Гамлетовская тема в творчестве русских поэтов (урок с применением ИКТ) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тоесева, М. В. Гамлетовская тема в творчестве русских поэтов (урок с применением ИКТ) / М. В. Тоесева, В. В. Олейник. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5927/ (дата обращения: 17.12.2024).

Сотрудничество учителя информатики с учителями-предметниками на наш взгляд, подчас сводится к обучению предметника пользоваться информационными технологиями (поиск информации в интернете, работа с офисным пакетом, освоение интерактивной доски). В этом, конечно, присутствует большая польза для образовательного процесса, но, по нашему мнению, учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся.

То, как может помочь информационно-технологический инструментарий и взаимодействие с учителем информатики в повседневной работе учителя литературы показано на примере урока по литературе «Шекспир и русская литература».

Далее мы представим алгоритм интегрированных занятий.

Подготовка материалов к уроку педагогами информатики и литературы и использованием ИКТ (составление совместного планирования урока, подбор ЭОР).

Работа учащихся с интернет ресурсами: составление биографической справки о Шекспире, А. Блоке и М. Цветаевой и получение навыка грамотного поиска информации в интернете.

Монолог учителя о Шекспире (с использованием интерактивной доски):

Когда был выпущен первый сборник Шекспира, а произошло это в 1623 году, составители сопроводили его появление следующими словами: «…читайте его и перечитывайте снова и снова, и если он Вам не понравится, это будет печальным признаком того, то Вы сумели понять его». Опасения составителей были напрасны. Весь мир понял его, и вот уже много поколений чтят Шекспира как величайшего драматического поэта.

«Гамлет», без сомнения — самая известная из шекспировских пьес, многократно переведенная на русский язык, послужившая источником вдохновения для многих поэтов и писателей, каждый из которых искал свои ответы на гамлетовские вопросы, у каждого из них был свой Гамлет — от Белинского и Тургенева до Окуджавы и Тарковского.

Ученикам предлагается сделать запись в тетрадь (при наличии мобильного компьютерного класса запись делают на компьютере с помощью программы MS Word):

Тема: «Шекспир и русская литература»

Эпиграф: «Гамлет!». — Белинский.

Монолог учителя о Блоке (с использованием интерактивной доски):

В конце ХХ века красивый юноша из профессорской (как принято говорить, из «приличной» семьи) мечтал стать актером императорских театров. И даже сыграл в любительском спектакле заглавную роль в драме «Гамлет» Шекспира. Молодому человеку не суждено было стать профессиональным актером. Судьба уготовила ему иную роль: юноша станет одним из крупнейших русских поэтов ХХ века. Имя его — Александр Блок. В дневниковых записях Блока есть определение: «Мой Шекспир». Зная досконально всего Шекспира, Блок в разное время и по-разному делал «своим» Гамлета. В год начала 1-ой Мировой войны Блок вновь примерит на себя роль шекспировского персонажа и произнесет: «Я — Гамлет».

Работа учащихся в группах с применением ИКТ по анализу паратекста (изучение наработанной информации на предыдущем этапе с использованием интерактивной доски).

Учащимся предлагается сделать запись в тетради (при наличии мобильного компьютерного класса запись делают на компьютере с помощью программы MS Word):

Александр Блок «Я — Гамлет». (1914 г.). Каков он, Гамлет Блока 1914 г.?

Задания по подсказкам.

1.                  Выступления учащихся.

2.                  Работа с интерактивной доской, составление таблицы.

Гамлет А. Блока

Гамлет М. Цветаевой

Страдающий

Страдающий

Влюбленный

Любивший

Затравленный

Оправдывающийся

Уверенный в том, что он и Офелия — жертвы «коварства»

Сомневающийся в том, что он невиновен в смерти Офелии

Итог:

Гамлет — страдающий, влюбленный в Офелию, затравленный, он — жертва «коварства».

Подсказки (подготовленные заранее учителем).

Подсказка 1.

Найдите в интернете аудиофайл: стихотворение А. Блока «Я — Гамлет» и прослушайте его.

(На доске воспроизводится печатная версия стихотворения.)

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце — первая любовь

Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.

6 февраля 1914

На доске появляется ряд вспомогательных вопросов и заданий для учащихся:

1.                  Определите тему стихотворения.

2.                  Выполните задания (письменно) и ответьте на вопросы:

а)     Какие чувства испытывает Гамлет к Офелии? Докажите с помощью слов из текста.

б)     Считает ли Гамлет себя виновным в гибели любимой? Подтвердите текстом, кто жертва?

в)     Разберите по морфемам (по частям слова) слово «отравленным», выпишите однокоренные слова: существительное, глагол.

г)     Как относится автор стихотворения к Гамлету? Сочувствует он ему или осуждает?

Подсказка 2.

Диалог — беседа, разговор в виде спора кого с кем? Найдите в интернете аудиофайл: стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» и прослушайте его.

(На доске воспроизводится печатная версия стихотворения.)

Диалог Гамлета с совестью

— На дне она, где ил

И водоросли… Спать в них

Ушла,- но сна и там нет!

— Но я ее любил,

Как сорок тысяч братьев

Любить не могут!

— Гамлет!

На дне она, где ил:

Ил!.. И последний венчик

Всплыл на приречных бревнах.

— Но я ее любил,

Как сорок тысяч…

— Меньше

Все ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.

— Но я ее –

любил??

5 июня 1923

На доске появляется ряд вспомогательных вопросов и заданий для учащихся:

1.                  Определите тему стихотворения.

2.                  Выпишите реплики Гамлета и совести по прилагаемой схеме.

3.                  Проанализируйте стихотворение:

а)     Чья реплика звучит первой? Почему?

б)     Найдите в первой реплике совести аллегорию смерти, запишите ее.

в)     Обратите внимание на знаки в конце предложений.

г)     Вторая реплика принадлежит Гамлету. Это почти дословная цитата из трагедии Шекспира. Почему же в начале реплики стоит союз «но», а в конце предложения — восклицательный знак? Назовите чувства, которыми охвачен Гамлет.

д)     Третья реплика — реплика совести. Какое чувство надеется пробудить она в Гамлете?

Как это достигается? (Аллитерация). Выделим в строфе эти звуки.

а)                  Почему четвертая реплика, принадлежащая Гамлету, заканчивается многоточием? (Недосказанность).

б)                 Пятая реплика совести звучит как утверждение. Чего? (Знак в конце предложения).

в)                 Последняя, шестая, реплика Гамлета заканчивается «??». Каким чувством охвачен Гамлет в результате разговора с совестью? (Сомнением, недоумением). Сомнение в самом себе — результат диалога Гамлета с совестью. Но что такое «совесть», как не другое «я» человека? Его «alter ego»?

Кого винит автор в смерти Офелии? Названа ли Офелия хоть раз по имени? Почему? (Отстраненность).

Предъявление продукта (выступление учащихся оформленных с помощью пакета офисных программ) по следующей схеме:

Итак, пред нами два стихотворения. Чем они объединены? (Героем. Темой. Размером стихотворения). Чем отличны? (Пониманием). А каков Ваш Гамлет? Чье стихотворение понравилось больше и почему?

Таким образом, продуктом этого блока занятий станет создание базы материалов по гамлетовской теме в творчестве русских поэтов с помощью использования интернет — среды (литература) и формирование навыка работы в глобальной сети и освоение пакета офисных программ (информатика). Необходимость в подобных уроках при формировании читательской и коммуникативной компетенции, на наш взгляд, требует продолжения.

Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, реплика совести, выступление учащихся, какое чувство, конец предложения, мобильный компьютерный класс, монолог учителя, печатная версия стихотворения, помощь программы, русская литература.

Похожие статьи

Интертекстуальность в языковой композиции (на материале романа С. Есина «Маркиз»)

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» сквозь призму экзистенциализма и психоанализа

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере творчества русских и русскоязычных писателей)

Антропонимы в текстовом пространстве поэзии Николая Алешкова (на примере сборника «Сын Петра и Мариши»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Пьеса Андреева «Черные маски»: некоторые аспекты рецепции в первые десятилетия XX века

Представления о «локализации» эмоций в средневековом языковом сознании (на материале средневековой немецкой литературы)

Ветхозаветная книга Иова и трагедия Гете «Фауст»: сопоставительный анализ сюжетных структур

Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века)

Похожие статьи

Интертекстуальность в языковой композиции (на материале романа С. Есина «Маркиз»)

Поэма С. Есенина «Анна Снегина» сквозь призму экзистенциализма и психоанализа

Историческая тематика в литературной хорезмиане (на примере творчества русских и русскоязычных писателей)

Антропонимы в текстовом пространстве поэзии Николая Алешкова (на примере сборника «Сын Петра и Мариши»)

Чеховские мотивы в творчестве Л. Улицкой (на примере рассказа «Большая дама с маленькой собачкой»)

Попытка культурологического рассмотрения экзистенциальных идей в пьесе А. С. Пушкина «Каменный гость»

Пьеса Андреева «Черные маски»: некоторые аспекты рецепции в первые десятилетия XX века

Представления о «локализации» эмоций в средневековом языковом сознании (на материале средневековой немецкой литературы)

Ветхозаветная книга Иова и трагедия Гете «Фауст»: сопоставительный анализ сюжетных структур

Функции и роль прозвищ в художественном тексте (на материале произведений детских писателей ХХ века)