Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы информационной культуры междисциплинарных технологий в будущей профессиональной деятельности
Авторы: Абдулаева Патимат Зулкиплиевна, Абдулаева Хадижат Сулеймановна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2014
Статья просмотрена: 75 раз
Библиографическое описание:
Абдулаева, П. З. Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы информационной культуры междисциплинарных технологий в будущей профессиональной деятельности / П. З. Абдулаева, Х. С. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5306/ (дата обращения: 16.12.2024).
Модернизация высшего образования, прежде всего, связана с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета региональных особенностей.
Приведение содержание высшего образования в соответствие с его уровнями и ступенями профессиональной подготовки, с принципами и задачами новой развивающей школы требует реализации множества идей, одной из которых является информатизация образования, предполагающая широкое и непрерывное внедрение и использование Инфокоммуникационных технологий (ИКТ) с выходом на единую систему информационного обеспечения образования.
В настоящее время в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования для студентов медицинского вуза введены курсы «Высшая математика и основы информатики», «Медицинская информатика» и «Основы алгоритмизации и составление программ». Эти курсы занимают важное место в формировании элементов информационной культуры будущего врача [1]. Курс «Высшая математика и основы информатики» является базой, обеспечивающей внедрение ИКТ в систему подготовки современного врача. При изучении разделов этих курсов у будущего врача должна быть сформированы элементы информационной культуры, основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств ИКТ, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.
Курс «Высшая математика и основы информатики» имеет блочную (модульную) структуру:
- первый блок предусматривает выравнивание знаний студентов в области информатики и формирование компьютерной грамотности;
- во втором блоке предусматривается формирование базовых знаний студентов в области информатики и на их основе пользовательских навыков работы с современным прикладным программным обеспечением: текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными процессорами, интегрированными пакетами прикладных программ, экспертными системами, пакетами программ, связанных с компьютерными телекоммуникациями.
Важнейшим компонентом обеспечения курса информатики является компьютерное программное обеспечение. Его составом во многом определяется эффективность курса.
На лекциях студентов знакомят с основными понятиями информатики, предметом, целями и задачами этой науки, историей развития вычислительной техники, основными устройствами современного персонального компьютера и обработкой различной информации на нем, перспективами развития средств новых ИКТ, системным и прикладным программным обеспечением персонального компьютера, использование компьютера как средство автоматической обработки информации, с системами программирования, применением компьютера для решения задач в предметной области, компьютерными средствами коммуникации.
Практическая часть курса предполагает выполнение компьютерного практикума, цикла лабораторных работ с целью формирования умений и навыков по обработке числовой, текстовой и графической информации на персональном компьютере с помощью прикладного программного обеспечения, знакомства с элементами программирования, компьютерными коммуникациями, а также применение персонального компьютера для решения задач в предметной области..
Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в фокусе образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием ИКТ.
Реализация междисциплинарной технологии в профессиональной подготовке студентов медиков с помощью одного этого курса невозможно. Поэтому для решения этой задачи нами предлагается система курсов по выбору.
Исходя из социального заказа общества и системного анализа, можно предлагать в качестве таких курсов следующие курсы по выбору:
1. Социальная информатика.
2. Компьютерная коммуникация.
3. Мультимедийные технологии в медицинском образовании.
На сегодняшний день курс информатики в большей степени рассматривает вопросы, связанные с компьютерной обработкой и использованием информации, оставляя за бортом важнейшие философские и социальные вопросы. Нельзя ограничивать информационные процессы рамками вычислений и пассивного получения или преобразования информации. Такие процессы сложны и многообразны. Важно научить будущих специалистов это понимать.
Одним из перспективных решений этой проблемы является изучение социально-гуманитарных аспектов информатики. Такими аспектами занимается социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе, которая возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а её появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека [2].
Предлагаем основные разделы курса по выбору «Социальная информатика»:
1. Информационные ресурсы.
2. Информационный потенциал общества.
3. Информационное общество.
4. Человек в информационном обществе.
Курс «Компьютерная коммуникация» раскрывает формирование, содержание и особенности коммуникации на основе коммуникационных технологий. Становление в информационном обществе все более взаимосвязанной, быстро меняющейся информационной среды поставило перед человечеством ряд новых социальных проблем: сложность адаптации, возрастание информационных потоков, необходимостьвыбора и ориентации в них, виртуализация межличностного общения, компьютерные преступления в сфере электронной коммуникации, воздействие на массовое сознание электронными СМИ и средствами компьютерной коммуникации и др.
В этих условиях возросло значение информационной культуры личности и общества в целом в области компьютерной коммуникации. С особой остротой встал вопрос о сочетании таких регуляторов информационной деятельности человека и общества в сфере компьютерной коммуникации как свобода, безопасность, ответственность, толерантность, нравственность, самоограничение, проявляющихся в новых методах, подходах и механизмах взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек».
Особое значение этого курса связано с тем, что сегодня Россия предпринимает существенные усилия по созданию единого информационного пространства всей страны и его интеграции в мировое информационное пространство, по преодолению отставания от развитых стран мира в сфере ИКТ.
Учебная направленность курса «Компьютерная коммуникация» связана с изучением студентами основных тенденций формирования современной системы компьютерной коммуникации, ее проблем и способов их решения, с получением практических навыков осуществления студентами компьютерной коммуникации, и ее оптимального использования в сфере своих профессиональных интересов.
В курсе раскрываются предпосылки развития компьютерной коммуникации, ее особенности и сущностные характеристики, современное состояние средств и возможностей компьютерной коммуникации в России, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.
Компьютерные коммуникации наравне с простым общением на бытовом уровне позволяют реализовать образовательные междисциплинарные проекты, содержащие наряду с материалом учебного назначения также и элементы научных исследований. Эти средства позволяют осуществлять дистанционное обучение и открытое образование.
В настоящее время системы мультимедиа представляют собой самостоятельную инфраструктуру информационной индустрии, продукты которой находят всё большее применение в социальных, экономических, образовательных и других сферах деятельности человека. Этот факт положил начало новому этапу развития современных инфокоммуникационных технологий.
Особенно большую роль играет применение мультимедиа в медицине, в частности, демонстрация случаев из клинической практики при обосновании строения, положения и формы тех или иных структур. Методики объемного моделирования органов и структур позволяет визуализировать их динамическое изменение в процессе функционирования. Это дает возможность не просто демонстрировать студентам статичные кадры, но и эффективно использовать в процессе обучения динамическую смену и обозначения структур (презентации, анимация), фрагменты видеосъемок анатомических, гистологических структур, клинических случаев [3].
Использование мульмедийных технологий:
1. Позволяет индивидуализировать учебный процесс.
2. Повышает эффективность обучения.
3. Помогает интенсифицировать обучение.
4. Повышает мотивацию учения.
5. Создает условия для самостоятельной работы.
6. Способствует выработке самооценки у обучаемых.
7. Создает комфортную среду у обучаемых и обучающихся.
Основанная цель курса по выбору «Мультимедийные технологии в медицинском образовании» — формирование у будущего врача элементов информационной культуры, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.
Литература:
1. Абдулгалимов Р. М. Формирование готовности студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. Дисс…. Канд. пед. наук. — Ставрополь. — 2000. — 23с.
2. Гулякин Д. В. Методическая система обучения социальной информатике в школе. Автореф. Дисс…канд. пед. наук — Ставрополь. — 2004. — 20с.
3. Чайкина Г. В., Бобров А. Ф. Информационные аспекты разработки систем поддержки принятия решений в профессиональной психофизиологической диагностике // Информационные технологии. — 1999. — № 1.