К уточнению содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 09.12.2014

Статья просмотрена: 3535 раз

Библиографическое описание:

Чернышева, С. А. К уточнению содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» / С. А. Чернышева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 309-313. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6822/ (дата обращения: 21.11.2024).

В статье проводится анализ содержания понятия «художественно-эстетическая компетенция» с точки зрения разных авторов и уточняется его содержание применительно к обучению студентов педагогического колледжа.

Ключевые слова: компетенция, художественная компетенция, эстетическая компетенция, художественно-эстетическая компетенция.

 

Термины «компетенция» и «компетентность» вошли в российскую педагогику примерно в конце 1980 г. в связи с изменением образовательной парадигмы. В общем понимании термина «парадигма» в процессе развития системы образования на рубеже ХХ — нач. XXI в. можно выделить лишь две парадигмы: классическую и инновационную.

В рамках классической образовательной парадигмы основной акцент ставился на восприятие и запоминание учениками готовой учебной информации. Об инновационной парадигме Н. В. Уварина пишет: «В условиях социально-экономических перемен, динамично развивающегося современного общества происходит переоценка приоритетных целей образования, направленных на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, создание условий для развития творческих способностей, развития самостоятельности, инициативности и активности» [16, с 22]. Другими словами, современная образовательная парадигма нацелена на формирование компетенций и компетентностей.

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А. М. Аронова, А. В. Баранникова, А. Г. Бермуса, В. А. Болотова, И. А. Зимней, Г. Б. Голуба, В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, Ю. Г. Татура, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, О. В. Чураковой, М. А. Чошанова, П. Г. Щедровицкого и др.

Рассмотрим понятие «компетенция» и уточним его значение, применительно к нашему исследованию. В современном толковом словаре русского языка под редакцией С. А. Кузнецова «компетенция» — это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен [14,с.282].

Как показал дефиниционный анализ О. Е. Ломакиной, «компетенция» является производным понятием от «компетентности» и, на взгляд исследователя, обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как «компетентность» — семантически первичная категория и представляет их интериоризированную (присвоенную в личностный опыт) совокупность, систему, некий знаниевый «багаж» человека [9, с.17].

А. С. Белкин под компетенцией понимает: «... совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива» [1, с. 4].

Э. Ф. Зеер считает, что компетенции — это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение учебной и профессиональной деятельности; это способности человека реализовать на практике свою компетентность [4, с.16].

Г. К. Селевко пишет, что компетенция — это образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении им методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами [13, с. 52].

По А. В. Хуторскому, компетенция — круг вопросов, в котором человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом; это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности [17, с.109].

Анализ современных исследований позволяет нам рассматривать компетенцию как совокупность знаний, умений, навыков, обобщенных способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности и разрешения типовых проблемных ситуаций в профессиональной деятельности; компетентность же определяется как компетенция, прошедшая через деятельность, характеристику личности, включающую в себя готовность реализовать на практике свой потенциал.

Взаимосвязь этих понятий можно обозначить следующим образом — компетентность является актуальным проявлением компетенции, она формируется и проявляется в процессе деятельности. При этом компетенция будет относительно статичной категорией, ее можно описать определенными структурными параметрами; компетентность же будет динамичной характеристикой, состоянием, которое может изменяться.

Обозначим место художественно-эстетической компетенции в общем ряду компетенций. Классификации компетенций очень разнообразны — исследователи объединяют их в группы на различных основаниях. Для нашего исследования наиболее подходящей основой может служить классификация, разработанная С. М. Коломийцем на базе исследований И. А. Зимней и включающая в себя: познавательные (когнитивные) компетенции, творческие компетенции, социально-психологические компетенции и профессиональные компетенции [7, с.13].

Опираясь на эту типологию, отнесем художественно-эстетическую компетенцию к группе профессиональных компетенций. Чтобы определить компоненты художественно-эстетической компетенции, вначале рассмотрим обе части компетенции — «художественная» и «эстетическая» по-отдельности.

Отметим, что некоторые авторы не разграничивают художественную и эстетическую компетенцию/компетентность. Например, в энциклопедическом словаре «Психология общения» под редакцией А. А. Бодалева художественная компетентность приравнивается к эстетической компетентности и определяется следующим образом: «Художественная, эстетическая компетентность — способность читателя, зрителя слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения различные по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт общения с искусством, а также степень творчества, проявляющийся в восприятии искусства. Художественная компетентность определяет качество эстетического переживания в восприятии искусства. Оно зависит от знаний, когнитивной сложности картины мира реципиента, его способности к восприятию многомерности и альтернативности, от владения реципиентом специфическими «языками» разных видов, стилей и жанров искусства, позволяющих «перевести» содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов» [12, с.371]. Подчеркнем в этом определении важность когнитивной сложности картины мира ученика, дающей ему возможность понимать искусство во всем его разнообразии.

Отметим, что термин «художественная компетенция/компетентность» встречается в составе комплексных формулировок, например: «художественно-проектная компетенция» (А. В. Деревицкая, В. П. Фалько), «гуманитарно-художественная компетентность» (Т. А. Кравцова), «художественно-педагогическая компетентность» (В. А. Варданян). Проанализируем эту составляющую у данных авторов.

В. П. Фалько в своем исследовании формирования художественно-проектной компетенции выявила художественную, проектную и личностную составляющие. Художественная составляющая определена автором как умение вырабатывать свое аналитическое, эстетическое и практическое отношение к культурным и художественным ценностям произведений изобразительного искусства, а также осознание роли художественно-изобразительного творчества в освоении предметной составляющей (дизайн) [18, с 70].

А. В. Деревицкая, определяя содержательные характеристики художественно-проектной компетенции, выделила художественно-изобразительную, формотворческую и индивидуальную. Художественно-изобразительная составляющая, по ее мнению, включает в себя знание законов художественного творчества и опыт владения ими через знание общих законов и методов создания изображений и образов в различных видах и жанрах проектной графики с применение традиционных и современных техник, материалов и инструментов в соответствии с творческим замыслом; владение приемами эскизного и демонстрационного изображения предметов, объектов, навыками цвета и светопередачи состояний, настроений, а также внешнего облика (цвета и фактуры материалов) проектируемых объектов; владение навыками графического и объемного моделирования с применением современных пакетов программ для персональных компьютеров [3, с. 46–47].

Художественная составляющая гуманитарно-художественной компетентности, с точки зрения Т. А. Кравцовой, определяется совокупностью инструментальных компетенций, характеризуемых общими знаниями, навыками и умениями по профессии. В дизайнерском образовании инструментальные компетенции являются результатом обучения по курсам общепрофессиональных и специальных дисциплин (рисунок, живопись, графика, формальная и специальная композиция, колористика, основы инженерных знаний). Теоретические знания, владение изобразительными средствами и проектными методами дают будущему дизайнеру возможность уверенно судить об эстетической и художественной полноценности предметов изобразительной деятельности, архитектуры и дизайна; осознавать механизмы воздействия их на эмоционально-чувственную сферу восприятия человека [8].

В. А. Варданян, изучая художественно-педагогическую компетентность, уточняет, что это свойство, которое характеризует уровень готовности и возможности учителя обеспечивать художественно-творческое развитие школьника на основе синтеза теоретической и практической профессиональной подготовки [2].

Таким образом, опираясь на вышеуказанные источники, мы определяем, что художественная составляющая любой интегративной компетенции подразумевает во-первых, теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения и пр.; во-вторых, опыт практической творческой деятельности по созданию произведения искусства и декоративно-прикладного творчества; в-третьих, умение оценивать художественный уровень различных произведений искусства и, в-четвертых, общую когнитивную сложность картины мира ученика, общую способность к восприятию многомерности и альтернативности языков искусства.

Далее рассмотрим эстетическую составляющую изучаемой нами компетенции. В исследуемых нами источниках эстетическая компетенция как отдельная компетенция встречается у исследователей Е. А. Киндлер, Е. Н. Поповой, Е. А. Шадриной, О. В. Шокот.

Е. А. Киндлер, уточняя понятие «эстетическая компетенция» применительно к учителям культурологии, пишет, что эстетическая компетенция учителя культурологии — это комплекс когнитивных, ориентационных и операционных компонентов профессиональной деятельности, базирующийся на позитивных ценностных ориентациях личности и позволяющий творчески интерпретировать художественные произведения, определять их этико-философское содержание, практически использовать представления о культуре в анализе тенденций искусства [5, с.20].

Е. Н. Попова вводит сложное понятие «эстетические ориентации и компетенции». С ее точки зрения, эстетические ориентации и компетенции формируются неразрывно друг от друга и включают установку сознания на рост творческого потенциала личности, вызывая самодвижение в творческой деятельности, стремление к креативности, несут в себе глубокое личностное новообразование, ведущее личность к цели — ценностной, эстетически значимой музыкальной деятельности [11, с. 43].

С точки зрения Е. А. Шадриной, эстетическая компетенция предполагает, что человек не только владеет нормами пассивного восприятия изобразительного искусства, но и активно может производить произведения искусства, творческие работы, совершенствовать свой внутренний нравственный уровень, может эстетически грамотно создать свой имидж, организовать свое жилищное пространство [19].

О. В. Шокот под эстетической компетенцией понимает систему взаимосвязанных профессиональных качеств личности, которыми она проявляет свою готовность к профессиональной деятельности, синтезируя знания канонов пространственной и цветовой композиции, прикладные умения организовывать внешнее пространство в соответствии с правилами художественной композиции на основе устойчивых ценностных новообразований личности в виде художественного вкуса, креативных качеств и эмоционально-ценностных установок [20, с. 48–49].

Проанализировав вышеуказанные источники, мы установили, что эстетическая компетенция — это система профессиональных качеств личности, включающая в себя: способность понимать и интерпретировать произведения искусства; способность создавать творческие работы на высоком эстетическом уровне, сформированный эстетический вкус, сформированную мотивацию к творческой деятельности и творческому росту, сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства.

Далее рассмотрим определения художественно-эстетической компетенции, уже разработанные исследователями Л. А. Клыковой, Л. М. Масол и Ю. А. Стюарт.

Ю. А. Стюарт изучала становление художественно-эстетической компетенции старших дошкольников. Она считает, что художественно-эстетическая компетенция есть необходимый компонент культуры, обеспечивающий развитие личности, включающий совокупность теоретических знаний, практических навыков и личностных качеств, имеющих важное значение для успешной реализации в будущем школьном и последующем образовании [15, с.43].

Л. А. Клыкова пишет, что художественно-эстетическоая компетенция — это система внутренних средств регуляции художественно-эстетических действий, в которую входят художественно-эстетические знания, социальные установки, умения и опыт, эстетическая ориентированность, основанная на знаниях и чувственном опыте обучаемого, а также свободном владении художественно-эстетическими средствами и достижении адекватного восприятия художественно-эстетической ситуации [6, с. 41].

Л. М. Масол считает, что художественно-эстетическая компетенция — это готовность личности к художественно-творческой реализации, самостоятельному познанию искусства, эстетической оценке произведений искусства [10].

В целом, все исследователи сходны в своих определениях и выделяют следующие главные компоненты художественно-эстетической компетенции: художественно-эстетические знания, умения и опыт; эстетическую ориентированность, основанную на знаниях и чувственном опыте; готовность к художественно-творческой реализации; готовность к эстетической оценке произведений искусства.

Опираясь на вышеизложенное, можем определить художественно-эстетическую компетенцию студента педагогического колледжа как профессиональную компетенцию. представляющую собой комплексную характеристику личности будущего педагога, и состоящую из следующих компонентов: художественно-эстетические знания, умения и опыт, включающие в себя: теоретические знания и практические умения по основам рисунка, композиции, цветоведения, технологии художественной обработки материалов; опыт успешной практической творческой деятельности по созданию произведений искусства и декоративно-прикладного творчества; сформированную мотивацию к творческой художественно-эстетической деятельности и творческому росту; общую когнитивную сложность картины мира, общую способность к восприятию, пониманию и интерпретации произведений искусства; сформированный эстетический вкус; сформированное стремление к эстетическому преобразованию окружающего пространства; способность и готовность обучать художественно-эстетическому творчеству будущих учеников.

 

Литература:

 

1.         Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст]/А. С. Белкин. — Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. Изд-во, 2004.— 176 с.

2.         Варданян, В. А. Становление в ВУЗе художественно-педагогической компетентности учителя начальных классов [Текст] // Интеграция образования. 2006. № 2. С.123–127.

3.         Деревицкая, А. В. Развитие художественно-проектной компетенции студентов колледжа в условиях гуманноориентированного образования [Текст]: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08./Деревицкая Анна Владимировна.—Челябинск, 2013.—186 с.

4.         Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие [Текст] / Э. Ф. Зеер. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003.— 478с.

5.         Киндлер, Е. А. Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.02./Киндлер Евгений Александрович.—Екатеринбург, 2009.—160 с.

6.         Клыкова, Л. А. Развитие художественно-эстетической компетенции студентов хореографических специальностей [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.08./Клыкова Людмила Алексеевна.—Челябинск, 2009.—212 с.

7.         Коломиец, С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей [Текст]: монография /С. М. Коломиец.– М.:Изд-во «Перо», 2010. — 181 с.

8.         Кравцова, Т. А. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера [Текст] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 49. С.312–315.

9.         Ломакина, О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков [Текст]: дисс. … канд. пед.наук: 13.00.08./Ломакина Ольга Евгеньевна. — Волгоград, 1998. — 254 с.

10.     Масол, Л. М. Компетентностный подход как фактор модернизации художественного образования [Текст]//Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 2006. С24–27.

11.     Попова, Е. Н. Формирование эстетических компетенций и ориентаций в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического университета (на примере хореографии) [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.08./Попова Елена Николаевна.—Самара, 2005.—186 с.

12.     Психология общения: энциклопедический словарь [Текст] /под общ. ред. А. А. Бодалева. — М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. –600 с.

13.     Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: В 2 т. Т.1./Г. К. Селевко.— М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с

14.     Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Гл.ред. С. А. Кузнецов. —Спб.: «Норинт», 2002.—960 с.

15.     Стюарт, Ю. В. Становление художественно-эстетической компетенции детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.02./Стюарт Юлианна Владимировна.—Челябинск, 2012.—250 с.

16.     Уварина, Н. В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе [Текст]: монография/Н. В. Уварина.—Челябинск: Взгляд, 2007.—296 с.

17.     Хуторский, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст]/А. В. Хуторский. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 c.

18.     Фалько, В. П. Формирование художественно-проектной компетенции педагога профессионального обучения в области дизайна [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.08./Фалько Вера Павловна.—Екатеринбург, 2009.-199 с.

19.     Шадрина, Е. В. Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству [Текст] // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. С.44–47.

20.     Шокот, О. В. Формирование эстетической компетенции в профессиональной подготовке студентов колледжа сферы услуг [Текст]: дисс. … канд.пед.наук: 13.00.08./Шокот Ольга Викторовна.—М., 2008.—152 с.

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическая компетенция, компетенция, эстетическая компетенция, знание, профессиональная деятельность, умение, изобразительное искусство, качественная продуктивная деятельность, образовательная парадигма, творческая деятельность.

Ключевые слова

компетенция, художественно-эстетическая компетенция, художественная компетенция, эстетическая компетенция, художественно-эстетическая компетенция.

Похожие статьи

Межкультурно-литературоведческая компетенция студентов языкового вуза

Данная статья посвящена проблеме выявления сущности и состава межкультурно-литературоведческой компетенции как особой компетенции, необходимой для профессионального становления бакалавра-филолога языкового вуза. В статье рассмотрены составляющие данн...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя».

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Лингвострановедческие особенности профильного научно-технического текста

Статья посвящена рассмотрению особенностей профильного научно-технического текста с точки зрения лингвострановедческого подхода. Выделяется три группы реалий на основании степени их уникальности: универсалии, квазиреалии, реалии. Рассматривается вопр...

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом

В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.

Похожие статьи

Межкультурно-литературоведческая компетенция студентов языкового вуза

Данная статья посвящена проблеме выявления сущности и состава межкультурно-литературоведческой компетенции как особой компетенции, необходимой для профессионального становления бакалавра-филолога языкового вуза. В статье рассмотрены составляющие данн...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как научная категория

В статье раскрывается сущностное содержание понятия профессиональная компетентность учителей начальных классов общеобразовательной школы, «разведены» понятия компетентность и компетенция.

Генезис понятия «маркетинговая компетентность» и проблема разграничения понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье показан путь развития понятий «маркетинговая компетентность», «компетентность» и «компетенция», анализируется их сущность, этимология, использование в различных дисциплинах и способы их разграничения. Предпринимается попытка установления дат...

Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...

К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»

В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

В статье на основе анализа исследований зарубежных и отечественных ученых рассматривается сущность и содержание понятия «профессионально-педагогическая компетентность учителя».

Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»

В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...

Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал»

В данной статье представлены сущностные аспекты формирования понятия «профессионально-творческий потенциал» как одного из приоритетных направлений современного образования. Статья посвящена исследованию понятия как объекта феноменологического анализа...

Лингвострановедческие особенности профильного научно-технического текста

Статья посвящена рассмотрению особенностей профильного научно-технического текста с точки зрения лингвострановедческого подхода. Выделяется три группы реалий на основании степени их уникальности: универсалии, квазиреалии, реалии. Рассматривается вопр...

К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом

В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.