Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения
Автор: Коновалова Ольга Валерьевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 02.06.2014
Статья просмотрена: 22063 раза
Библиографическое описание:
Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5815/ (дата обращения: 18.12.2024).
Совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, персонажи полюбившихся фильмов. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.
Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.
Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры. Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия. Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей. Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.
Наиболее полная систематизация игр представлена в работах Пидкасистого П. И. и его учеников [5]. По этой классификации игры подразделяются на классы результативных и детских игр. Трудно согласиться с расположением результативных и детских игр, так детские игры также могут завершаться количественным результатом. Другим недостатком данной классификации является то, что в ней не определено место символических игр.
Рис. 1. Классификация дидактических игр
В настоящее время имеется ряд классификаций, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в учебный процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи — функции, выполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета.
Так, Смагина Л. И. и Трускавец В. В., принимая за основание время включения в учебный процесс, подразделяют игры на:
- игры-минутки;
- игры-эпизоды;
- игры-уроки.
Баранов А. А., Ляпина Г. А., Сторонин М. В. за основание классификации принимают функции, выполняемые дидактическими играми в учебном процессе. Так, Ляпина Г. А. подразделяет используемые в учебном процессе игры на дидактические и сюжетные. Сторонин М. В. делит дидактические игры на две группы [6]:
- подготовительные;
- творческие;
В учебном процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. Селецкая Е. Э. предложила классификацию, в основание которой положен характер деятельности дошкольника. Характер деятельности определяется дидактической задачей. В данной классификации выделены [6]:
- репродуктивные дидактические игры;
- частично-поисковые;
- поисковые;
- творческие без элементов ролевых;
- творческие с элементами ролевых.
Репродуктивные дидактические игры предполагают наличие образца в решении дидактической задачи, и подражание ему в процессе работы. Познавательная деятельность направляется на закрепление отдельной суммы знаний с целью выработки необходимых умений и навыков. Частично-поисковые дидактические игры, хотя и основываются на имеющихся знаниях, способствуя превращению их в умения и навыки, но их содержание может включать и элементы поиска, они содержат усложненные задачи. В ходе работы дошкольники производят несколько логических операций, включаясь в небольшой поиск.
Характерной особенностью поисковых дидактических игр является еще большее усложнение учебных задач, включение дошкольников в деятельность, предполагающую элементы исследования. Творческие дидактические игры предоставляют дошкольнику самостоятельность. При выявлении причинно-следственных связей и зависимостей дошкольник имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые стороны изучаемых явлений, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности.
Проблема классификации дидактических игр, является важной проблемой педагогической теории и практики. Классификация дидактических игр предполагает возможность их системного применения в учебном процессе. Для представления методического разнообразия применения игр в учебно-воспитательном процессе, а также упрощения процедуры их выбора для включения в структуру занятий, игры целесообразно различать по наиболее характерным приведенным признакам.
Литература:
1. Валлон В. От действия к мысли. М.: Имма-Пресс, 1999. — 238 с.Первый источник.
2. Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998–87 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.3. М.: Педагогика, 1997. — 453с.
4. Менчинская Н. А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. -224с.
5. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 2008.
6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.