Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Абрамов Д. Н. Влияние личности преподавателя на развитие интереса у студентов к занятиям по физической культуре [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 205-206. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5487/ (дата обращения: 24.10.2018).

Развитие интереса у студентов к учебным занятиям по физической культуре, на наш взгляд, лучше рассматривать с позиции возникновения и становления мотивов деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что процесс возникновения и становления мотивов деятельности обычно предполагает усвоение социального опыта, его осмысливания и обобщения.

Теоретический анализ рассматриваемого вопроса, данные опытно-экспериментальной работы показывают, что эффективность физической культуры студентов должна быть непосредственно связана с развитием у преподавателей мотивации к осуществлению деятельности по совершенствовании учебно-воспитательного процесса.

В распоряжении, утвержденным Правительством РФ от 7 августа 2009 года № 1101- р было сказано об увеличении количества часов в неделю в образовательных учреждениях. На наш взгляд, это дало улучшение показателей по сдаче нормативов по физической культуре.

В проведенном нами эксперименте приняли участие студенты гуманитарного вуза города Санкт-Петербурга. В 2010 году из сдававших первокурсников первый зачет по физической культуре процент получивших зачет (по трем упражнениям) был 64,1 %; в 2011году — 76,0 %: в 2012 году- 79,5 %: в 2013 году — 84,2 %. К числу не сдавших, относились студенты, имеющие освобождение по медицинским показаниям или вообще не допущенные к сдаче по болезни.

Как видно, с каждым годом увеличивается процент сдающих зачеты по физической культуре.

Во втором этапе эксперимента приняли участие эти же студенты. Для оценки мотивации к занятиям физической культурой было использовано анкетирование. Полученные данные показывают, что в «удовольствие от движения» получают 37 % студентов. Физическую культуру как «возможность общения» отмечают 17 % студентов. Привлекательность «двигательной активности» отмечена 46 % студентами.

Это свидетельствует о том, что удовольствие от движений для студентов наполнено разным смыслом — одни в двигательной активности, а другие получают позитивные впечатления от «возможности общения».

Под влиянием мотивации у студентов к успешной сдаче происходит также выбор и осуществление преподавателем определённой линии поведения и деятельности.

Для изучения мотивационной сферы личности преподавателя и её влияния на осуществление деятельности по развитию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом важное значение имеют положения о том, что мотивационная сфера личности преподавателя физической культуры динамична.

Исследование, проведенное В. Л. Марищуком [2], показало, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности преподавателя физической культуры необходимы: во-первых, развитость мотивов данной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное к ней отношение; во-вторых, достаточность их силы; в-третьих, отсутствие ограничений; в-четвёртых, определённая структура мотивации; в-пятых, устойчивость; в-шестых, определённая иерархия мотивов.

Таким образом, при проведении учебных занятий, одной из главных задач является развитие у преподавателей мотивов, побуждающих их к воспитанию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом.

Изучение мотивации преподавательского состава по физической подготовке свидетельствует о том, что доминирование тех или иных мотивов в педагогической деятельности вытекает из субъективной значимости для преподавателя совершаемых учебно-воспитательных действий.

В связи с изложенным можно отметить, что формирование у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом предполагает осуществление педагогических воздействий, направленных на подбор способов решения учебно-воспитательных задач, обусловленные современными требованиями. Именно поэтому активизация физкультурно-спортивной деятельности студентов заключается в том, чтобы, заинтересовать их в повышении уровня развития физической подготовленности.

С учётом сказанного и определяются основные способы формирования развития у преподавательского состава необходимой мотивации в профессиональной деятельности, а также создание реально достижимых перспектив в физкультурно-спортивной деятельности студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения по дисциплине «Физическая культура» предусматривает приобретение студентами компетенций самостоятельного и грамотного использования средств физического развития и саморазвития, повышая уровень своей готовности к физическим и психологическим нагрузкам разного характера. Эти компетенции позволят молодому человеку успешно самореализоваться в социальной и профессиональной деятельности [1].

Необходимость перестройки учебного процесса в целях реализации нового государственного образовательного стандарта способствует развитию мотивации у преподавательского состава, вовлечению их в работу по созданию новых требований к выпускникам, а также новых учебных программ и тематических планов [3].

Таким образом, приведённые данные показывают, что специалистам кафедр физической культуры и спорта следует значительно активизировать свою деятельность по развитию у студентов интереса к учебным занятиям физической культурой и спортом.

Литература:

1.                  Григорьев В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В. И. Григорьев, Д. Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученгые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 1 (71). — С. 35–41.

2.                  Марищук, В. Л. Вопросы общей, военной и спортивной дидактики — СПб.: ВИФК, 2000.-187 с.

3.                  Праселова Ю. А. Интенсификация обучения как средство формирования компетентности курсантов вузов. Дис. кпнд. пед. Наук. Калининград. 2007. — 190 с.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, студент интереса, преподавательский состав, студент, становление мотивов деятельности, осуществление деятельности, физкультурно-спортивная деятельность студентов, мотивационная сфера личности преподавателя, профессиональная деятельность, занятие.

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов.

Необходимость мотивации в учебной деятельности

Мотивационная сфера отражает интерес к занятиям и осознанное отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, что необходимо формировать, прививая интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, мотивационная сфера студента, мотивационная сфера, знание, формирование навыков.

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности...

Существует ряд подходов к изучению мотивационной сферы личности студентов, однако отсутствует комплексная концепция к исследованию ее динамики и структуры в процессе обучения студентов в техническом вузе.

Формирование у студентов мотивации... | Молодой ученый

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов. профессиональная деятельность, мотивационная сфера, Нижегородский государственный университет, мотивационная сфера студентов-психологов, учебная деятельность, мотив, внутренняя...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

профессиональное образование, педагогическая деятельность, педагогическая культура преподавателя колледжа, профессиональная школа, преподаватель, высокий уровень...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

профессиональная деятельность, мотивационная сфера, Нижегородский государственный университет, мотивационная сфера студентов-психологов, учебная деятельность, мотив, внутренняя мотивация...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

студент, плавательная практика, физическое воспитание, студент КГ, физическая культура, профессиональная деятельность, педагогическое тестирование, индивидуальный подход, водный транспорт...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений

Тщательное изучение мотивов выбора будущей профессии даст возможность корректировать мотивы учения и влиять на профессиональное становление студентов.

Необходимость мотивации в учебной деятельности

Мотивационная сфера отражает интерес к занятиям и осознанное отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, что необходимо формировать, прививая интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию.

Изучение мотивов занятий спортом воспитанников спортивных...

интерес, физическая культура, спортивная деятельность, мотив, занятие спортом, мотивационная сфера, спорт, подростковый возраст, мотивация, эмоциональная значимость.

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов

мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность, мотивационная сфера студента, мотивационная сфера, знание, формирование навыков.

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности...

Существует ряд подходов к изучению мотивационной сферы личности студентов, однако отсутствует комплексная концепция к исследованию ее динамики и структуры в процессе обучения студентов в техническом вузе.

Формирование у студентов мотивации... | Молодой ученый

Особенности мотивационной сферы студентов-психологов. профессиональная деятельность, мотивационная сфера, Нижегородский государственный университет, мотивационная сфера студентов-психологов, учебная деятельность, мотив, внутренняя...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении...

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

профессиональное образование, педагогическая деятельность, педагогическая культура преподавателя колледжа, профессиональная школа, преподаватель, высокий уровень...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов...

профессиональная деятельность, мотивационная сфера, Нижегородский государственный университет, мотивационная сфера студентов-психологов, учебная деятельность, мотив, внутренняя мотивация...

Формирование физической культуры личности будущего педагога

студент, плавательная практика, физическое воспитание, студент КГ, физическая культура, профессиональная деятельность, педагогическое тестирование, индивидуальный подход, водный транспорт...

Задать вопрос