Договор воздушной перевозки грузов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пряхина, Н. А. Договор воздушной перевозки грузов / Н. А. Пряхина, Е. В. Чуклова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 16-22. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17115/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы пытаются определить основные особенности договора воздушной перевозки грузов.

Ключевые слова: договор перевозки грузов, воздушная перевозка, договор воздушной перевозки грузов, груз.

In the article, the authors try to determine the main features of the contract for the air carriage of goods.

Keywords: cargo transportation contract, air transportation, air cargo transportation contract, cargo.

Сегодня авиация является самой быстрой возможностью доставить груз от пункта отправки до пункта назначения. Для выяснения нюансов договора воздушной перевозки грузов нужно дать определение договору перевозки грузов.

При изучении термина договора перевозки грузов можно столкнуться со схожим типом договора: договором транспортировки грузов. Оба эти договора отражены на законодательном уровне и осуществляют одну и ту же функцию. Таким образом, можно посчитать, что данные типы договоров являются равнозначными. Тем не менее, отличия транспортировки грузов от перевозки грузов заключается в том, что перевозка всегда происходит на основании договора грузоперевозки и соответственно основывается на возмездной основе. Что касается перевозки грузов, то такого может и не происходить ввиду того, что транспортировка может осуществляться и транспортным средством, принадлежащим как юридическому, так и физическому лицу без заключения договора, а также оплаты определенной суммы за процесс транспортировки [1].

Согласно договору воздушной грузоперевозки или же согласно договору воздушной перевозки почты, перевозчик обязан произвести доставку груза, который был вверен ему грузоотправителем в пункт назначения, а также выдать его лицу, имеющему право на получение груза, иными словами грузополучателю, в свою очередь, грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты [2].

Договор воздушной перевозки грузов можно подразделить на два вида: внутренние и внешние. Внутренние перевозки распространяются только на территорию Российской Федерации. Это перевозки, где все пункты, включая пункт посадки, назначения, а также отправления находятся и взаимодействуют только внутри страны. Внутренние грузоперевозки регулируются законодательством Российской Федерации. Внешние договоры перевозки грузов можно также назвать международными. Они сложнее, чем внутренние, поскольку перевозка грузов распространяется и на другие государства со своим законодательством. Соответственно, международные воздушные грузоперевозки регулируются, в первую очередь, мировыми конвенциями в сфере транспорта.

Договор воздушных грузоперевозок имеет следующую характерную особенность: перевозчик имеет обязанность доставить груз, который был вверен ему грузоотправителем, в пункт назначения, а также выдать его лицу, имеющему право получить данный груз. Перевозка грузов оплачивается грузоотправителем согласно установленному тарифу. Все договоры воздушной перевозки грузов должны быть удостоверены перевозочными документами, которые выдаются авиационным предприятием, либо лицами, уполномоченными на это, включая организации и агентов.

Любая воздушная перевозка, будь то перевозка грузов, багажа или пассажиров, которая выполняется от аэропорта отправления до аэропорта назначения разными предприятиями авиации по одному перевозочному документу, рассматривается как единый договор воздушной перевозки, вне зависимости от того, имели ли место пересадки, перегрузки или перерыв в транспортировке. При этом перевозка пассажира в направлениях «туда» и «обратно» рассматривается как два разных договоров перевозки.

Любой договор воздушной грузоперевозки должен сопровождаться рядом документов. Основным документом является грузовая накладная. Она, в свою очередь, составляется на четырех бланках. Во-первых, накладная отправителя. Она не включает в себя нумерацию, а также заполняется отправителем.

Договор перевозки грузов сопровождается определенными документами. Грузовая накладная составляется на четырех бланках: один — накладная отправителя — не имеет печатной нумерации и заполняется отправителем до подготовки груза к транспортировки. Все остальные бланки — это грузовая накладная, квитанция о приемке груза, а также корешок грузовой накладной. Данные бланки имеют идентичные печатные номера, а также заполняются перевозчиком в момент приема груза к транспортировке.

Еще до отправления и подготовки груза к транспортировке, отправитель обязан составить накладную отправителя, заполнить в ней все пункты, касающиеся его, и поставить на ней свою подпись. В процессе сдачи груза к отправлению, отправитель должен указывать в накладной следующие данные: отправителя, наименование груза, масса, размер, вид тары, особые свойства данного груза [3].

За правильность заполнения всех документов, касающихся груза, отвечает отправитель. Все эти сведения он указывает в накладной груза. Он несет ответственность перед перевозчиком, а также остальными лицами, в связи с вредом, причиненным из-за неточности или неправильности указанных сведений. Вместе с накладной по грузу, отправитель должен передать перевозчику всю документацию, установленную санитарными, а также карантинными и иными требованиями. Перевозчик управомочен производить проверку данных документов в части их достоверности и полноты. На основе накладной отправителя, перевозчик осуществляет заполнение всех номерных бланков накладной груза, вносит всю информацию, которая должна быть указана перевозчиком. Принимая груз к транспортировке, в накладной отправителя устанавливается тот же номер, что и в грузовой накладной, которая была заполнена перевозчиком. Дата приема груза к транспортировке устанавливается на грузовой накладной календарным штемпелем аэропорта отправки груза, либо должна быть заверена от руки должностным лицом перевозчика, которое принимает груз. Все тарифы и сборы, взимаемые за перевозку груза, должны быть указаны в грузовой накладной перевозчиком [4].

Для удостоверения заключения договора воздушной грузоперевозки выдается один бланк накладной груза, иными словами квитанция о приемке груза. Два бланка грузовой накладной (включая накладную отправителя, а также грузовую накладную) вместе с грузом отправляются в пункт назначения. Накладная отправителя должна быть выдана получателю вместе с грузом в пункте назначения. Накладная по грузу, в свою очередь, должна быть оставлена в аэропорту назначения груза. Корешок накладной по грузу также должен находиться в делах аэропорта отправления. Любой бланк накладной груза должен содержать назначение груза на лицевом обороте. Договор воздушной грузоперевозки распространяется и на перевозки опасных грузов. Основное отличие бланка на перевозку грузов в том, что они имеют красную полосу на лицевой стороне. Если речь ведется о транспортировке больших партий грузов, которая осуществляется на двух и более воздушных судах, перевозчик обязуется требовать составления нескольких грузовых накладных от отправителя [5].

С момента приемки груза к его транспортировке в аэропорту отправления исчисляются сроки доставки груза. Они действуют до момента уведомления получателя о том, что груз прибыл в аэропорт назначения, учитывая время на хранение, а также переработку грузов в аэропортах. Срок доставки рассчитывается с 00 часов суток, которые следуют за днем приема груза к отправке. Тяжеловесный, а также малогабаритный и мелкий груз, имеют срок доставки, который рассчитывается перевозчиком на основании договоренности с отправителем, о чем должна стоять отметка в грузовой накладной.

Груз будет считаться доставленным в срок, в том случае, если перевозчик не позднее двенадцати часов по истечении установленного срока доставки направил получателю уведомление прибытии груза по адресу, который был указан в накладной по грузу. В том случае, если был сделан перерыв или прекратилось движения воздушных судов перевозчик обязан поставить об этом в известность отправителя и получателя и запросить распоряжения отправителя. С момента изменения условий договора воздушной перевозки у перевозчика появляется ответственность поставить в известность о предпосылках и содержании изменений грузоотправителя или грузополучателя и испросить их распоряжения относительно такого груза. После прибытия груза в срок перевозчик обязан проинформировать сторону, выступающую в качестве грузополучателя, или другое уполномоченное лицо о прибытии груза в пункт назначения. С момента приемки груза у грузополучателя появляется ответственность вывезти за счет своих средств который был принят груз. Но если в момент приемки груз не отвечает требованиям его правильного использования либо имеет повреждения или испорчен, грузополучатель имеет право отказаться от приемки данного груза.

По прибытии в аэропорт назначения груз имеет срок хранения не более месяца после извещения получателя о том, что груз прибыл. После истечении данного срока груз считается невостребованным, а также проходит реализацию в том порядке, который был установлен законодательством. Если получатель не востребовал свой груз в установленный срок, либо отказался от приема этого груза, то перевозчик вправе, проинформировав отправителя, оставить у себя этот груз на хранение за счет отправителя. Если груз прибыл в аэропорт не имея никаких документов и маркировки, то он хранится в аэропорту до выяснения всех обстоятельств. Аэропорт обязуется предпринять все меры по установке принадлежности груза и по передаче его получателю. Если в течение шести месяцев принадлежность груза не была установлена, то он должен быть реализован, как бездокументарный. Если же груз был получен аэропортом без документов, но была установлена его принадлежность, то он должен быть выдан грузополучателю согласно акту [6].

При прибытии в аэропорт опасного или скоропортящегося груза, а также всех остальных грузов, требующих определенных условий содержания, определены рядом правил, регулирующими перевозку данных видов грузов. Если такой груз не был востребован, то он реализуется согласно распоряжению руководителя аэропорта и ранее установленного срока его реализации. Перевозчик обязуется известить отправителя о том, что имеет намерение реализовать груз. Со дня подачи телеграфного извещения о решении реализации груза дается 5 дней. В случае отсутствия ответа отправителя, перевозчик реализует груз, в частности он обладает правом его продажи.

В случае невозможности использования груза по назначению и его повреждения, перевозчик имеет право произвести реализацию такого груза без ожидания решения отправителя. Однако перевозчик все равно обязан известить отправителя и получателя. Груз, который передается для продажи, должен быть оценен специальной комиссией, состоящей из представителей перевозчиков, а также торговых компаний, о чем должен быть составлен акт. Если груз необходимо оценить, должны быть привлечены специалисты [7].

Литература:

  1. Кириченко О. В., Кириченко Л. П. Воздушное право: учебно-методическое пособие / О. В. Кириченко, Л. П. Кириченко. –Москва: Юстицинформ, 2019 г. — 468 с., 20 см. Библиогр.: с. 420–468.– 500 экз. –ISBN-978–5-7205–1532–4. Текст: непосредственный.
  2. Гришаев С. П. Гражданское право/ С. П. Гришаев– Москва:Норма, 2018 г. –688 с., 21 см. Библиогр.: с. 600–618.– 100 экз. ISBN-978–5-91768–904–3.Текст: непосредственный.
  3. Алексеева О. Г., Аминов Е. Р. Бандо М. В. Гражданское право: учебник: в 2 т / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов,М. В. Бандо — Москва: Статут, 2018 г. –560 с; 22 см. — Библиогр.: с. 520–560. –10000 экз. — ISBN-978–5-8354–1441–3.Текст: непосредственный.
  4. Алексеев С. С. Гражданское право: учебник в 2 т. / C. А. Степанов– Москва: Проспект, 2016 г. –928 с.; 22 см. — Библиогр.: с. 918–928. — 1000 экз. — ISBN-978–5-392–20064–1. Текст: непосредственный.
  5. Андреев Ю. Н. Договор в гражданском праве России: сравнительно-правовое исследование: монография/ Ю. Н. Андреев — Москва: НОРМА, ИНФРАМ, 2017 г. — 270 с.; 21 см– Библиогр.: с. 200–250.– 200 экз. — ISBN- 978–5-91768–833–6. Текст: непосредственный.
  6. Егиазаров В. А. Транспортное право: учебник / В. А. Егиазаров– Москва: Юстицинформ, 2018г. — 403 с., 21 см. Библиогр.: с. 350–403.– 500 экз.ISBN-978–5-7205–1422–8. Текст: непосредственный.
  7. Белов В. Е., Соменков С. А. Гражданское право. Общее положение о договорах: учебное пособие для бакалавров / В. Е. Белов, С. А. Соменков — Москва: Проспект. 2017г. — 96 с.; 22см — Библиогр.: с. 90–96. –1000 экз. –ISBN-978–5-392–23035–8. Текст: непосредственный.

Ключевые слова

груз, воздушная перевозка, договор перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов