Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 850 раз

Библиографическое описание:

Люлина, О. В. Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ / О. В. Люлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 489-492. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59139/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерной компетентности современного педагога организации дошкольного образования. Дифференцированы различия полоролевого и гендерного подходов в дошкольном образовании. Конкретизированы негативные последствия полоролевого подхода к моделированию образовательной среды. Опираясь на методологическое обоснование гуманистической парадигмы образования конкретизировано понятие гендерной компетентности педагога как профессионально значимой позиции воспитателя, ориентированной на эгалитарные ценности, моделирование образовательной среды, формирующей социальные аспекты пола.

Эта статья будет полезна для воспитателей с старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: гендерная компетентность, гендерная социализация, гендерное воспитание, гендерный подход в образовании, гендер.

Ребенок — зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в п. 3.4.2.; профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н указано, что «педагогические работники, реализуемые Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условий развития детей и строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Главными критериями стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка. Современные требования к формированию личности, заложенные в основе ФГОС ДО, не могут быть реализованы без учета гендерного подхода.

На успешное формирование социализации дошкольника в целом влияет также то, как ребенок усвоит гендерную культуру общества, или, другими словами, как пройдёт его гендерная социализация. Если в дошкольные годы не заложить у девочек такие черты характера, как мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, не развить предпосылки женственности и мужественности, то все это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Гендерная социализация — процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендер — социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

«Гендер» и «пол» — понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» — на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Обращение к гендерному аспекту в образовании связано с притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи. Так же актуальность заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.

Гендерное воспитание — это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Суть гендерного воспитания заключается в формировании адекватной полу модели поведения, в правильном понимании роли мужчины и роли женщины в обществе.

В этой связи задача педагога заключается в том, чтобы, определив личный полоролевой опыт каждого ребенка, обратиться к волнующим его жизненным проблемам и создать такие условия, которые способствовали бы личностно значимому познанию окружающего мира. К сожалению, сегодня наряду с взрослыми — родителями и педагогами — на ребенка оказывают влияние и средства массовой информации, показывая героев, чье поведение несовместимо с традициями и ценностями по-настоящему культурного общества.

Пол человека является естественной основой его индивидуальности. И. С. Кон подчеркивает, что активным участником процесса гендерной социализации является сам субъект, который принимает или отвергает предлагаемые ему гендерной культурой социальные роли и модели поведения.

Проблемами гендерной социализации, как инновационного направления работы в условиях ДОО, занимаются большое количество исследователей и педагогов. Например, к современным отечественным исследователям относятся — Т. Н. Доронова, В. Д. Еремеева, И. С. Клецина, Е. А. Конышева, Т. А. Репина, Л. В. Штылева, что говорит об актуальности направления на научно-теоретическом уровне.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Ученые Градусова Л. В., Кудрявцева Е. А., Татаринцева Н.Е, считают, что женщину в девочке, так же, как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста, не отделяя полового воспитания от общего нравственного.

Известно: дошкольный возраст — период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности, в том числе — осознание своей полоролевой принадлежности. Ребенок конкретная личность — мальчик или девочка. Именно в период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная идентичность. Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки — женщинами. В. Сухомлинский писал, что в школе трудно научить какой-то профессии, потому что их много, но все мальчики и девочки станут женами и мужьями, отцами и матерями, именно поэтому необходимо обучать воспитанников культуре межполового воспитания. И начинать этот процесс с начальной ступени образования — с дошкольного детства.

Ключевой фигурой реализации гендерного подхода в образовании является педагог. Педагоги как носители гендерной культуры общества и собственных гендерных представлений влияют на гендерную социализацию воспитанников. Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности педагога.

Гендерная компетентность педагога — это способность понимать предназначение мужчины и женщины в обществе, их статус, функции и особенности взаимоотношений. Очень важно, чтобы педагог обладал способностью критически оценивать собственную профессиональную деятельность с позиции собственного гендера. Как подчеркивает Г. А. Ольховик, гендерно-ориентированный педагог должен осознавать собственную гендерную идентичность, влияние своих гендерных установок на формирование гендерных представлений и ценностей у воспитанников, видеть возможности гендерной педагогики для улучшения качества образовательного процесса.

Однако в программах, по которым мы работаем, гендерное воспитание как отдельные направления деятельности не выделяются, а у педагогов недостаточно теоретических знаний о психосоциальных различиях мальчиков и девочек.

Гендерная компетентность позволит педагогу нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования, осуществлять индивидуализацию образовательного процесса к организации основных видов детской деятельности, формировать полоролевую социализацию, со знанием дела рассказывать родителям об особенностяхвоспитания детей разного пола.

О. П. Нагель разработала модель компетентности воспитателя по реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников. Компонентами данной модели являются следующие.

– Теоретическая компетентность: знание педагогом различий в психологическом статусе мальчиков и девочек, динамики полоролевого развития ребенка в дошкольном детстве; знание форм и методов формирования начал мужественности и женственности у дошкольников.

– Диагностическая компетентность: готовность применять диагностические методы исследования процесса полоролевой социализации.

– Личностная компетентность: понимание собственных личностных качеств, гендерных стереотипов, идентичности, реализуемых гендерных ролей; самопознание личностных особенностей.

– Технологическая компетентность: готовность педагога применить гендерный подход при организации основных видов деятельности дошкольников.

Реализовать гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников позволяют умения:

– диагностировать уровень полоролевого развития дошкольников;

– осуществлять моделирование предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей;

– анализировать существующие образовательные программы и технологии с точки зрения гендерного подхода;

– разрабатывать методическое и дидактическое обеспечение процесса полоролевого воспитания (конспекты занятий, сценарии развлечений, дидактические игры);

– разрабатывать рекомендации для родителей.

Гендерный подход обязательно должен применяться педагогом при организации основных видов деятельности дошкольников — познавательной, игровой, трудовой, коммуникативной.

Таким образом, к числу актуальных проблем гендерной педагогики на современном этапе развития можно отнести разработку целостной концепции гендерного образования, определение его конкретных целей, задач, содержания, поиск эффективных форм реализации гендерного подхода в воспитании, формирование гендерной компетентности субъектов образовательного процесса.

Литература:

  1. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 40–42.
  2. Гендерная психология: практикум / под ред. И. С. Клециной. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
  3. Загайнов И. А. Формирование гендерной компетентности педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2007.
  4. Кошелев С. С. Технология развития субъективности педагога в профессиональном обучении // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 4. — С. 21–26.
  5. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 68–75.
  6. Улисных А. А. Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 97–102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7224/
  7. Источник: http://refleader.ru/jgebewujgujgrna.html
Основные термины (генерируются автоматически): гендерный подход, гендерная социализация, дошкольное образование, гендерная компетентность, гендерное воспитание, девочка, модель поведения, образовательный процесс, педагог, пол.


Ключевые слова

гендер, гендерное воспитание, гендерная социализация, гендерная компетентность, гендерный подход в образовании

Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Похожие статьи

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников

В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные ...

К постановке проблемы формирования межгендерного общения детей в старшем дошкольном возрасте

В статье рассматривается актуальность проблемы воспитания ребенка дошкольного возраста как представителя пола в аспекте формирования межгендерного общения, подчеркивается значимость группы сверстников как социального агента гендерной социализации реб...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...

Формирование психолого-педагогической культуры родителей через различные формы просвещения

В данной статье рассматривается проблема формирования педагогической культуры родителей через различные формы в деятельности педагога-психолога. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы педагогических знаний у родителей дл...

Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме

В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Задать вопрос