Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, февраль 2014)

Дата публикации: 05.02.2014

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Матрасулов А. К. Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации и их роль в развитии творческих способностей учащихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/5055/ (дата обращения: 23.10.2018).

Школу живописи Узбекистана признают не только у нас в стране, но и во всем мире. Истоки восточной школы живописи уходят в глубокую древность.

Восточные мастера всегда славились своим особым художественным талантом, который в полной мере проявился в отделке и украшениях величественных дворцов, мавзолеев и других культовых зданий. Как правило, основные мотивы узбекского творчества — это орнамент, узор и каллиграфия. Исламские традиции запрещают изображение людей и животных, поэтому мастера принялись развивать более абстрактные направления, доведя их практически до совершенства. Позже появляется новый вид изобразительного узбекского искусства — миниатюра — маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов.

В XIV-XV веках — эпоху правления Тимуридов — во всеобщем культурном подъеме пережило свой небывалый расцвет и узбекское изобразительное искусство. В самаркандских мавзолеях сохранились детали изумительных пейзажных росписей. Некоторые дворцы Амира Темура украшались живописными панно с портретами самого правителя, его жен, сыновей и сподвижников, с богатыми, пиршественными сценами. В это время рождается творчество Камолиддина Бехзода — величайшего художника средневековья, непревзойденного мастера восточной миниатюры.

О стремлении народов Средней Азии к художественному отображению действительности говорит и тот факт, что еще на Туркестанской выставке 1886 года житель Ташкента Тохта-Садык Ходжаев показал скульптурные изображения лошади и оленя, собственноручно вырезанные им из алебастра без помощи каких либо скульптурных инструментов и резцов простым ножичком. На этой же выставке были показаны выполненные ташкентскими кустарями модели домов: европейского, двухэтажного, сделанного из ганча, и двух узбекских домов, сделанных очень искусно и схоже с действительностью.

Кардинальные социально-политические и экономические трансформации, начавшиеся в 1991 г., открыли новую страницу в истории художественной культуры Узбекистана. С первых лет независимости культурная политика Узбекистана была нацелена на становление и совершенствование духовной сферы — изучение и пропаганду исторических, нравственно-религиозных и культурных ценностей. Одновременно с выходом Закона об образовании, в том же 1997 году, на основании Указа Президента Республики Узбекистан «Об образовании Академии Художеств Узбекистана» был организован и Национальный институт художеств и дизайна, что послужила объединению и созданию инноваций в области изобразительного искусства.

Институту, созданному на базе Ташкентского Государственного института искусств при Академии Художеств Узбекистана было присвоено имя выдающегося мастера восточной миниатюры Камалиддина Бехзода. В последние годы активизировалась работа института и по укреплению международных связей в области искусства и художественного образования с высшими художественными учебными заведениями Германии (Дортмундский Университет, филиал института Гёте в Ташкенте), Японии (Университет Сока Гаккай Интернейшнл), Украины (Национальная Академия изобразительного искусства и архитектуры), Казахстана (Национальная Академия искусств им. Т. К.Жургенова), а так же с целым рядом Университетов Кореи- университетами Кеимюнг, Индок, Тегу Хани, Кёнг Хи и университета Гачон.

Развитие творческих способностей актуальная проблема современной педагогики, решение которой имеет исключительное значение для воспитания активной творческой личности. Решение этих проблем, на наш взгляд, во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое создает условия для развития уникальности личности, ее творческих способностей

Самое важное условие раскрытия творческих способностей учащихся — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Программа занятий по истории и современности изобразительного искусство Узбекистана развивает творческое воображение, которое последующим будут необходимы на индивидуальных занятиях.

Медиум знания — интернет искусство также необходимы в развитии творческой личности. Следующие сайты способствуют обогащению творческих навыков учащихся разных поколений. tunion.uz — это сайт творческого объединение художников Узбекистана В объединении — свыше 1000 членов. На важном для страны историческом этапе миссия Творческого объединения художеств заключается в создании условий для расцвета национального искусства, в поддержке ярких творческих инициатив художников и их социальной защите. В персональных сайтах Tokhir-karimov.uz, Zukhra.uz, Uzart.uz, kozokov.com можно ознакомиться с трудами и деятельностью художников как Каримова Тохира Абдувахидовича, Абдусаттаровой Зухры, Ортикали Козокова, Нугманова Сардора и др. На сайтах представлены картины в стиле авангард, натюрморт, пейзаж. Параллельно с творчеством они активно участвовают в республиканских и международных выставках Например, работы Нугматова Сардора находятся в частных коллекциях в Ташкенте, России, Украине, Венгрии, Турции, Казахстане, США, Германии, Франции, Тунисе. Также многие из них как напр. Зухра Абдусаттарова совмещают дизайн интерьера, аксессуаров для дома, живопись и поэзию, что тоже может послужить ярким примером универсальной воображении личности.

Воображение — великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные открытия, а в искусстве создаются подлинные шедевры. Но воображение, как и любая другая психическая функция человека, подразумевает наличие постоянной работы, обогащения духовного мира, традиционых и инновационных знаний.

Литература:

1.                  Боровик О. В. Развитие воображения. — М., 2002. — 235 с.

2.                  Чегодаев А.Д Всеобщая история искусств, Том 2. Книга 2. -М.1961.

3.                  Б. Я. Ставиский Искусство Средней Азии.–М.1974

4.                  Искусство нового Узбекистана //Сборник статей. –Т.1998

Основные термины (генерируются автоматически): XIV-XV, восточная миниатюра, изобразительное искусство, Казахстан, Ташкент, Украина.

Похожие статьи

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изобразительное искусство было призвано помочь формированию характера и

3. С. Булатов. Узбекское народное декоративно- прикладное искусство. –Ташкент, 1991.

Ключевые слова:Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале... Но ко второй половине XV века клерикальная реакция, охватившая Мавераннахр, прервала развитие монументальной живописи в Средней Азии. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г. Ш.Шоякубов.

Искусство миниатюры от средневековья до наших дней

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый». Современная миниатюрная живопись Узбекистана. –Ташкент, 1994.

В настенных росписях XIV-XV вв. не могло не сказаться влияние среднеазиатской миниатюры.

Лаковая миниатюра в Узбекистане | Статья в журнале...

Лаковая миниатюрная роспись на папье-маше вид изобразительного искусства, который процветал в Самарканде в эпоху Темуридов, в XIV- XV веках. Об этом свидетельствуют подлинные орнаментальные медальоны из папье-маше...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый». Правильно понять и оценить искусство оформления и иллюстрирования рукописных книг средневосточного региона XIV—XIX вв. можно.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

Художественные ткани легко впитывают свои и чужие изобразительные и орнаментальные

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый».

Азия, живопись, РОСПИСь, настенная живопись, VI-VIII, XIV-XV, раннее средневековье, VII-VIII, Самарканд, Хорезм.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале...

Восточная миниатюра — одна из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира.

Письменные источники дают свидетельства о высоком подъеме изобразительного искусства на Востоке в конце XIV — первой половине XV века.

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись, художественный стиль, декоративность, настенные фрески.

Он родился в 1916 году в городе Ташкенте. Первые уроки изобразительного искусства он получил у.

Живые картины общества в миниатюрной живописи

Развитие стиля этой эпохи, которое охватывает XIV-XV века, вырабатываются композиционные схемы, множество изобразительных приемов, которые в

Ключевые слова:Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись,художественный стиль, декоративность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Изобразительное искусство было призвано помочь формированию характера и

3. С. Булатов. Узбекское народное декоративно- прикладное искусство. –Ташкент, 1991.

Ключевые слова:Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись.

Искусство Узбекистана, его итоги, достижения и перспективы

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале... Но ко второй половине XV века клерикальная реакция, охватившая Мавераннахр, прервала развитие монументальной живописи в Средней Азии. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г. Ш.Шоякубов.

Искусство миниатюры от средневековья до наших дней

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый». Современная миниатюрная живопись Узбекистана. –Ташкент, 1994.

В настенных росписях XIV-XV вв. не могло не сказаться влияние среднеазиатской миниатюры.

Лаковая миниатюра в Узбекистане | Статья в журнале...

Лаковая миниатюрная роспись на папье-маше вид изобразительного искусства, который процветал в Самарканде в эпоху Темуридов, в XIV- XV веках. Об этом свидетельствуют подлинные орнаментальные медальоны из папье-маше...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый». Правильно понять и оценить искусство оформления и иллюстрирования рукописных книг средневосточного региона XIV—XIX вв. можно.

История восточной культуры: искусство, восточные ткани...

Художественные ткани легко впитывают свои и чужие изобразительные и орнаментальные

Восточная миниатюра | Статья в журнале «Молодой ученый».

Азия, живопись, РОСПИСь, настенная живопись, VI-VIII, XIV-XV, раннее средневековье, VII-VIII, Самарканд, Хорезм.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале...

Восточная миниатюра — одна из замечательных явлений в изобразительном искусстве народов мира.

Письменные источники дают свидетельства о высоком подъеме изобразительного искусства на Востоке в конце XIV — первой половине XV века.

Творчество и педагогическая деятельность народного художника...

Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись, художественный стиль, декоративность, настенные фрески.

Он родился в 1916 году в городе Ташкенте. Первые уроки изобразительного искусства он получил у.

Живые картины общества в миниатюрной живописи

Развитие стиля этой эпохи, которое охватывает XIV-XV века, вырабатываются композиционные схемы, множество изобразительных приемов, которые в

Ключевые слова:Восточное искусство, миниатюра, монументальная живопись,художественный стиль, декоративность.

Задать вопрос