Методы и приёмы обучения спортивному танцу как здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе
Автор: Фокина Елена Михайловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.06.2014
Статья просмотрена: 1654 раза
Библиографическое описание:
Фокина, Е. М. Методы и приёмы обучения спортивному танцу как здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе / Е. М. Фокина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5878/ (дата обращения: 23.11.2024).
«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Г.Сигерист). Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических дефектов». [5] Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом — нарушение опорно- двигательного аппарата. [3] Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Причины, вызывающие эту тревогу, следующие [1]. Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т. к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое. В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования — это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может. Состояние здоровья ребенка — это целый комплекс характеристик, включающий в себя: физическое здоровье; психическое здоровье; благоприятную социально-психологическую адаптацию. В связи с этим возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребенку?», так как условия обучения ребенка в школе оставляют желать лучшего.
Стоящая сегодня перед обществом задача формирования новой парадигмы образования влечет за собой необходимость создания педагогических технологий, формирующих особую атмосферу этического и эстетического отношения к людям, окружающему миру, культуре. Спектр дисциплин, отвечающих за духовно-нравственное и физическое воспитание развитие детей и юношества в рамках педагогического междисциплинарного пространства, нуждается в существенном пересмотре. Введение в программы образовательных учреждений всех степеней учебной дисциплины «Спортивный танец» может стать одним из эффективных средств реализации означенных целей. Эта позиция основана на глубоком убеждении в том, что спортивный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие школьников.
В обучении спортивным танцам определяющим являются общепедагогические принципы и методы преподавания. Однако специфические особенности спортивного танца как массовой формы хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания.
Коллективами спортивного танца решаются важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства. А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.
Верная передача характера, стиля, образного содержания музыки является непременным условием любой хореографической деятельности; необходимые для этого знания и навыки в известной степени можно развить в процессе обучения.
Исполнение спортивных танцев предполагает также определенный уровень развития музыкальных способностей. Ведь движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня развития музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.
Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано, что музыкально ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений.
Специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения спортивных танцев.
Необходимые навыки технического освоения элементов танца, освоение элементов танца, освоение основных позиций, поз, положений корпуса закрепляются при помощи специальных, так называемых тренировочных упражнений. Их включение в урок танца является не только желательным, но бесспорным требованием построения занятий.
Задачи обучения танцам при общей цели — овладение спортивными танцами- различны. Это конкретизирует работу педагога и определяет объем изучаемого материала. При этом единые правила исполнения самих танцев и их отдельных элементов (движений, поз, рисунков композиции т. п.) остаются неизменными.
Выбор методов и приемов обучения зависит от задач, состава учащихся, срока обучения, возрастных особенностей и целевых установок. Таким образом, обучение бальному танцу — это всегда творческий процесс, в котором первостепенную роль играют индивидуальные качества преподавателя.
При всем многообразии методов и приемов обучения можно выделить наиболее сложившиеся в практике преподавания бального танца.
Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приемов обучения, индивидуальный состав и подготовленность учащихся, вносят коррективы в работу. Важен вдумчивый творческий подход педагога к каждому определенному коллективу учащихся. Именно такая аналитическая работа как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения учащимися программы.
Наибольшую сложность для педагога танца представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приемы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьезным в обучении.
Остановимся на основных способах повышения эффективности обучения бальному танцу.
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный разбор ее, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танцев.
При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносит в знакомое движение, танец элементы новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи.Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу. На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.
Разучивание танцев.
Разучивание танцев следует проводить в следующей последовательности:
- вводное слово педагога;
- слушание музыки и ее анализ;
- разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.
Остановимся на каждом этапе отдельно.
Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нем некоторые сведения. Если название не совсем понятно говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии.
Затем предлагается прослушать музыку к танцу, определить ее характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определить строение (части музыкального предложения, фразы).
Приступая к разучиванию поз, движений, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении.
При разучивании движений с детьми и начинающими хорошие результаты дает метод, при котором ученики повторяют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь затем исполняют движение самостоятельно. Это позволяет педагогу, фиксируя внимание на тех частях движения, где чаще всего допускаются ошибки, своевременно поправлять их. А ученики имеют возможность лучше разобраться в структуре движения, мышечно почувствовать его, быстрее запомнить. Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога.Одновременно с разучиванием движений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в танце. Полезно при разучивании положений рук и поз объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися.
Когда основные движения, позы, рисунок разучены, приступают к соединению их в танцевальные композиции, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собирают в фигуры танца, а фигуры — в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.
Литература:
1. А.Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
2. Валеология № 1 2003г.
3. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Сост.: Н. В. Анисимов, Е. А. Карашвили. — М.: ТЦ Сфера, 2002.
4. Пономарев Я. «Психология творчества и педагогика».
5. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др.-М., 2002
Похожие статьи
Танцетерапия как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников
В данной статье представлены техники, которые влияют на процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами дошкольников.
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...
Похожие статьи
Танцетерапия как эффективный метод здоровьесбережения дошкольников
В данной статье представлены техники, которые влияют на процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами дошкольников.
Индивидуальный подход в обучении дошкольников через образовательную картографию
Данный опыт работы рассматривает и знакомит с возможностями технологии (Образовательная картография) по организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в усвоении правильных произносительных умений. Раскрывает индивидуаль...