Деятельностный компонент ОК-6 инженера направления подготовки 221700 «стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр») | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 23.09.2014

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Щурикова, Л. Г. Деятельностный компонент ОК-6 инженера направления подготовки 221700 «стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр») / Л. Г. Щурикова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6183/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье дана характеристика деятельностной готовности инженера направления подготовки 221700 «стандартизация и метрология (квалификация (степень) «бакалавр» как необходимого компонента их профессиональной подготовки.

Ключевые слова:компетентностный подход, общекультурные компетенции, структура общекультурной компетенции, готовность к деятельности.

При найме работников работодатель осуществляет оценку их соответствия профессиональным требованиям вакансии, т. е. дается оценка их компетентности.

Федеральными государственными образовательными стандартами на нормативном уровне закреплены компетенции, которыми должны обладать будущие инженеры. 8 февраля 2010 года был утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления подготовки 221700 «стандартизация и метрология (квалификация(степень) «бакалавр») Данный стандарт определяет профессиональные и общекультурные компетенции, которыми должен обладать специалист данного направления. В качестве одной из общекультурных компетенций закреплена компетенция, которая звучит следующим образом: «готовность использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов (ОК-6)».

Для того, чтобы сформировать ту или иную компетенцию необходимо иметь четкое представление о ее сущности, структуре и содержании каждого элемента.

В структуре данной компетенции можно выделить следующие элементы:

1.                 Готовность к деятельности.

2.                 Этические и правовые нормы.

3.                 Закономерности и формы социального поведения.

4.                 Права и свободы человека и гражданина.

Основным структурным элементом данной компетенции является деятельностная готовность.

Готовность индивида к социально полезной деятельности является важнейшей составляющей подготовки инженера, так как именно это личностно-профессиональное качество обеспечивает его стартовые возможности и дальнейший карьерный рост. Степень формирования готовности к деятельности является критерием оценки профессионализма

Современное общество остро нуждается в активных, инициативных специалистах, отвечающих потребностям современной инновационной экономики. Деятельностная готовность является необходимой предпосылкой реализации профессиональных умений и навыков. Профессиональная готовность также призвана обеспечить быструю адаптацию инженера в трудовом коллективе.

Проблеме определения понятия и формирования готовности посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых педагогов и психологов. В 60-е годы 20 века готовность к деятельности стала предметом исследования военных и спортивных психологов — Е Г Козлова, АЦ Пуни, АВ Барабанщикова, П А Корчемного, М И Дьяченко и других. В дальнейшем необходимость исследования готовности была осознана и представителями социальной и педагогической психологии — М А Афанасьевым, ЕА Климовым, В А Крутецким, Б Г Ананьевым, В А Пономаренко, В С Мерлиным, К К Платоновым, В В Сериковым, Ю К Бабанским, Н В Кузьминой, В Г Асеев.

По мнению данных авторов, готовность — это интегральное состояние, которое определяет степень соответствия личностных качеств специалиста требованиям той или иной профессии.

Сущность готовности определяется также ее функциональным назначением. Функции готовности достаточно хорошо проанализированы в трудах Михайлова О.В и др. Необходимо выделить следующие функции готовности:

-          мотивационная — побуждает к началу профессиональной деятельности и обеспечивает профессиональный рост индивида;

-          адаптационная — имеет социально-профессиональный характер и обеспечивает адаптацию индивида к работе в конкретном трудовом коллективе и в конкретных производственных условиях. Адаптационный период характеризуется высокой степенью напряженности, и отсутствие соответствующей готовности индивида может привести к «закреплению дефектных форм деятельности»«. [3], негативным образом влияющих на ее продолжение. Готовность индивида адекватно и позитивно оценить социально-профессиональные условия своей будущей деятельности обеспечит наиболее полную реализацию его профессионального потенциала.

-          развивающая — способствует повышению профессионализма за счет постоянной потребности к самообразованию и саморазвитию. Инновационные процессы, которые сейчас активно развиваются в экономики государства в целом и непосредственно в хозяйственной деятельности конкретного предприятия приводят к тому, что в процессе осуществления трудовой деятельности требования к компетенции индивида могут меняться. Способность к профессиональному самосовершенствованию позволит индивиду соответствовать этим требованиям, сохранить свою профессиональную пригодность и быть конкурентоспособным на рынке труда.

-          социально-трудовая — обеспечивает осуществление трудовой деятельности и способствует разрешению многих социальных задач — обеспечивает занятость населения и повышает уровень жизни работника.

Для возникновения готовности как особого психологического состояния, необходимо наличие определенных предпосылок, таких как осознание профессиональных задач и требований, осмысление конкретных условий, в которых будут реализовываться профессиональные умения и навыки, определение способов решения профессиональных задач.

Профессиональная готовность имеет различные формы. Многообразие форм готовности позволяет дать ее классификацию.

Классификация готовности:

1.                  В зависимости от характера деятельностного участия индивида следует различать пассивную и активную готовность.

В процессе обучения в высшей школе у студентов в большей степени формируется пассивная готовность, содержанием которой является способность воспринимать предоставляемую преподавателем информацию, способность ее осмысливать и воспроизводить. Таким образом, пассивная готовность носит сугубо теоретический характер и способствует накоплению фундаментальных знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Методология формирования пассивной готовности уже достаточно изучена. Способом формирования пассивной готовности является репродуктивный или информационный метод обучения. Основным способом передачи информации индивиду является лекция. А способами контроля усвоения индивидом теоретического материала — семинарские занятия, тестирование, экзамен. Результаты усвоения теоретических знаний позволяют определить степень сформированности пассивной готовности.

Активная готовность носит стимулирующе — мотивационный характер и формирует у студентов личностно — психологические качества, необходимые для успешного применения полученных фундаментальных знаний в профессиональной деятельности. Активная готовность призвана побуждать индивида как к началу профессиональной деятельности, так и к построению своей профессиональной карьеры. Основная роль в формировании готовности данного типа принадлежит активным формам обучения, таким как самостоятельная работа, деловые игры и т. д. Методология формирования активной готовности носит психолого-личностный характер и направлена на формирование конкретных профессиональных личностных качеств. В настоящее время методология формирования активной готовности еще не достаточно изучена и апробирована, что приводит к ее недостаточной сформированности в процессе обучения.

2.                  Различают также личностную и профессиональную готовность.

Личностная готовность предполагает наличие у инженера личностных качеств, необходимых ему для осуществления профессиональной деятельности: наличие необходимых ценностно — мотивационных установок, стимулирующих занятие профессиональной деятельностью, наличие психологических способностей к самообразованию, профессиональному росту, а также способностей к профессиональной адаптации в конкретном трудовом коллективе. Отсутствие необходимых личностных качеств, даже при безупречной теоретической подготовке, может стать основанием признания индивида профнепригодным. Например, отсутствие способностей к проектной деятельности и креативному мышлению в значительной степени будет определять профессиональную пригодность инженера.

Личностная готовность является необходимым условием осознанного отношения к осуществляемой деятельности, что в дальнейшем обеспечивает успешную личностную и профессиональную самореализацию.

Методология формирования личностных качеств как основы личностной готовности индивида к профессиональной деятельности также должна основываться в большей степени на активных формах обучения. предполагающих развитие навыков самостоятельной работы. В настоящее время система образования в высшей школе носит достаточно обезличенный характер и не учитывает индивидуальных способностей индивида, его мотивационных установок, что значительно затрудняет психологическое осознание студентом себя как будущего профессионала.

3.                  В зависимости от длительности состояния готовности различают длительную готовность и временное состояние готовности.

Длительная готовность носит, как правило, общепрофессиональный характер, и определяет готовность заниматься трудовой деятельностью вообще. Длительная готовность формируется в процессе воспитания и обучения личности почти с самого момента рождения — семья, школа, вуз.

Временное состояние готовности согласно мнению Н. Д. Левитова — это «предстартовое состояние», возникающее перед началом конкретной трудовой деятельности.

4.                  В зависимости от субъектного состава готовность может быть индивидуальной и коллективной.

Индивидуальная готовность — это, прежде всего, совокупность личностно-профессиональных качеств конкретного индивида, осуществляющего профессиональную деятельность. Однако, трудовая деятельность — это, как правило, результат слаженной работы не одного работника, а всего трудового коллектива. Коллективная готовность характеризуется совместной деятельностью, основанной на правильном восприятии всеми членами трудового коллектива поставленной задачи, готовность к кооперации с коллегами, взаимопониманию и взаимному доверию. Например, работа в конструкторском бюро требует навыков совместной работы при достижении общей цели.

Независимо от вида готовности, в ее структуре можно выделить следующие элементы:

-       объект готовности;

-       содержание готовности

-       уровни готовности

Вид деятельности, к которому формируется готовность, определяет ее объект. При этом необходимо различать готовность к деятельности вообще и готовность к конкретной профессиональной деятельности. В данном случае мы будем говорить о профессиональной деятельности инженера. Таким образом, готовность к деятельности имеет многообъектный характер. В качестве объектов готовности можно выделить труд вообще и конкретную трудовую деятельность, готовность к которой непосредственно формируется в процессе обучения в высшей школе при подготовке специалистов конкретных направлений. Формирование готовности к труду вообще является необходимой предпосылкой формирования готовности к конкретному виду деятельности и осуществляется с раннего детства в процессе воспитания в семье и школе.

Содержание готовности характеризуется теми видами личностных качеств и профессиональных умений и навыков, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности. В связи с тем, что готовность является многообъектным понятием, следует определить содержание общепрофессиональной готовности и готовности к конкретной деятельности. В данном случае профессиональной деятельности инженера.

Содержанием общепрофессиональной готовности индивида являются следующие навыки и умения:

-          нравственно-психологическую готовность к труду, включающую в себя осознание общественной и личной значимости трудовой деятельности, любовь к своей работе, радость и наслаждение трудом. [2].

-          готовность использовать сформированные компетенции при осуществлении трудовой деятельности;

-          готовность к кооперации с коллегами и межпрофессиональному взаимодействию;

-          готовность к адекватной самооценке своей профессиональной подготовки;

-          готовность к самообучению и саморазвитию;

Содержанием готовности к инженерной деятельности являются:

-          готовность к конкретным производственным условиям;

-          готовность синтезировать полученные знания в конкретные объекты инновационной проектной деятельности, обеспечивающие совершенствование технологических процессов и условий труда;

-          готовность к профессиональному риску при применении инновационных технологий;

-          готовность к принятию оптимальных решений в целях реализации возникающих инженерных задач

-          готовность нести ответственность за принимаемые решения.

При изменении деятельности, в содержание готовности могут быть добавлены иные элементы.

Уровни деятельностной готовности определяют степень ее сформированности и, по сути, определяют готовность индивида осуществлять профессиональную деятельность, т.е определяют его профессиональную пригодность. Михайлов О. В. Определяет следующие уровни готовности:

-          наивысший уровень готовности к деятельности, или полную готовность. Михайлов О. В. характеризует данный уровень готовности как состояние, при котором «субъект «знает, хочет, умеет и добивается». При данном уровне готовности индивид осознанно выбирает конкретный вид деятельности и активно стремиться к ее осуществлению. «Он постоянно занимается самообразованием, развивает свои интеллектуальные способности, умеет осмысливать возникающие ситуации, принимать и исполнять оптимальные в данной ситуации решения, эффективно действовать в условиях неопределенности, проявлять творчество. Обладает развитыми навыками саморегуляции и самоконтроля». [1].

-          высокий уровень готовности, близкий к полной готовности. Данный уровень готовности Михайлов О. В. определяет как состояние, при котором индивид «знает, хочет, умеет, но не добивается» либо «знает, хочет, добивается, но не умеет». «В этом состоянии субъект деятельности принимает ее как личностно значимую, однако недостаточно стремится к активному решению возникающих задач Он занимается самообразованием, развивает свои интеллектуальные способности, но не всегда умеет принимать и исполнять оптимальные в данной ситуации решения»«. [1].

-          средний уровень готовности. Данный уровень характеризуется тем, что субъект «знает, хочет, но не умеет и не добивается» либо «знает, умеет, но не хочет и не добивается». «Для этого уровня характерны относительно стойкие для определения психологические барьеры нежелание искать более совершенные способы деятельности, боязнь и неуверенность при необходимости принимать собственные решения»«. [1].

-          низкий уровень готовности. Когда субъект «знает, но не хочет, не умеет и не добивается» либо «хочет, но не знает, не умеет и не добивается»«. [1].

Низкий уровень готовности по сути говорит о профессиональной непригодности индивида.

В своей книге «Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала» Аллина О. Н., Сальникова Н.И уровень готовности определяют целой системой необходимых компонентов:

-          интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;

-          эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;

-          мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознается, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности;

-          волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений».. [2].

Несформированность того или иного компонента системы значительно снижает деятельную готовность индивида. Отсутствие сформированности всех компонентов готовности говорит об абсолютной профессиональной непригодности индивида.

По своей сути, готовность — это желание и способность индивида осуществлять профессиональную деятельность.

Формирование профессиональной готовности является социальной задачей, поскольку обеспечивает наличие в государстве активных граждан, способных принимать участие в инновационных процессах, возникающих во всех сферах общественной жизни.

Литература:

1.         Михайлов О. В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: диссертация... кандидата психологических наук: 19.00.13.- Москва, 2007.- 166 с.

2.         2 Аллин О. Н., Сальникова Н. И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. М.: Генезис, 2005.

3.         Бобикова Лилия Кимматовна. Формирование профессионально значимых качеств личности инженера у студентов технического вуза: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Елабуга, 2001 178 c.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, готовность, уровень готовности, трудовая деятельность, активная готовность, пассивная готовность, трудовой коллектив, формирование готовности, методология формирования, профессиональная готовность.

Ключевые слова

компетентностный подход, общекультурные компетенции, готовность к деятельности, структура общекультурной компетенции, готовность к деятельности.

Похожие статьи

Структурные компоненты паллиативной компетентности медицинских работников среднего звена

В статье рассматриваются современные подходы к определению составляющих профессиональной компетентности медицинских работников среднего звена. Впервые в научный оборот вводится понятие «паллиативная компетентость» медицинских сестер бакалавров. Опред...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста

Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...

Похожие статьи

Структурные компоненты паллиативной компетентности медицинских работников среднего звена

В статье рассматриваются современные подходы к определению составляющих профессиональной компетентности медицинских работников среднего звена. Впервые в научный оборот вводится понятие «паллиативная компетентость» медицинских сестер бакалавров. Опред...

Процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа»

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности бакалавров по направлению «социальная работа», который представляется как поэтапное освоение профессиональных компетенций в процессе профессиональной подготовки; каждый эта...

Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста

Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.

Формирование предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается логика конструирования структуры и содержания предметно-профильного модуля «Безопасность жизни в техносфере» в рамках основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности», разработанной в ...

Ключевой компонент готовности учителя информатики к использованию интернет-технологий в процессе обучения с интерактивной доской

В статье анализируется понятие профессиональной компетентности педагога, наряду с компетентностью и компетенциями рассматривается готовность специали-ста к осуществлению конкретной деятельности в профессиональной сфере. Выделяются ключевые компоненты...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Диагностика уровня сформированности социокультурной компетенции студентов факультета физической культуры педагогического вуза

В статье предлагается описание диагностических методик, позволяющих выявить уровни сформированности социокультурной компетенции студентов педагогического вуза как качества, необходимого для межкультурной коммуникации в конкретных социальных условиях,...

Профессионализация общеобразовательных дисциплин согласно ФГОС СПО по направлению подготовки «Машиностроение» (на примере учебной дисциплины «Физическая культура»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение». Приводятся результаты профессионализации учебной дисциплины «Физическая ку...

Проект как средство оценивания сформированности информационно-коммуникативных компетенций

В данной статье рассматриваются возможности реализации проектного подхода при обучении иностранному языку в сфере высшего профессионального образования. Перечисляются различные классификации учебных проектов, в основе которых лежат те или иные критер...

Педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов вузов

В статье рассматривается педагогическая практика как один из способов формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль обучения: иностранный язык). Особое внимание уделяе...