Трагедии Шекспира питают конфликты личности с бесчеловечным жизнеустройством, противоречия, от решения которых зависит будущее общества. Шекспир, осмысливая жизнь, обобщая ее ведущие тенденции, не стремится воспроизвести бытовые детали. Шекспир впервые в истории драмы раскрыл многосложность характера, сочетание в нем противоречивых свойств и обогатил жанр трагедии, введя в него наряду с героическом началом и комическое. Это придало его трагедиям жизненность. Неизбежная в трагедии смерть героя не завершает борьбу за торжество человека, а лишнь указывает на то, что всякий прогресс человечества достигается очень дорогой ценой. Движение вперед требует не только полной отдачи духовных и нравственных сил, но порой и жизни. В этом смысле трагедии Шекспира соединены с будущим, лишены бессильного отчаяния. Они утверждают содержательную, полноценную и героическую жизнь.
Наряду с правдивостью и гражданским пафосом в эстетической системе Шекспира важную роль выполняет принцип поучительности искусства. Шекспир даёт уроки жизни. Через его произведения общество, увидев себя в зеркале, получает стимул к самосовершенствованию.
Исторические драмы и трагедии, а также некоторые комедии, заканчиваются поучениями или выводами, которые делают для себя герои, оставшиеся в живых. Трагические герои, воплощая общественный идеал, предстают перед нами в соответствии с их историческими прототипами. Ошибки, недостатки, трагические заблуждения героев поучительны, ибо они свидетельствуют о пагубном влиянии окружающей действительности.
Шекспир никогда не упускает из виду социально-нравственное предназначение искусства, создавая целое, вылепливая характеры, рисуя события частной и общественной жизни. Шекспировские герои не рабы судьбы, не бессильные жертвы социальных условий. Они борются с несправедливым устройством жизни. Раскрывая решимость, отчаяние, обостренное восприятие всех происходящих событий, Шекспир показывает напряженную внутреннюю жизнь героев.
Читая и анализируя драмы Шекспира нужно иметь ввиду, что они предназначалсиь для беспрерывного исполнения на сцене, для спектаклей, в которых не было антрактов. Шекспир уклонялся от членения своих драм. Деление его пьес на акты осуществляли издатели и редакторы.
В комедиях и трагедиях Шекспира реальность оттеняется фантастикой. Условность у Шекспира выражена не только в таких фантастических образах, как ведьмы в “Макбете”, духи и призраки убитых Ричардом, Клавдием, Макбетом, феи и эльфы в “Сне в летнюю ночь”. Когда действие комедии по всем признакам происходит в Греции, Италии или Иллирии, туда вторгаются системы образов, отношений и оценок, которые Шекспир мог наблюдать только у себя на родине. Это тоже условность, которая не противоречит реализму Шекспира. Метод Шекспира основывается на сочетании систем жизнеподобных образов и образов условных, которые в каждой пьесе выполняют собую функцию.
В свое время В. Г. Белинский подчеркивал: “Каждая драма Шекспира представляет собою целый, отдельный мир, имеюший свой центр, свое солнце, около которого обращаются планеты с их спутниками” [2, с.288]. Солнцем является главный герой, которому, если иметь в виду трагедию, предстоит вести сражение со всем несправедливым миром и отдать жизнь. Но смерть не единственная развязка трагедии. В трагедии Шекспира две развязки. Одна непосредственно завершает исход борьбы и выражается в гибели героя. А другая вынесена в будущее, которое окажется единственно способным воспринять и обогатить несбывшиеся идеалы эпохи Возрождения в Европе и утвердить их на земле.
.В трагедиях Шекспира раскрываются интеллектуальный мир, психология героев. В сценах, где конфликт личности достигает высшего напряжения, Шекспир применяет гиперболу в обрисовке характеров и событий. Поэтому кульминация иногда совпадает с развязкой (“Отелло”, “Кориолан”). В “Ромео и Джульетте” любовь противостоит человеконенавистничеству. Ромео и Джульетта не только восстали против старых взглядов и отношений, они дали пример новой жизни. Их не разделяет вражда, их объединяет люббовь. Любовь противостоит средневековой косности, во власти которой находится Капулетти. Это всечеловеческая любовь, рождающаяся от восхищения красотой, от веры в величие человека и желание разделит с ним радость жизни.
В пьесах Шекспира есть не одна, а несколько кульминационных сцен. Например, в “Гамлете” — монолог, начинающийся словами “Быть или не быть?”, и разоблачение Клавдия во время придворного спектакля. Герои легко переходят от довольно грубых шуток к серьезным разговорам о тайнах мироздания. В “Много шума из ничего” и других пьесах Шекспир высмеивает простолюдинов, коверкающих и без понимания употребляющих иностранные слова. В то же время он вкладывает в уста знаи крепкие выражения, которые в ходу у простолюдинов. Шекспир достигает большой гибкости в речевых портретах.Он расширяет лексику, развивая многозначность слов, употребляет заимствования. В его комедиях игра слов и метафоризация делают речь героев богатой. Язык героев Шекспира передает все оттенки их эмоций и мнений. Гамлет, Отелло и Кориолан произносят монологи, в которых осмысливают свою жизнь и внешний мир.
Смешение трагического и комического, перемена места действия, параллельные линии сюжета, вторжение на сцену пестрой плебейской массы — все это сообщает драме Шекспира живость, динамику, раскрывает сложную, развивающуюся, многоликую жизнь героев. В “Много шума из ничего” нас увлекают поединки остряков, изобретательные интриги, словесные дуэли Беатриче и Бенедикта. У шекспировских острословов свой стиль, умение жоглировать многозначностью, всеми оттенками слов. Словесной ткани комедии присущи праздничность, цветистость. Ее украшение — остроты, афоризмы, каламбуры, метафоры. Как отметил И. А. Дубашинский, “словесные труниры и всевозможные проделки героев образуют “слоеный пирог” комедии. Однако, каждый, кто хоть раз вкусит шекспировское блюдо, ощутит, что в прироге есть особая начинка. Она-то и составляет сердцевину комедии” [1, 57]. Действующие лица, перешучиваясь, влюбляясь, интригуя, проявляют свои человеческие качества. Комедийная интрига, не теряя развлекательности, оставаясь игрой, обретает большой жизненный смысл.
Можно с уверенностью сказать, что Шекспир в своих комедиях и трагедиях воспевает человека. Прославление человека врывается звонкой оптимистической темой в симфонию горестных переживаний, в рой тяжелых раздумий героев или в их шутки и интриги. Как сказал Гамлет: “Что за мастерское создание человек! Как благороден разумом! Как точен и беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела своим глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!” [3]. Точнее не скажешь.
Литература:
1. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. — М.:Просвещение, 1978.
2. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т.2. — М., 1953.
3. Гамлет. Перевод Лозинского. URL http://lib.ru/SHAKESPEARE/hamlet5.txt