Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 30.04.2022

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, С. А. Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности / С. А. Сафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17155/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье отстаивается идея о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться на основе предпринимательского права. Автор рассматривают современные проблемы правового обеспечения такого регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, налоговая нагрузка.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является одним из наиболее важных элементов. Она не только способствует развитию конкуренции на рынке, но также определяет темпы развития экономики и способствует формированию нового социального слоя в обществе. Кроме того, именно предпринимательская деятельность во многом определяет инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом. Таким образом, от того, насколько совершенной является предпринимательская деятельность, во многом зависит уровень развития обществе и государства в целом [6, с. 323].

В связи с этим государство, будучи заинтересованным в развитии, принимает активное участие в регулировании предпринимательской деятельности. Причем в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности государство обеспечивает не только защиту собственных интересов, но и защиту интересов частных субъектов.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть самыми разными: нормативно-правовая регламентация общественных отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности, управление государственной собственностью, планирование, лицензирование, осуществление контрольно-надзорной деятельности [4, с. 147–148] и т. д. Однако в рамках данного научного исследования интерес представляет именно правотворческая деятельности государства.

Комплексный анализ содержания действующего отечественного законодательства, регламентирующего порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также материалов складывающейся в анализируемой сфере правоприменительной практики свидетельствует о том, что в исследуемой сфере наличествуют определенные проблемы.

Одной из наиболее актуальных проблем, как представляется, является проблема повышения налогов [5, с. 153]. Сокращение налоговой нагрузки, а также упрощение налоговых процедур и отчетности является одним из возможных путей развития предпринимательства (прежде всего — мелкого и среднего). Однако наше государство, как показывает практика, двигается в обратном направлении. Об это, в частности, может свидетельствовать факт принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в соответствие с которым размер налога на добавочную стоимость (НДС) был увеличен до 20 % [1, ст. 1].

Внесение данного изменения оказало значительное влияние на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Прежде всего, это находит свое отражение в уклонении отдельных субъектов предпринимательской деятельности от уплаты налогов в принципе либо организации ведения двойной бухгалтерии. Другие же субъекты предпринимательской деятельности пошли по наиболее простому пути — они просто переложили бремя уплаты части, на которую возрос размер НДС, непосредственно на граждан, выступающих в качестве конечных потребителей товаров, посредством увеличения цен на соответствующие товары.

Таким образом, налоговую политику государства в части увеличения размера налогов нельзя считать направленной на обеспечение субъектов предпринимательской деятельности, поскольку она идет вразрез с их интересами и, соответственно, не способствует развития сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Интересно, что в содержании пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с которым предлагалось увеличить размер НДС с 18 до 20 процентов, инициаторы соответствующего законопроекта в принципе никак не аргументировали данное изменение [8]. Это обстоятельство дает основание еще раз задуматься о том, насколько обоснованным и необходимым было принятие соответствующего федерального закона в действительности.

Не менее актуальной, по нашему мнению, является и проблема наличия административных барьеров. Основными причинами создания административных барьеров в сфере осуществления предпринимательской деятельности являются: неэффективные управленческие решения в процессе государственного регулирования экономики; коррупционная мотивация введения новых регуляций группами чиновников; дифференциация инструментов административного регулирования и контроля, искажающих формирование рыночной среды; распространение неформальных отношений (в обход законодательных норм) предпринимательских структур и органов власти; укоренившиеся нормы поведения властных структур, присущие командно-административной экономике; властное вмешательство в экономические отношения хозяйствующих субъектов [3, с. 156].

Можно выделить следующие административные барьеры, существующие в исследуемой сфере общественных отношений: ограничения, существующие при получении разрешения на ведение экономико-хозяйственной деятельности (например, по вопросам согласования проектной документации с государственными органами, регистрация предприятий и получение лицензий); административные препятствия, связанные с наличием коллизий и пробелов в действующем законодательстве, регулирующем отношения в сфере развития малого предпринимательства; отсутствие стандартов качества и доступности услуг, не позволяющее упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом; излишние барьеры при поступлении различных товаров на рынок (например, это выражается в квотировании объемов закупок, сертификации и маркировке товаров); нормативные ограничения в процессе текущего осуществления экономических функций (например, наличие излишних условий государственного надзора в отношении частного сектора экономики) и т. д.

Решение проблемы наличия административных барьеров может быть обеспечение посредством внесения в действующее законодательство изменений, состоящих в следующем:

— упрощение доступа на рынок путем снижения барьеров входа (в частности, упрощение процедуры регистрации, сокращение списка лицензируемой деятельности, сокращение сертифицируемой номенклатуры, ликвидация посредников и т. д.);

— усиление экономической ответственности субъектов рынка путем создания новых механизмов ответственности (например, усиление ответственности перед всеми агентами, усиление роли корпоративного контроля, усиление ответственности разрешающих органов и пр.);

— замена контроля входа контролем за деятельностью путем изменения характера и функции контроля (например, установление перечня контрольных органов, наиболее детальная регламентация проверяющей деятельности, ограничение количества проверок, определение процедур обжалования решений и т. д.).

Стоит отметить, что в части преодоления наличествующих административных барьеров государством уже предприняты некоторые меры. В качестве одной из таких мер, в частности, можно считать принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [2]. В соответствие с указанным постановлением было продлено действие запрета на плановые проверки (так, мораторий коснулся не менее 100 тысяч субъектов).

Несмотря на то, что государство предпринимает отдельные попытки ослабления административные барьеров в сфере осуществления предпринимательской деятельности, их, очевидно, оказывается недостаточно. Об этом, например, может свидетельствовать информация, информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации — 5 976 187 [7]. Соответственно, действие обозначенного выше постановления коснется лишь 1,67 % от общего всего числа соответствующих субъектов предпринимательства, что, в свою очередь, является недостаточным. Также необходимо отметить, что мораторий не распространяется на налоговые проверки. Кроме того, под действия введенного моратория не попадает весь средний бизнес.

Для осуществления предпринимательской деятельности в нашем государстве существует необходимая нормативно-правовая база, представленная достаточно широким перечнем как законодательных, так и подзаконных нормативно-правовых актов. Стоит отметить, что вопросам развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации в последние годы стало уделяться гораздо больше внимания, чем раньше.

Однако сфера осуществления предпринимательской деятельности по-прежнему характеризуется наличием достаточного количества проблем, наиболее актуальными из которых продолжают оставаться проблемы, связанные с повышением налогов, а также наличием административных барьеров.

Перспективы развития предпринимательской деятельности во многом зависят от деятельности государства по ее поддержке. Для достижения поставленных целей необходимо оказание содействия, ориентированного на совершенствование нормативной базы (в том числе в части снижения налоговой нагрузки), устранение административных барьеров и предотвращение новых трудностей в реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 27.04.2022).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395031/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 27.04.2022).
  3. Игнатьева И. В. Проблемы административных барьеров в государственном регулировании предпринимательской деятельности // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 4 (131). — С. 155–157.
  4. Магомедова Ш. С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: формы, способы, пределы вмешательства // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 7. — С. 146–151.
  5. Милосердова А. И. Административные барьеры в предпринимательской деятельности // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика: Материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 25 января 2018 года. — Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «АМиСта», 2018. — С. 151–156.
  6. Тилиндис Т. В. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе игорного бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8. — № 3 (28). — С. 323–326.
  7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 27.04.2022).
  8. Законопроект № 489169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/489169–7 (дата обращения: 27.04.2022).