К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)

Дата публикации: 05.01.2015

Статья просмотрена: 252 раза

Библиографическое описание:

Широбокова, Н. С. К вопросу о профессиоведческой компетентности учащегося / Н. С. Широбокова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7071/ (дата обращения: 26.04.2024).

В отечественной педагогике сложился традиционный взгляд на профессиональную ориентацию учащихся. Сегодня предметом профориентации выступает профессиональное самоопределение, которое включает: формирование профессиональных намерений учащегося, сам выбор профессии, соотнесение психофизиологических возможностей и требований будущей профессиональной деятельности.

Организация профессиональной ориентации состоит из четырех последовательных этапов: профессиональной информации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Результатом деятельности по профориентации является самоопределяющаяся личность.

Переход к новым стандартам и появление компетентностного подхода в педагогике требует создания новых технологий обучения и профессиональной ориентации, оценки рисков и эффективности использования этих технологий [3]. Основным результатом обучения становятся не знания, умения и навыки, а осмысленный опыт деятельности. Школа должна формировать жизненный (практический) опыт, ведь в будущем у выпускников школы будет оцениваться не накопленный багаж знаний, а способность применить эти знания в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Именно в этом и состоит главный плюс компетентностного подхода.

Выделяют семь ключевых образовательных компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного самосовершенствования.

Социально-трудовая компетенция включает в себя необходимость довольно большого объема знаний и опыта (гражданско-общественная деятельность, социально-трудовая сфера, семейные отношения, вопросы экономики и права, профессиональное самоопределение). В новых стандартах отмечена необходимость формирования личности, которая на основе полученных знаний, профессиональных навыков сможет свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать нравственно-ответственные решения в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка. Поэтому формирование социально-трудовой компетенции является одной из приоритетных задач системы современного образования.

Возникают противоречия на социально-педагогическом, научно-педагогическом и научно-практическом уровнях [4]. Основная проблема в том, что необходимо сформировать социально-трудовую компетенцию, но отсутствует образовательные механизмы ее формирования. Именно поэтому, сегодня школа должна направить свое особое внимание на профориентационную работу, но несколько в ином ракурсе. Анализ профориентационной работы в образовательных учреждениях показал, что профориентированию уделяется недостаточно внимания, а если уделяется, то используются традиционные, неинтересные учащимся методы, отсутствует комплексная профориентация [6,7].

Зеер Э. Ф. упоминает о необходимости формирования профессиоведческой компетентности и входящих в нее компетенций: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии, развитие коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и др. [1]. Формирование данной компетентности поможет человеку в неопределенных ситуациях, когда человек вынужден менять свою профессию или место работы, когда ему необходимо изменить регион проживания.

Изучение литературы по профессиоведению и профессиоведческой компетентности показало, что ее можно разделить на три компонента: информационный, диагностический, практический [2]. Однако анализ показал, что данному понятию не уделяется достаточно внимания современными исследователями. Хотелось бы также отметить, что при обозначении профессиоведческой компетентности не отмечается важность ценностно-мотивационного компонента. Недостаточное внимание уделяется соотнесению личностных ценностей, убеждений и представлений о вхождении в будущую профессиональную деятельность. Эти представления и убеждения влияют на организацию будущей профессиональной деятельности учащегося, определение его жизненной позиции и стратегии его поведения в различных ситуациях. Именно от данного компонента зависит осознание принятия профессионального решения и его последствий не только на ближайшее окружение, но и на дальнее окружению и на будущую действительность.

В связи с этим примем за основу следующее определение понятия «профессиоведческая компетентность учащегося» — потенциальная готовность учащегося к выбору профессии и умение нести ответственность за этот выбор, построенная на основе информационного (знания о профессиональном мире), диагностического (оценка профессиональных склонностей и способностей), ценностно-мотивационного (мотивация к труду и место труда в жизни человека), практического (опыт собственной деятельности) компонентов. Профессиоведческая компетентность предполагает знание существа профессиональной деятельности, постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, то есть обладание оперативным и мобильным знанием. Основным признаком сформированной профессиоведческой компетентности выступает самостоятельное мышление. Еще Сухомлинский говорил о том, что если в школьном возрасте упустить момент проявления самостоятельного мышления, ничто не сможет возместить это — ни школьный учитель, ни мастерская. Поэтому очень важно учащегося научить самостоятельно мыслить, делать выводы, принимать решения и брать ответственность за свои действия. Согласно определению итогом формирования профессиоведческой компетентности является личность учащегося с установкой на развитие и саморазвитие с целью реализации своего профессионального потенциала в собственных интересах и интересах общества.

Сегодня эти идеи как никогда актуальны. Невозможно подсказать ребенку в школьном возрасте оптимальный выбор профессии, но можно, подготовить его к жизни в современных социально-экономических условиях. При формировании профессиоведческой компетентности появляется возможность вовлекать учащихся в разнообразные развивающие виды деятельности, стимулирующие самоактуализацию учащихся, способствующие использованию в деятельности своих знаний и умений.

Формирование профессиоведческой компетентности в самом общем смысле можно представить как процесс воспитания и формирования у учащихся интереса к труду и профессиональной деятельности, к пониманию личностной значимости и общественного смысла труда, сознательного и творческого отношения к своей будущей профессиональной деятельности, какой бы она не была, личностной, и как следствие, профессиональной ответственности.

Современный развивающийся мир дает много возможностей и решений, которые можно использовать при формировании данной компетентности. Одним из примеров может послужить проектная деятельность, которая дает возможность учащимся раскрыть свои способности и определить интерес к той или иной деятельности [5]. Другим примером становится использование современных ИКТ, которые позволяют работать с учащимися в дистанционном режиме и разрабатывать индивидуальный план работы.

Поэтому возникает вопрос о создании качественной и эффективной технологии формирования профессиоведческой компетентности учащегося. Необходимо разработать систему форм и методов организации и построения деятельности по формированию профессиоведческой компетентности, определить основные ее принципы и организационно-педагогические условия.

Примерные критерии определения готовности учащихся к выбору профиля обучения или профессионального учебного заведения могут быть представлены в следующем общем виде:

-          систему профессиональных ценностей и убеждений, положительную мотивацию, уважение к труду; четкое понимание собственных интересов, склонностей и способностей;

-          наличие знаний о профессиональном мире, о современных тенденциях в профессиях; о том, что такое труд, заработная плата; о различных профессиях, о необходимых способностях и требованиях к ним;

-          умение применять полученные знания в реальной действительности для решения поставленных в рамках различных видов деятельности задач, умение принимать решения, прогнозировать риски принятия решений и рационально организовать свою деятельность;

-          умение анализировать и делать выводы, осознавать последствия собственной деятельности и планировать дальнейшую деятельность на основе полученных результатов;

Сегодня с уверенностью можно сказать, что перед личностью постоянно возникают проблемы, которые требуют мобильного и оперативного решения: определение своего отношения к профессии, анализ и рефлексия собственных трудовых или профессиональных решений, уточнение и корректирование карьерного продвижения или застоя и много другое. Весь этот комплекс проблем определяет необходимость формирования профессиоведческой компетентности уже в школьном возрасте.

 

Литература:

 

1.                  Дорожкин Е. М. Научно-прикладные основания профориентации: теория и практика/Е. М. Дорожкин, Э. Ф. Зеер // Сибирский психологический журнал, 2014,N № 52.-С.67–78

2.                  Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 192 с

3.                  Причинин А. Е. Организационно-методические условия эффективности управления рисками образовательного проекта. Вестник Удмуртского университета. 2014. № 3–1. С. 78–84.

4.                  Причинин А. Е., Широбокова Н. С. С чего начинать профессиональную ориентацию? — В сборнике: Инновации, качество и сервис в технике и технологиях. Сборник научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции: В 3-х томах. Горохов А. А. (отв. редактор). Курск, 2014. С. 251–254.

5.                  Овечкин В. П., Причинин А. Е. Основы проектной деятельности. Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 11. С. 32–33.

6.                  Широбокова Н. С. Опыт организации профессиональной ориентации обучающихся г.Ижевска (на примере Управления образования г.Ижевска). — Молодой ученый. 2014. № 15. С. 311–314.

7.                  Широбокова Н. С. Организация профессиональной ориентации учащихся в сельской и городской школе в современных условиях. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы Международной научной конференции. Казань, 2014. С. 218–221.

Основные термины (генерируются автоматически): будущая профессиональная деятельность, компетентность, социально-трудовая компетенция, формирование, школьный возраст, профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, профессиональный мир, профориентационная работа.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Формирование профессионального самоопределения...

...профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная...

Формирование профессионального самоопределения...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Социальное проектирование как средство профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Межкультурная компетенция как действенный фактор...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности.

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность... Психологические особенности профессионального...

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

выбор профессии, профессиональная ориентация, трудовая деятельность, профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, мир...

Формирование профессионального самоопределения...

...профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия...

Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная...

Формирование профессионального самоопределения...

профориентационная работа, выбор профессии, социальный педагог, профессия, профессиональное самоопределение, профессиональное просвещение, профессиональная ориентация, требование...

Социальное проектирование как средство профессионального...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, мир профессий, трудовая деятельность, старший школьный возраст, какая социальная группа, жизненный путь, жизненный опыт, жизненное самоопределение...

Межкультурная компетенция как действенный фактор...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся. Профессиональные компетенции формируют не только педагоги

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности.

Особенности профессионального самоопределения...

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

профессиональное самоопределение, профессиональный выбор, девиантное поведение, профессиональная деятельность, подросток, подростковый возраст, молодой человек, выбор профессии, возможность... Психологические особенности профессионального...