Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент //Дошкольное воспитание.- № 4 2008.
8. Чекалина, А. А. Что такое гендер? //Детский сад от А до Я. — № 1 2006.
9. Щетинина А. М., Иванова О. И. Полоролевое развитие детей 5–7 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с.