Профессиональная деятельность педагога в школе
Автор: Станченко Елена Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 06.04.2014
Статья просмотрена: 6153 раза
Библиографическое описание:
Станченко, Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе / Е. Н. Станченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5461/ (дата обращения: 23.11.2024).
1. Проблемы современного образования.
В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо.
Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие.
Оно определяется как уникальное общественное явление, которое «работает» на самосохранение, самовоспроизводство и саморазвитие общества.
В современном обществе образование:
- оказывает влияние на продуктивность национальной экономики, способствует развитию науки, технологическим преобразованиям, социально- культурным изменениям, влияет на отношение человека к окружающей среде;
- способствует формированию у людей умений понимать, слушать друг друга, уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам;
- играет основополагающую роль в развитии и укреплении духовного, интеллектуального и культурного сотрудничества стран;
- имеет важное значение в сохранении природной среды и решении экологических проблем;
- является источником развития личности, расширяет возможности человека. формирует отношение к миру, обществу, другим людям, самому себе;
- способствует повышению социальной мобильности, а также доходов и качества жизни людей.
Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания — актуальная задача для всех стран.
Только наличие эффективной системы образования позволит государству быть независимым и процветающим.
Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.
В XXI веке широко внедряются инновационные формы образования и методы обучения:
- инклюзивное образование;
- дистанционное образование;
- информационно — коммуникативные технологии;
- учебное проектирование;
- социальная практика;
- метапредметный подход и др.
2. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы.
При освещении вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно идет речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М. В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.
Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.
3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.
Чем же занимается учитель в современной школе? Каждый к кому будет обращен этот вопрос, ответит: учит, воспитывает детей, преподает, выставляет оценки, проводит собрания с родителями.
Все эти действия педагога вполне очевидны. Вот он приходит на урок, отмечает отсутствующих, начинает спрашивать домашнее задание, вызывая учеников к доске; прохаживается по классу, наблюдая за учащимися. Потом объясняет, используя доску, карты, картины наглядные пособия. Если остается время, закрепляет то, что объяснил на уроке, потом задает домашнее задание. На первый взгляд кажется все просто и понятно.
Однако за этими видимыми учениками действиями скрывается и много других, невидимых. Что же это за действия?
Много времени занимает подготовка к уроку. Нужно просмотреть очередную тему, перечитать методические пособия, решить, какие из рекомендаций можно использовать на уроке.
В ряде случаев необходимо перечитать художественный текст, решить намеченные на урок задачи, подобрать наглядный и дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, кроссворды и др.).
Самое трудное — продумать, как построить урок, решить в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся (более сильных и более слабых, интересующихся и не интересующихся предметом), какие виды работ осуществить на уроке.
Предварительная работа учителя отражается в его плане или конспекте урока. В течение дня у педагога несколько уроков, поэтому и планов нужно составить несколько.
Дома учитель часто проверяет письменные работы учащихся (сочинения, диктанты, контрольные работы, контурные карты, рабочие тетради и др.).
Это весьма трудоемкая работа.
В начале учебного года педагог должен спланировать работу в зависимости от того, в каких классах он будет преподавать. Это так называемое календарно — тематическое планирование изучения программного материала.
В конце четверти или полугодия учитель выставляет ученикам итоговые оценки по предмету, отчитывается перед администрацией о выполнении учебной программы. Классный руководитель выставляет итоговые оценки учащихся в классный журнал и ведомости успеваемости, сообщает родителям об успехах их детей.
В течение рабочего дня педагоги обычно по графику дежурят на переменах и в столовой, поддерживая порядок и дисциплину. Учителя младших классов сопровождают детей в столовую, гардероб, организуют их отдых на перемене.
Учителя постоянно повышают профессиональный уровень: знакомятся с достижениями в областях педагогики и психологии, выступают с докладами, обсуждают проблемы развития образования, своей школы, пути совершенствования обучения и воспитания детей.
Это далеко не все виды деятельности, которые выполняет учитель. Иногда ему приходится заниматься дополнительно с учениками, пропустившими занятия.
Вместе с учениками учитель готовится к проведению «недели» или «декады» по своему предмету, готовит детей к участию в различных конкурсах, олимпиадах городского, районного или всероссийского масштаба.
Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.
Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности школьников, на оказание учащимся помощи в решении значимых для них проблем.
Осуществляется эта деятельность классным руководителем, педагогом — организатором, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом. Но главное действующее лицо — классный руководитель.
В начале года классный руководитель должен составить план воспитательной работы с классом. В плане предусматриваются коллективные мероприятия: экскурсии, трудовые дела, тематические классные часы, родительские собрания, праздники и другие занятия. По окончании уроков учителя проводят занятия кружков, секций, клубов. Эта работа тоже планируется заранее.
Деятельность классного руководителя сложна. Каждый день приносит заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются рядом факторов: особенностями образовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами.
Чем занимается классный руководитель? Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы учащихся, связанные с общением с одноклассниками, учителями, родителями.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремится стать помощником, советчиком, он побуждает детей к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности классный руководитель отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей. В центре его внимания — воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности.
В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он опекун; в основной и старшей — куратор, друг, наставник. Отношения между ним и воспитанниками должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.
Кроме того, учителя несут ответственность за жизнь и здоровье детей.
Каковы права учителя общеобразовательного учреждения?
Каждый педагог имеет право на обоснованный самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, пособий, методов оценки знаний обучающихся.
Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.
В связи со сложным характером труда педагог имеет право на удлиненный отпуск в летний период (продолжительностью 56 календарных дней), на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет. В регионах России педагогическим работникам также предоставляются дополнительные льготы.
Учитель имеет также и определенные обязанности. Как и права, они довольно широки. Педагог должен:
- соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, своевременно и точно выполнять распоряжение администрации;
- стремиться к повышению качества педагогического процесса, проявлять творческую инициативу, использовать результаты инноваций;
- соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, санитарии, гигиены, экологической и противопожарной безопасности;
- быть внимательным к детям, родителям, членам педагогического коллектива;
- систематически повышать свой профессиональный уровень, квалификацию, коммуникативную культуру;
- регулярно проходить медицинские осмотры.
Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью. Необходимо призвание. Учитель должен любить свое дело, быть увлечен процессом обучения и воспитания.
Прежде всего человек должен обладать определенными профессиональными качествами, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности.
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.
Литература:
1. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозументовой. — Барнаул; Томск, 1997.
2. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3 —10 октября, 1993 г.) / под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.
3. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1998. — Ч. 1.
4. Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1997. — Ч. 1.
5. Лихачев Б. Т. Лекции по педагогике. — М., 1995.
6. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.
7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. — М., 1997.