Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза
Авторы: Ефимов Павел Павлович, Ефимова Ирина Олеговна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2014
Статья просмотрена: 789 раз
Библиографическое описание:
Ефимов, П. П. Направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза / П. П. Ефимов, И. О. Ефимова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 373-376. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6689/ (дата обращения: 16.12.2024).
Проводится анализ существующих проблем в современной образовательной среде вуза. На основании проведенного анализа обосновываются направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде вуза.
Ключевые слова: образовательная среда, инновации, информационные технологии.
В настоящее время одной из перспективных тенденций развития образовательной среды в вузе является её опора на современные информационные технологии. Действительно, необходимость использования инновационных педагогических подходов для повышения качества образовательного процесса требует применения современных, интегрирующих в себе как новые информационные, так и традиционные образовательные технологии. Использование возможностей современных образовательных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых слушателями умений и навыков. В настоящее время стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения слушателей является самостоятельная работа. В этой связи формирование инновационной образовательной среды в вузах за последние годы стало одной из определяющих тенденций развития системы образования [1].
Для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается подход, базирующийся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. При этом определяющим является не только использование компьютеров и других технических средств обучения, но и приоритетность разработки педагогического сопровождения использования данных технологий, которое должно строиться на теоретико-методических основах, существенно отличающихся от тех, на которых остается пребывать традиционная система образования. Однако, анализ педагогической практики в вузах позволяет утверждать, что процесс внедрения информационных технологий протекает весьма стихийно, отсутствует единая методология понимания и применения современных информационных технологий. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости поиска более эффективных методов, схем и моделей, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Одной из основных задач в области информатизации является создание современного электронного вуза. При этом, следует сразу пояснить, в чем здесь отличие от традиционного вуза. В рамках электронного вуза:
обеспечивается современное информационное сопровождение учебного процесса;
предоставляются услуги дистанционного обучения, позволяющие обучающемуся в полной мере спланировать и реализовать индивидуальную образовательную программу;
организуется автоматизация планирования, управления, учета и контроля всех процессов и документооборота в вузе.
Следует отметить, что в настоящее время руководство учебных заведений помимо того, что обеспечивает образовательный процесс современными телекоммуникационными технологиями, в том числе, старается организовать электронный документооборот в вузе. Как показывает опыт ведущих вузов России, данный подход позволяет значительно повысить эффективность документооборота. В качестве одной из передовых целесообразно выделить систему управления вузом «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана, которая «представляет собой высокоэффективную, развивающуюся, современную систему управления высшим учебным заведением мирового уровня. …Система охватывает вопросы организации образовательного процесса, управления научными разработками, кадрово-экономический комплекс» [6].
Учитывая степень развития современных информационных технологий, внедрение данных систем, в настоящее крайне актуально. Как показывает анализ работ Утробина Г. Ф. «снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых организаций высшего образования. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства» [5, С. 41].
В рамках реализации интегрированной автоматизированной системы управления «Электронный университет» МГТУ им. Н. Э. Баумана удалось получить следующие результаты:
«полностью перестроить управление учебным процессом и вузом в целом, получить объективные показатели качества реализации основных бизнес-процессов путем внедрения во все сферы деятельности вуза информационных технологий, сопровождающих эти бизнес-процессы;
обеспечить соответствие исполняемых бизнес-процессов выработанным корпоративным стандартам качества работы университета через использование информационной системы управления;
организовать оперативный и исчерпывающий сбор данных в реальном масштабе времени и построение аналитических систем для их обработки и использования в принятии обоснованных управляющих решений;
унифицировать технологии управленческих функций и системы документооборота для организации образовательных услуг;
предоставлять разнообразные отчеты и сводки в электронном виде по установленным формам;
создать условия для дальнейшего развития и совершенствования технологий управления образованием на основе широкого внедрения информационных систем;
повысить качество образования за счет детального и оперативного контроля каждого технологического этапа процесса образования;
автоматизировать ключевые процессы деятельности вуза;
распространить новые принципы построения информационных управляющих систем для целей анализа и внедрения в государственное управление и промышленность;
реализовать информационную систему, соответствующую мировому уровню» [6].
Исходя из решаемых задач, следует констатировать, что в инновационной образовательной среде невозможно обойтись без подобной автоматизированной системы управления. Одним из возможных механизмов реализации данной идеи является создание подсистемы электронного документооборота в рамках ситуационно-прогностического центра [4].
Отдельно следует остановиться на сетевых технологиях обучения в рамках создаваемой инновационной образовательной среды
Действительно, развитие информационных образовательных технологий расширяет возможности Интернет (Интранет). Одной из технологий, которую целесообразно развивать в рамках инновационной образовательной среды вуза является технология на основе педагогики сетевых сообществ. Данная технология развивается в соответствии с современной концепцией развития Интернет (web 2.0). Под web 2.0 понимают «второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, web 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями (на основе веб-приложений социальных сервисов)» [6, С. 9]. Именно поэтому целесообразно рассматривать web 2.0 как субъект-субъектную технологию.
Рассмотрим основные возможности технологии web 2.0. В первую очередь следует выделить:
«использование сетевых сообществ для свободного распространения учебных материалов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые можно использовать в учебных целях;
самостоятельное создание сетевых учебных материалов. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого содержания;
участие в новых формах деятельности без специальных знаний и навыков в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов;
наблюдение за деятельностью участников сообщества. Общение между людьми все чаще происходит не в форме прямого обмена высказываниями, а в форме взаимного наблюдения за сетевой деятельностью» [6, С. 13].
В работе И. А. Малининой отмечается, что «применение Интернет-ресурсов второго поколения web 2.0 позволяет реализовать многие современные концепции преподавания благодаря своей доступности, простоте в использовании, социализации, возможности организации совместной деятельности и осуществлению контроля» [2, С.446].
Однако, анализ опыта использования технологии Web 2.0 позволил выявить ряд недостатков:
во-первых, это уязвимость конфиденциальных данных, которые хранятся на серверах;
во-вторых, недостаточно проработана защита авторских прав;
в-третьих, слабо отфильтрованный контент, который несёт важную информацию, что зачастую приводит к истинной подмене информации на ложную. Это обуславливает проблему доверия к информации, так как не все участники образовательного процесса являются добросовестными пользователями, поэтому информация нуждается в дополнительной перепроверке специалистами.
В этой связи целесообразно использовать технологию web 3.0, в которой делается акцент на создании высококачественного образовательного контента и сервисов силами профессионалов. Встречается упоминание технологии web 4.0, которая предполагает использование пользователями мини-компьютеров для получения образовательных услуг. Однако, данная технология, в целом, существенным образом не отличается от технологии web 3.0.
В настоящее время известно значительное количество образовательных площадок по предоставлению услуг на основе технологии web 3.0. Например, популярный российский проект «Универсариум», который предоставляет возможность получения качественного образования от ведущих университетов. Основные цели данного проекта — это:
«создание сетевой межуниверситетской площадки, обеспечивающей бесплатную энциклопедическую предпрофильную подготовку и целевое профильное обучение конечных потребителей образовательной услуги;
обеспечение доминирования в электронной части российского образовательного пространства ведущих российских университетов с целью формирования и сохранения думающих и заинтересованных кадров для российской промышленности и экономики» [7].
Итак, следует констатировать, что при исследовании путей дальнейшего совершенствования российской системы образования важное значение имеют направления использования современных информационных технологий в инновационной образовательной среде. Анализ объема и характера задач, решаемых в ВС РФ свидетельствует о значительном увеличении потребных информационных и образовательных ресурсов, что предполагает необходимость ускоренного перехода к системе подготовки специалистов, реализующей подходы на основе современных информационных технологий.
Литература:
1. Ефимов П. П. Сущность инновационной образовательной среды вуза / П. П. Ефимов, В. Н. Костин // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 502–506.
3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин — 2-е изд., испр. — М: Интуит.ру, 2007. — 64 с.
4. Солодова Е. А. Создание ситуационно-прогностического центра управления качеством образования в вузе / Е. А. Солодова, П. П. Ефимов // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 1. — С. 181–186.
5. Утробин Г. Ф. Организационный практикум. Учебное пособие. — М.: ВА РВСН, 2014. –308 с.
6. http://eun.bmstu.ru/company/ — Электронное образование от МГТУ им. Н. Э. Баумана.
7. http://universarium.org/project/ — О проекте «Универсариум».
Ключевые слова
информационные технологии, образовательная среда, инновации, информационные технологии.Похожие статьи
Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности
Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...
Эффективность применения инновационных методов в профессиональной подготовке студентов юридических вузов
В статье исследуется вопрос о необходимости активизации учебного процесса студентов юридических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и повышающих его качество.
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Актуальность практического использования дистанционных образовательных технологий в вузах Казахстана с целью повышения качества образовательных услуг
Статья посвящена проблеме эффективности и продуктивности практического использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования Республики Казахстан. Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с ...
Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях
В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.
Значение информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ промышленных предприятий
В статье сделан акцент на важности информационных ресурсов и технологий в функционировании современных промышленных предприятий; исследованы преимущества, которые получит предприятие после внедрения информационных технологий; сделан вывод, что соврем...
Методика и инструменты проведения изменений на высокотехнологичных предприятиях
В статье проанализирована целесообразность изменений на предприятии и на основе этого построена целостная модель совершенствования высокотехнологичного предприятия и представлены основные этапы методики проведения изменений.
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)
В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...
Похожие статьи
Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности
Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...
Эффективность применения инновационных методов в профессиональной подготовке студентов юридических вузов
В статье исследуется вопрос о необходимости активизации учебного процесса студентов юридических специальностей за счет внедрения инновационных методов обучения, обеспечивающих оптимизацию процесса обучения и повышающих его качество.
Обучающие технологии в учебном процессе
Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...
Актуальность практического использования дистанционных образовательных технологий в вузах Казахстана с целью повышения качества образовательных услуг
Статья посвящена проблеме эффективности и продуктивности практического использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего образования Республики Казахстан. Обоснованы преимущества использования дистанционного обучения в вузах с ...
Эффективность и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в современных условиях
В статье рассмотрены основные подходы к оценке эффективности деятельности и конкурентоспособности образовательной организации, а также актуальные вопросы определения факторов, влияющих на работу организации в режиме эффективного функционирования.
Значение информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ промышленных предприятий
В статье сделан акцент на важности информационных ресурсов и технологий в функционировании современных промышленных предприятий; исследованы преимущества, которые получит предприятие после внедрения информационных технологий; сделан вывод, что соврем...
Методика и инструменты проведения изменений на высокотехнологичных предприятиях
В статье проанализирована целесообразность изменений на предприятии и на основе этого построена целостная модель совершенствования высокотехнологичного предприятия и представлены основные этапы методики проведения изменений.
Использование маркетинговых технологий в сфере высшего образования
В статье рассматриваются вопросы использования CRM-технологии и CRM-систем в маркетинговой деятельности высшего учебного заведения. Автор указывает на актуальность применения информационных маркетинговых технологий в выстраивании отношений вуза с вып...
Управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения
В статье рассматриваются вопросы, посвященные инновационной деятельности высшего учебного заведения, показана ее роль в эффективной деятельности вуза.
Тенденции инновационного развития, региональный аспект (на примере Республики Хакасия)
В настоящее время для перехода экономики страны на инновационный путь развития необходимо усилить региональный аспект развития инноваций. Во всем мире именно регионы рассматриваются как двигатель инновационной деятельности и развития всей страны. В д...