"Температура тела" страны танцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (81) январь-1 2015 г.

Дата публикации: 13.01.2015

Статья просмотрена: 901 раз

Библиографическое описание:

Киселева, М. В. "Температура тела" страны танцев / М. В. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14724/ (дата обращения: 24.11.2024).

Одним из универсальных средств воспитания ребенка всегда было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мыслей, чувств, образов.

Несбалансированность образовательного процесса современной школы, односторонность развития детей — это проблемы, которыми обеспокоены не только родители и учителя, но и руководители учреждений дополнительного образования (музыкальные, танцевальные, вокальные школы и т. п.).

Уроки хореографии, музыки или вокала не требуют огромного умственного и физического напряжения. На первый взгляд может показаться, что на эти занятия все учащиеся должны идти с удовольствием. Но и в нашей работе возникают некоторые проблемы, которые требуют особого подхода и разрешения.

Раньше даже простой сельский учитель мог взять розгу и отходить ею по спине непослушного ученика, а вот сегодня даже строгий завуч иногда понятия не имеет, как наладить дисциплину в классе без крика или потрепанных ушей. А свою безнаказанность дети осознают очень и очень быстро. На крик или гнев учителя они зачастую не реагируют — на них и дома кричат. Поэтому сегодня настало то время, когда учителю дисциплины приходится добиваться умом и талантом, а не пугающим авторитетом.

Дисциплина на занятиях хореографией — это бич многих педагогов дополнительного образования. К сожалению, это достаточно распространенная проблема и связана она может быть с разными причинами, от нежелания заниматься хореографией вообще, когда родители переносят на ребенка свои нереализованные в детстве мечты и амбиции, до проблем с воспитанием. Так же причинами может стать отсутствие у педагога авторитета среди детей, не имение положительного опыта — как вести себя дисциплинированно, а так же не восполненные физические и душевные потребности.

Насколько этот вопрос актуален и изучен, сказать сложно. В последнем академическом учебнике для педагогов «Общие основы педагогики» (2006 г.) под редакцией известнейших ученых, академиков, Анисимова В. В., Грохольской О. Г., Никандрова Н. Д., в содержании книги раздела «дисциплина» вообще нет, да и само слово нигде не упоминается. Хотя проблеме дисциплины придавали первостепенное значение великие педагоги-практики: Шацкий, Сухомлинский, Макаренко. Да и сегодня любой учитель и родитель согласятся, что это понятие очень важно для характеристики школы, класса, творческого или иного коллектива. Это действительно «температура тела» любого кружка, студии, она сигнализирует о ее здоровье или болезни. Недисциплинированный ученик — беда всей группы!

И поэтому есть смысл поговорить о дисциплине, о ее сущности, месте и роли для танцевального коллектива, учащегося, родителей и некоторых способах работы с нею.

Латинское discipliha — «обучение», «воспитание». Начнем с того, что у большинства учащихся слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому, зачастую, вызывает далеко не всегда положительные эмоции. Я же полагаю, что дисциплину нужно рассматривать как беспристрастного и бескомпромиссного защитника всех жителей «страны танца». Дисциплина — есть педагогическая ценность, и если мы, педагоги, не сформируем у школьника правильное отношение к ней, то есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность.

Вообще, феномен дисциплины в начальной школе сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:

— политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью — директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;

— юридический или правовой смысл — впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание. [2]

Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы, законы отдельного коллектива и власть справедливы. Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики.

Дисциплина на уроке, занятии дополнительного образования — это высокий деловой настрой при выполнении заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учащихся на занятии характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного процесса.

Дети, когда приходят на занятия, вовсе не желают, чтобы их ругали, читали им нотации, держали их в ежовых рукавицах — они просто хотят хорошо провести время. Поэтому многие педагоги думают, что эти ожидания детей, лишают их средств поддерживать дисциплину. А ведь занятия хореографией — особый в ряду школьных предметов дополнительного образования. Нарушение дисциплины на нем, кроме всего прочего, может привести к серьезным травмам.

Во многих учреждениях дополнительного образования администрация требует от педагога индивидуального подхода. Но, позвольте, какой может быть индивидуальный подход, когда в группе 25 человек? В погоне за прибылью частные детские центры и даже ДШИ об этом как-то забывают. Говоря откровенно, индивидуальный подход зачастую администрация путает с безнаказанностью детей.

Родители платят, дети чувствуют себя очень вольготно и педагог для них лишь обслуживающий персонал. Как в такой ситуации можно что-то требовать от детей и чему-то научить? Прибавьте к этому, что потом еще и нужно выслушаешь от некоторых родителей претензии. Почему их ребенок не выступает или почему у него так плохо получается!?  То, что он не умеет себя вести и мешает всей группе, это считается вполне нормальным. «Он просто очень активный!» — так оправдывают это некоторые родители. И никто ни разу не признал, что их ребенку элементарно не хватает воспитания! От этой проблемы, к сожалению, никуда не деться. Остается изобретать свои методы влияния на детей — мотивировать, стимулировать, поощрять, где-то наказывать.

Те или иные способы воздействия на детей зависят еще и от характера педагога. Те методы воздействия, которые подходят одним, другие педагоги считают слишком жесткими и важно выбрать то, что не противоречит вашему характеру и вашим внутренним убеждениям.

В процессе обучения и формирования правильного поведения основным примером и критерием должно стать поведение и поступки педагога, взрослого адекватного человека, который завоюет не только авторитет, но и уважение, и доверие учащихся. Мы сами должны продумывать каждое слово, сказанное при детях, каждый свой шаг, просчитывая его последствия. Мы на виду у детей каждую минуту, и наше собственное отношение к жизни и происходящим событиям, пример для подражания.

Когда хореограф только приходит на работу, как правило, некоторые дети сразу начинают вести себя плохо, причем даже, те, кто, по словам других педагогов и родителей, сами по себе спокойные и ранее не имели проблем с дисциплиной. Это происходит потому, что дети проверяют границы дозволенного. Т. е. им нужно понять до какого предела вы позволите им дойти в своем поведении. И лучше сразу обозначить эти границы и дать понять, что вы от них будете требовать и что именно вы терпеть не намерены. Через 2–3 урока, все будет по-другому!

Не новость, что урок любого творческого коллектива должен быть насыщенным и интересным! Особенно, если это первоклашки. Возможно, детям просто скучно на уроке, отсюда и проблемы с дисциплиной! Может быть, необходимо чаще менять род деятельности? Хореограф должен чувствовать детей, видеть и понимать, когда они потеряли интерес к тому, что делают, когда их внимание рассеяно. Для хореографа это знак! Что-то идет не так!

У детей, как правило, цепная реакция. Стоит начать нарушать дисциплину одному, подхватывают и другие. А начинают, как правило, одни и те же. Нужно выявить «хулигана», главного нарушителя дисциплины и найти какую-то точку соприкосновения с этим ребенком. То, что будет действовать на него безотказно. Как говорил персонаж детского фильма «Приключения Электроника»: «У каждого есть своя кнопка». Заключите с остальными членами танцевального класса «тайное соглашение» — не в коем случае не поддерживать выходки «хулигана», как бы не хотелось! Объясните, что они все должны помочь ему научиться хорошо себя вести и что одному баловаться нерадивому танцору вскоре надоест.

Если на уроке отчужденность или агрессию проявляет вполне благополучный ученик, необходимо искать причину его поведения в данной ситуации. Их у наших детей бывает масса: плохое самочувствие, плохая оценка на предыдущем уроке, конфликт дома или на перемене…Кто виноват? Если сам — то посиди и «остынь», если кто-то, то посиди — отдохни. От формулировки зависит — примет ли ребенок участие в дальнейшем процессе обучения и на каком этапе, или так и уйдет с занятия агрессивным или обиженным. В течении всего урока необходимо понаблюдать за состоянием ребенка. Если дело только в физическом недомогании, то снизить нагрузку, если в психическом дискомфорте, то на разных этапах урока заметить, возникнет ли желание работать или психологическая травма была слишком серьезной. В любом случае пытаться снизить уровень агрессии каким-либо способом.

Но нужно помнить: один в поле не воин! Подключайте к проблеме дисциплины родителей ребенка. Объясняйте родителям, что их ребенок не дает вам вести занятие и, соответственно, мешает заниматься остальным детям. Привлекайте общественное мнение. Соберите общее родительское собрание, чтобы вместе решать эту проблему. Ведь они все заинтересованы в хороших и полноценных занятиях.

Теперь немного о стимуляции и мотивации. Методов стимуляции много. Например, это дневники: наклейки, звездочки для первоклашек и система баллов для детей постарше. Тот, кто набрал больше всех звездочек, баллов, получает сюрприз, грамоту. Их можно вручать в конце четверти или в конце каждого месяца. А главное нужно стимулировать детей новыми, интересными номерами, упражнениями! И они ответят вниманием и увлеченностью.

Важный элемент — это мотивация. Для чего ученики должны что-то спеть или станцевать? Что это даст каждому из них лично? Как оценят это сверстники, родители, педагоги? Как изменится после этого отношение к нему лично? Эти вопросы очень волнуют детей, и здесь поддержка учителя просто необходима. Оценить позыв к деятельности, поддержать, и только потом корректировать, поощряя или ограничивая инициативу детей.

Что же может быть хорошей мотивацией? Конечно, общая идея и общая цель.

Объединяйте детей вокруг этой идеи. Ничто так не укрепит ваш коллектив! Мотивируйте поездками на конкурсы, концертами, фестивалями. Мотивируйте маленькими победами!

Определенная форма для занятий так же приучает детей к порядку и дисциплине. Но к вопросу о форме для занятий нужно подходить очень гибко. Это тема отдельного разговора.

На хореографических отделениях ДШИ, в классах танца и других подобных учебных заведениях, требовать форму от детей нужно обязательно. Это начальное профессиональное образование, поэтому приучать детей к порядку и дисциплине желательно с первых дней. Если вы занимаетесь в большом и теплом хореографическом зале, то это один вопрос. Можно выбрать форму по вкусу. Если же ваши занятия проходят в коридоре школы, в спортзале или другом помещении, не предназначенным для подобных занятий, это уже совсем другое. Главное, чтобы было удобно заниматься, ничто не стесняло движений, и было тепло.

Каждому виду хореографии (классический, народный танец, современная пластика и т. д.) желательна соответствующая форма. Она, также дисциплинирует и быстрее дает ощутить характер изучаемого танца.

И, наконец, о наказании...Наказывайте! Некоторые хореографы, например, за каждые три замечания придумывают наказание (15 приседаний или 10 отжиманий), либо дети сами придумывают «наказание» провинившемуся, ведь он мешал всем. Лично я «нарушителя» иногда ставлю в угол, а точнее — сажаю на «стул скучного одиночества». Сидеть там ему быстро наскучивает! Если это первоклашки, то через некоторое время начинаю с остальными детьми делать что-то интересное, например, играть. Провинившийся, в большинстве случаев, начинает тоже проситься в игру, обещая, что больше не будет баловаться. Но на этом уроке я его в игру не беру! Ведь важно, что бы все дети, а не только тот, кто наказан, сделали вывод «Играет только тот, кто хорошо себя ведет». Если это дети постарше, начинаю учить новую танцевальную комбинацию или связку, с условием, что «сиделец» в конце занятия также должен будет встать со всеми вместе и её станцевать, запоминая пока глазами. Как правило, у «нарушителя» это плохо получается! А ведь все учащиеся уже знают — на сцену потом выйдут лишь те, кто достойно владеет танцем. На детей, которые уже выступали, очень хорошо действует, то, что они не будут задействованы в выступлении, если плохо себя вели. Объясняю это тем, что не могу вывести на сцену человека, который может меня подвести.

В окончание разговора о дисциплине начинающего танцора, хочется обратить внимание и на сторону родителей. Однажды, ко мне подошла мама одной из девочек, кстати, довольно талантливой, и объяснила, что дочь пока не сможет посещать танцевальные занятия, в связи с тем, что та плохо себя ведет на основных уроках в школе, «приносит» тройки. В другой раз я стала свидетельницей, когда в коридоре папа другой девочки с определенной нотой агрессии, четко дал понять своей дочери, что никаких танцев в ближайшее время ей не «светит». Причина та же- недостаточно хорошее поведение девочки дома и в школе. Казалось бы, изменение поведения ребёнка действительно может настораживать, но, являясь руководителем школьного коллектива эстрадного танца «Краш» мне захотелось оспорить категорический родительский вердикт.

У меня за спиной немало лет работы в хореографическом коллективе. За это время я повидала массу детишек, которые, переступая порог танцевального зала, буквально становятся совершенно другими детьми. У них загораются глаза, с лица не сходит улыбка, а настроение становится таким бойким, что брызги энергии летят в разные стороны. А колорит в общении с коллективом? Отдельные индивидуальности со своими взглядами на жизнь, судьбами и характерами постепенно превращаются в настоящую семью. Семью с большой буквы.

Хочется отметить ещё один немаловажный момент. Это эмоциональный фон каждого ребенка. Способность проявлять себя во всех гранях творческого «Я». Здесь, в танцевальной студии у детей открывается такой огромный потенциал, перед ними — красочный мир фантазий, выбраться из которого просто невозможно.

Теперь, уважаемые родители, представьте! Когда ваш ребенок рвется на занятия, когда он нуждается в той атмосфере, которая дает ему только положительные эмоции (уже не говоря о пользе физических упражнений). Когда живёт он от репетиции до репетиции, и очередного выхода на сцену ждёт с таким нетерпением, что восторгу его нет предела. Вы, безобидной, казалось бы, фразой: «Никаких тебе танцев…», наносите той самой хрупкой нервной системе ребенка сильнейший удар. Для Вас это просто наказание, а для них? Вы лишаете их возможности показать свои результаты, за которыми стоит огромный, кропотливый, а бывает через слезы и пот, труд и старания. Самое обидное то, что разрушили их надежды близкие, родные и любимые люди. Так неужели оно того стоит? Конечно, легче всего наказать своего непослушного ребенка путем лишения его любимого занятия, хобби. Вместо того чтобы потратить свое личное время, которое нам самим очень дорого, и разобрать ту или иную ситуацию. Покажите своё небезразличие к его проблемам, сохранив при этом, близкий и необходимый контакт между родителем и ребенком.

Наказывать, конечно, надо, но другим способом. Вот мнение Богоявленской Д. Б., доктора психологических наук, профессора, действительного члена Международной академии творчества, вице-президента Российского Психологического общества:

Ни в коем случае не стоит, в качестве наказания, запрещать ребёнку заниматься танцами! Наоборот, сделайте это поощрением — более качественные, красивые атрибуты для танцев, дополнительные тренировки и т. п., за хорошие оценки! Запрещая ребёнку заниматься любимым делом из-за учебы, Вы развиваете в нем лишь негативное отношение к учёбе. Не забывайте, что девочка уже личность, и она понемногу творит свою собственную жизнь. Даже если эта жизнь проходит не совсем по планам родителей, в праве родителей лишь немного направлять ребёнка, а не насильно вписывать её в рамки своих представлений о жизни! Попробуйте сблизиться с девочкой, поговорите с ней о танцах, проявите искреннюю заинтересованность её увлечениями — если Вы попробуете понять её интересы, вникнуть в её жизнь, а не насильно навязывать своё понимание мира, она обязательно спустя некоторое время начнёт Вам доверять и позволит Вам корректировать свои действия, без ультиматумов! Всё просто — уважайте её мнение, чтобы она уважала Ваше! [3] Это все, конечно, хорошо, — может подумать кто-нибудь из наших читателей. У меня программа и каждая минута на счету, — отметят педагоги. У меня нет времени из-за работы и некогда заниматься такими пустяками, — скажут родители. Ну а если каждая минута на счету только у вас? А дети или маются в ожидании окончания занятия, или постепенно теряют доверие к близким любимым людям?

Когда вы вдруг оглянетесь и увидите, что бежите во все лопатки, но, увы, в одиночестве, вот тогда, может быть, советы, данные выше, не покажутся вам такими уж пустяками. И вы отважитесь «в ущерб программе» и жертвуя дефицитным временем, использовать их для своих детей. И откроете в них такой потенциал, о котором и не мечтали! К. Д. Ушинский в работе «Избранные педагогические сочинения» писал: «Если мы ввели порядок и стройность в занятиях, не оставляя ни на одну минуту, ни одного дитя без дела, если мы сумели сделать занятия занимательными для ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти обязанности не слишком трудными, если, наконец, нравственная природа наша такова, что дети могут полюбить нас — то дисциплина в наших руках.” [4]

 

Литература:

1.           Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. М., Начальная школа, 2001 г.

2.           Афанасьев Н. Н. Статья: Школьная дисциплина. Энциклопедия практической психологии. http://www.psychologos.ru

3.           Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., Академия, 2002

4.           Ушинский К. Д..Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т. 1: Вопросы воспитания, под. ред. В. Я. Струминского. — М., Просвещение, 1953.

5.           Чернышев А. С. Психология. Проблемы дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций. http://www.child-psy.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дисциплина, дополнительное образование, занятие, педагог, родитель, индивидуальный подход, проблема, занятие хореографией, кой случай.


Задать вопрос