Тактико-специальные учения в системе повышения качества медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, декабрь 2013)

Дата публикации: 28.11.2013

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Ларикова, Е. М. Тактико-специальные учения в системе повышения качества медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях / Е. М. Ларикова. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4598/ (дата обращения: 05.05.2024).

Первые сообщения о жертвах механических средств передвижения появились вскоре после их появления на дорогах, однако конец XX века уже характеризуется как «эпидемия» травматизма вообще и дорожно-транспортного в частности. Проблема смертности от ДТП вышла далеко за рамки медицинской и рассматривается в числе приоритетных социальных проблем, как общественностью, так и правительствами многих стран мира (в первую очередь Европы и США).

Без дополнительных усилий со стороны общества, институтов власти число смертных случаев и травм в результате ДТП к 2020 году может увеличиться на 65 %, а в странах с низким и средним уровнем дохода смертность от них может вырасти до 80 %.

Дорожно-транспортный травматизм в России в последнее десятилетие стал острейшей социальной проблемой. На дорогах России в ДТП ежегодно погибают 32- 34 тысячи человек. Общая летальность при ДТП в 12 раз выше, чем при других видах травм, инвалидность выше в 6 раз. В 7 раз чаще эти пострадавшие нуждаются в госпитализации, а больничная летальность в этой группе в 4,5 раза превышает от других видов травм.

Изучение сроков смертельных исходов с момента получения травмы свидетельствует о том, что 48–54 % пострадавших погибают в догоспитальном периоде, причем до 51 % из них умирают в первые 3 часа после получения травмы. Как показывают исследования, основными причинами смерти являются: сочетание шока и кровопотери — 33–42 %, тяжелая черепно-мозговая травма — 26–31 %, травма, несовместимая с жизнью — 15–18 %. Эти данные характерны практически для любого субъекта Российской Федерации.

ДТП наносят экономике России значительный ущерб, который за последние годы достиг 4–5 % валового национального продукта (Кудрявцев Б. П. и соавт., 2008 г.) Россия теряет ежегодно вследствие ДТП до 170 млрд. рублей.

Около трети жертв ДТП — молодые люди в возрасте 15–29 лет, а почти половина — 15–44 лет. Нельзя не отметить также, что дорожно-транспортная травма является ведущей причиной смерти детей в возрасте от 5 до 14 лет (на их долю приходится примерно 5 % всех случаев смерти от ДТП).

«Платиновые 10 минут» и «золотой час» — так в медицине катастроф называют время, когда помощь, оказанная пострадавшему, эффективна. Если это время упущено, то не менее 30 % пострадавших, имеющих тяжелые травмы, погибают. 90 % тяжело-пораженных могли бы выжить, если бы первая помощь была бы им оказана в течение первых 10 минут. В том случае, если пострадавшим оказывается первая помощь позже 18 минут, то удается спасти лишь 15 % из них.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ДТП убедительно подтверждает, что организация спасения жизни и сохранения здоровья пострадавших в ДТП является актуальной проблемой не только здравоохранения.

Специалисты службы скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф отмечают, что качество первой помощи, оказанной на месте происшествия сотрудниками дорожно-патрульной службы ГИБДД, спасателями МЧС России, несмотря на их обязательную медицинскую подготовку в рамках программ профессиональной подготовки, не в полной мере соответствует современным требованиям безопасности.

Тверская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Через ее территорию проходят важнейшие автомобильные трассы федерального, областного и муниципального значения. Общая протяженность автомобильных дорог Тверской области свыше 10 тысяч километров.

Анализ ДТП, произошедших в области с 2003 по 2009 годы, свидетельствуют о сохранении тенденции ежегодного роста количества и увеличение числа пострадавших.

В структуре санитарных потерь в результате ДТП преобладают пострадавшие с крайне тяжелой и тяжелой степенью поражения.

Дирекцией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» по данным комплексного анализа аварийности Тверская область отнесена к кризисной группе регионов (в которых отмечается превышение средне российских показателей более чем на 20 %). Поэтому выполнение мероприятий по совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП на территории нашего региона является весьма актуальным и своевременным.

За последние годы в сфере здравоохранения реализуются мероприятия, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Приказом Департамента здравоохранения № 401 от 26 сентября 2009 года определен порядок оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП вдоль федеральной автомобильной дороги М10 «Россия», созданы травматологические центры первого уровня (Городская клиническая больница скорой медицинской помощи города Твери и Детская областная клиническая больница), второго уровня (Вышневолоцкая ЦРБ) и третьего уровня (Конаковская, Торжокская и Бологовская ЦРБ).

В целях обеспечения подготовки медицинских кадров, в том числе по специальностям «хирургия», «травматология», «нейрохирургия», «скорая медицинская помощь» для учреждений здравоохранения Тверской области, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при ДТП департаментом здравоохранения разработан и учрежден план подготовки кадров. До конца 2010 года обучено 34 врача и 3 преподавателя Тверского медицинского колледжа.

Основной силой, способной своевременно оказать медицинскую помощь пострадавшим на месте ДТП, являются бригады скорой медицинской помощи как самые мобильные формирования службы медицины катастроф. Скорую медицинскую помощь на территории области круглосуточно оказывают 140 бригад, в том числе 35 врачебных и 105 фельдшерских.

По аналитическим данным Главного управления внутренних дел Тверской области за 2009 год совершено 2558 ДТП, в которых погибло 304 человека и 3278 человек получили ранения различной степени тяжести. За 2010 год совершено 1657 ДТП, в которых погибло 227 человек и 2158 человек получили ранения различной степени тяжести. За 8 месяцев 2011 года совершено 1413 ДТП, в которых погибло 248 человек и 1806 человек получили ранения различной степени тяжести.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» в 2006–2012 годах в целях отработки вопросов взаимодействия и совершенствования практических навыков сотрудников СМП и службы медицины катастроф, подразделений ГИБДД и аварийно-спасательных подразделений МЧС, принимающих участие в ликвидации последствий ДТП, 19 ноября 2010 года на федеральной автомобильной трассе М10 «Россия» 167 км было проведено тактико-специальное учение.

В ходе учения отрабатывались многие вопросы, в том числе:

1.                 Организация и содержание взаимодействия между органами управления, учреждениями и формированиями здравоохранения при ликвидации последствий ДТП.

2.                 Работа экипажей ДПС ГИБДД в районе ДТП.

3.                 Работа специалистов аварийно-спасательных подразделений МЧС по оказанию первой помощи пострадавшим на месте ДТП.

4.                 Работа бригад скорой медицинской помощи и медицины катастроф в районе ДТП.

Для проведения учения из числа студентов IV курса отделения «Лечебное дело» была сформирована группа имитантов — пострадавших в количестве 18 человек.

Во время проведения учения студенты имитировали повреждения различной степени тяжести с применением имитационных талонов, имитационного грима. Они также осуществляли голосовое и поведенческое сопровождение лечебно-эвакуационных мероприятий на месте ДТП. Не поддается сомнению, что нашим студентам была предоставлена хорошая возможность участия в организации и оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП, что по моему мнению явилось неоценимым опытом для их дальнейшей профессиональной деятельности. В ходе учения студенты освоили правила поведения в конкретной ЧС, организацию и проведение неотложной медицинской помощи, эвакуацию пораженных санитарным транспортом, в том числе с применением санитарного вертолета. Также практически были отработаны вопросы оказания реанимационной помощи (на месте учений проведен мастер-класс по обучению сотрудников ГИБДД с привлечением преподавателей учебного центра ВЦМК «Защита» и ГБОУ СПО «Тверской медицинский колледж»). Кроме этого отрабатывались вопросы использования телемедицинских технологий при ликвидации медико-санитарных последствий ДТП: была проведена видеоконференция с центром по управлению в кризисных ситуациях ВЦМК «Защита», телетрансляция из машины скорой медицинской помощи, проведена телемедицинская консультация со специалистами ГКБ № 9 города Москвы.

В учении приняли участие 6 бригад СМП города Твери, 1 бригада Вышневолоцкой ССМП, Бригады специализированной медицинской помощи ГУЗ ОКБ и ДОКБ, оперативная группа центра медицины катастроф Тверской области, бригада экстренной психологической помощи, 2 бригады спасателей, 2 пожарные машины, 1 вертолет авиационной группы МЧС России и 3 экипажа ДПС. Репортаж с учения транслировался по Тверскому телевидению.

Выводы:

1.                 Учебные цели, поставленные в ходе тактико-специального учения достигнуты.

2.                 Вопросы, поставленные в ходе тактико — специального учения (ТСУ), отработаны в полном объеме.

3.                 Студенты колледжа приобрели неоценимый опыт для их дальнейшей профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, скорая медицинская помощь, Тверская область, ДТП, пострадавший, место ДТП, дальнейшая профессиональная деятельность, дорожное движение, неоценимый опыт, тактико-специальное учение.

Похожие статьи

Структура травматических повреждений у детей, пострадавших...

Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП), находившихся на лечении в Республиканском научном центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП).

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

Процесс расследования ДТП нельзя назвать простым, в практической деятельности возникает немало сложностей.

Специалист при производстве осмотра места ДТП оказывает помощь следователю в собирании данных, которые в последующем будут востребованы для...

Влияние психофизиологических особенностей водителей на...

- неудовлетворительная организация дорожного движения [1, с.15]. Клинико-психологический подход к диагностике употребления... Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП)...

Анализ повреждений рулевого управления современного легкового...

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения

Более половины всех ДТП в России приходится на происшествия без пострадавших, только с

– повреждение мест крепления элементов рулевого управления (смещение рулевой колонки...

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

По иронии судьбы пострадавших, находящихся в критическом состоянии, не всегда успевают довезти до больниц по причине пробок.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, монорельсовая система, данные, аппарат, ДТП, указанный период, скорая помощь...

Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

− предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Рекомендуемая интенсивность надзорной деятельности — проверка не менее одного из каждых десяти водителей в год с помощью алкометров или иных...

Пути повышения безопасности дорожного движения

пострадавших. В 93 случаях из 100 причиной аварий становятся неправильные действия участников дорожного движения.

Агуреев И.Е., Атлас Е.Е., Осокин С.В. Системный анализ качества оказания медицинской помощи и управляющие возможности современных...

Особенности организации и проведения тактико-специальных...

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Для подразделений специальной пожарной охраны в целях оказания помощи иным...

Деятельность сотрудников ГИБДД по реализации статьи 12.27...

Одной из целого ряда причин невыполнение требований п.2.5 Правил дорожного движения, водителями является оставление пострадавших на месте происшествия и неоказания первой помощи, что могло бы в некоторых случаях сохранить жизнь потерпевшим.

Похожие статьи

Структура травматических повреждений у детей, пострадавших...

Проведен анализ 100 историй болезни случаев травматических повреждений у детей с 12 до 18 лет, пострадавших вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП), находившихся на лечении в Республиканском научном центра экстренной медицинской помощи (РНЦЭМП).

К вопросу об осмотре места дорожно-транспортного происшествия

Процесс расследования ДТП нельзя назвать простым, в практической деятельности возникает немало сложностей.

Специалист при производстве осмотра места ДТП оказывает помощь следователю в собирании данных, которые в последующем будут востребованы для...

Влияние психофизиологических особенностей водителей на...

- неудовлетворительная организация дорожного движения [1, с.15]. Клинико-психологический подход к диагностике употребления... Действующая система медицинских осмотров в плане профилактики дорожно-транспортных происшествий (ДТП)...

Анализ повреждений рулевого управления современного легкового...

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — это событие, возникшее в процессе движения

Более половины всех ДТП в России приходится на происшествия без пострадавших, только с

– повреждение мест крепления элементов рулевого управления (смещение рулевой колонки...

К вопросу о применении логистических решений при устранении...

По иронии судьбы пострадавших, находящихся в критическом состоянии, не всегда успевают довезти до больниц по причине пробок.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, монорельсовая система, данные, аппарат, ДТП, указанный период, скорая помощь...

Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

− предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Рекомендуемая интенсивность надзорной деятельности — проверка не менее одного из каждых десяти водителей в год с помощью алкометров или иных...

Пути повышения безопасности дорожного движения

пострадавших. В 93 случаях из 100 причиной аварий становятся неправильные действия участников дорожного движения.

Агуреев И.Е., Атлас Е.Е., Осокин С.В. Системный анализ качества оказания медицинской помощи и управляющие возможности современных...

Особенности организации и проведения тактико-специальных...

Особенности организации и проведения тактико-специальных учений в органах внутренних дел Российской Федерации.

Для подразделений специальной пожарной охраны в целях оказания помощи иным...

Деятельность сотрудников ГИБДД по реализации статьи 12.27...

Одной из целого ряда причин невыполнение требований п.2.5 Правил дорожного движения, водителями является оставление пострадавших на месте происшествия и неоказания первой помощи, что могло бы в некоторых случаях сохранить жизнь потерпевшим.