Учимся с удовольствием — работаем с успехом
Автор: Игашева Светлана Петровна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 07.06.2014
Статья просмотрена: 251 раз
Библиографическое описание:
Игашева, С. П. Учимся с удовольствием — работаем с успехом / С. П. Игашева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 147-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5819/ (дата обращения: 17.12.2024).
Насильное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в душу внимающим.
Василий Великий
В педагогическом мире хорошо известна притча о двух рабочих, возивших тачки с землёй. Первому работа казалась каторгой: он думал, что просто перевозит землю. Второй трудился с удовольствием — он считал, что строит храм. Вывод прост: только позитивное отношение к работе, гордость за свою профессию позволяют человеку стать созидателем. По данным исследователей, снизить текучесть кадров в 2–2,5 раза и повысить производительность труда на 10–15 % помогает правильный выбор профессии.
Работающим в системе высшего образования не придётся долго объяснять, какое значение имеет грамотно организованная профессиональная ориентация. Ведь настоящую мотивацию на учёбу в вузе имеет только 10–15 % выпускников школ. Но организаторы, с упорством, достойным лучшего применения, водят школьников по вузам и колледжам, подталкивая к выбору учебного заведения вместо того, чтобы помочь выбрать профессию. Поэтому в наше время мероприятия, проводимые для старшеклассников в рамках профориентационной работы, абсолютно неэффективны. Детям нужно показывать стройку, завод, мастерскую, магазин, театр, парикмахерскую. Пусть они поймут, чем именно хотят заниматься, и только потом определят способ получения этой профессии.
Ставшие уже привычными Дни открытых дверей так же не решают проблему. Будущие абитуриенты получают исчерпывающие сведения о вузовских музеях, «Студвесне» и команде КВН, о спортивных победах и комфортабельных общежитиях. Но школьники не имеют представления о том, как именно они будут учиться и какие предметы изучать.
Горькое разочарование постигает многих первокурсников. Новые дисциплины и новые способы учебной работы, новые преподаватели, не делающие скидку на школьные недоработки… Кто-то «сходит с дистанции» после первой же сессии, а кто-то продолжает учёбу, «нéхотя, через отвращение». Этого удалось бы избежать, ознакомив поступающих не только с преимуществами будущей профессии, но и с перечнем изучаемых дисциплин. Благодаря этому, школьники смогут заранее укрепить свои позиции по сложным предметам. А часть абитуриентов могла бы выбрать более интересную и доступную для себя специальность или даже другой вуз. Ведь по данным Росгосстата, в среднем 50 % выпускников вузов работают не по специальности (в числе «лидеров» инженеры — 65 %), причём в половине случаев им вообще не требуется высшее образование. Около 70 % инженеров выполняют работу ниже уровня своего образования. Вряд ли стоит пополнять ряды несчастных людей, промучившихся в вузе несколько лет и не получающих удовлетворения от своей работы.
Не секрет, что выбор профессии может быть продиктован самыми разными обстоятельствами. В лучшем случае это стремление стать полезным обществу, продолжение династии, положительный пример знакомых. Кто-то приходит в вуз, который поближе к дому или «за компанию». Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и ту часть абитуриентов, которые пришли сюда случайно, а учатся прилежно и находят себя в профессии. Но часто будущими студентами движет желание получить «какое-нибудь образование», чтобы работать меньше, а материальных благ получать больше. Вряд ли стоит осуждать за это молодёжь. Лучше задуматься над тем, как из незрелой личности воспитать конкурентоспособного специалиста.
В разговоре с представителями строительной отрасли, порой приходится слышать фразу: «Бог создал строителей, а строители создали всё остальное». Действительно, профессия эта настолько древняя, что даже её правовые аспекты подробно описываются в Законах царя Хаммурапи (около 1750 года до (!) нашей эры):
(229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.
(232) Если он погубил имущество, то все, что он погубил, он должен возместить и, так как дом, который он построил, он не сделал прочно и тот рухнул, он должен также отстроить дом из собственных средств.
(233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.
Персональная ответственность за результаты своей работы — отличный стимул для её качественного выполнения. Поэтому немало уникальных сооружений, возведённых зодчими в глубокой древности, до сих пор удивляют и восхищают нас. Но для достижения высокого качества одного только страха мало, нужны глубокие профессиональные знания и умение их правильно применять. Как показывает практика, изобилие разнообразных строительных материалов и самые современные технологии ещё не гарантируют сохранность сооружения. Почему же в стенах новостроек образуются трещины? Отчего в подвалах появляется вода? Почему брусчатка на тротуаре идёт волнами, а «дорога, как стиральная доска» не только в песне Олега Митяева?.. Причина в том, что нерадивые застройщики не связывают свой объект с окружающей действительностью. Каждое сооружение не только занимает определённое пространство, но и воздействует на грунтовые слои, сжимает, уплотняет их. Если давление неравномерно, здание рискует накрениться. Неучтённые трещины и пустóты в земной коре могут совсем разрушить постройку. Её фундамент, преграждая путь движению подземных вод, заставит их изменить направление и затопить подземные части сооружения. Однако, длительная откачка воды приводит к изменению экологической обстановки на участке… Продолжать можно долго.
Всех этих неприятных и опасных явлений можно избежать, тщательно изучив местность не только с поверхности, но и «заглянув» вглубь земли. Этому учит сложная и очень интересная наука — геология. В представлении большинства людей геологи только и делают, что ходят по лесам и полям — ищут нефть, газ, рудные ископаемые, драгоценные камни… Но так же они знают, где можно добывать чистую питьевую воду, естественные строительные материалы (гранит, мрамор и др.), и сырьё для изготовления цемента, кирпича, стекла, минеральной ваты. А ещё геологи подскажут, где проще и безопаснее построить дом, дорогу, электростанцию, водопровод.
Без геологии немыслимо развитие ни одной отрасли народного хозяйства. Она имеет огромный теоретический и практический интерес для общества. Поэтому можно с полным правом утверждать, что известная сумма геологических знаний необходима для каждого образованного человека, а, тем более, для строителя. Любое строительство без изучения геологической обстановки напоминает «русскую рулетку». Кроме того, геология является первой и крайне важной ступенью к изучению таких дисциплин как «Механика грунтов», «Основания и фундаменты», «Инженерно-геологическое обеспечение строительных работ», «Мерзлотоведение» и др.
А ещё геология — такой предмет, который позволяет каждому студенту почувствовать себя умным, талантливым, успешным. В ней есть всё: студентам приходится выполнять несложные чертежи и расчёты, они учатся грамотно формулировать и выражать свои мысли, а так же различать минералы и горные породы. «Теперь вы не сможете пройти мимо каждого камня на дороге, пока не определите, как он называется» — говорим мы студентам, и в этой шутке есть лишь доля шутки! Ведь как только студент почувствует, что он может справиться с заданием, у него появляется уверенность в собственных силах и стимул для дальнейших достижений.
Конечно, для этого преподавателю приходится немало потрудиться — выискивать новые любопытные факты, удивительные фотографии, интересные образцы. Приходится находить новые способы подачи информации и проверки знаний, оформлять аудиторию и устраивать выставки. Но зато это делает учебный материал более доступным и запоминающимся. У студентов возникает такой интерес к геологической науке, что они берутся выполнять различные творческие работы, пополняя экспозицию нашего геологического музея. Малую толику хотелось бы продемонстрировать:
Рис. 1. Макет обвала на горной дороге выполнен из пенопласта и раскрашен гуашью
Рис. 2. Действующую модель Солнечной системы студентке помогал делать папа
Рис. 3. «Слои земной коры» – песок окрашен в стандартные цвета геохронологической шкалы
Рис. 4. Буровая скважина проходит сквозь «слои» пенопласта
Рис. 5. Извержение вулкана можно показать при помощи солёного теста…
Рис. 6. …или монтажной пены
Рис. 7. Такая эффектная карстовая пещера тоже изготовлена из монтажной пены
Рис. 8. Кристаллы, выращенные студентами в домашних условиях
Рис. 9. Действующий макет оползня выполнен из картона и имеет специальный механизм
В учебном плане много разных дисциплин, и у каждого студента, конечно, есть свои предпочтения: кому-то больше нравится делать расчёты, кто-то с удовольствием строит чертежи, а кому-то легче даётся философия и иностранные языки… Главное, что может и должен сделать преподаватель — пробудить интерес к своему предмету. Нередки случаи, когда непонятное становится доступным и даже любимым после того, как всё «разложит по полочкам» увлечённый наукой человек.