Повышение престижа государственной гражданской службы в условиях цифровой трансформации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Административное право

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 04.03.2022

Статья просмотрена: 181 раз

Библиографическое описание:

Бродская, В. А. Повышение престижа государственной гражданской службы в условиях цифровой трансформации / В. А. Бродская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/429/17027/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает внедрение новых методов и идей для повышения престижности государственной гражданской службы.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, государственное управление, государственная служба, цифровая трансформация, профессиональная деятельность, служащие.

Аксиомой государственного строительства во все времена являлось формирование профессионального чиновничества, соответствующего задачам государства, его целям, политическому устройству и функциям.

В современных условиях государственная гражданская служба представляет собой качественно новое общественное явление, основная цель которого заключается в осуществлении государственной власти, поддержании государственного механизма путем реализации определенных полномочий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации [1, с. 27–28].

Процессы гуманизации, модернизации российского общества, перевод экономики страны на инновационный путь развития, укрепление основ конституционного строя, повышение уровня жизни общества, реализация прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобальном мире зависит от профессионализма, компетентности, образованности, общей культуры, гражданской ответственности государственных гражданских служащих.

Российская государственная служба за всю свою историю претерпела многочисленные реформы, главная задача которых состояла в повышении уровня ее престижа в обществе, но, несмотря на все усилия со стороны реформаторов, ее социальная привлекательность и по сей день остается невысокой. Об этом говорит множество причин: от нехватки кадров на места до социальной привлекательности.

Так, например, штаты должностей государственной гражданской службы в государственных органах Российской Федерации (федеральных и субъектов Российской Федерации) на конец 2019 г. были укомплектованы на 91,2 %. Укомплектованность гражданских служащих на региональном уровне (без центральных аппаратов) составила — 91,6 %, из них в федеральных государственных органах — 90,6 %, в государственных органах субъектов Российской Федерации — 94,0 %. Штаты должностей муниципальной службы на конец 2019 г. были укомплектованы на 95,4 % [2]. Уровень стабильности кадров в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти в 2020 г. (по сравнению с 2019 г.) незначительно повысился и составил 65,28 %, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти — 72,6 %. При этом показатель стабильности кадрового состава в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году снизился на 1,73 % относительно 2019 года и составил 71,44 % [3].

Проблемы сохранения престижа государственной гражданской службы рассматриваются как актуальные на государственном уровне. В частности, были разработаны различные федеральные и региональные программы, предприняты попытки увеличения материального содержания государственных гражданских служащих, а также количества социальных гарантий. Однако эти меры не стали решающими факторами повышения престижа государственной гражданской службы, и избавиться от этой проблемы такими методами не удалось.

В июне 2019 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ об основных направления развития государственной гражданской службы на 2019–2021 годы [4], в связи с чем в настоящее время перед органами государственного управления стоит задача цифрового становления, поиска новых методов и идей, разработки новых механизмов и технологий управленческой деятельности. Создание и внедрение инноваций определяет новый вектор профессиональной деятельности современных государственных гражданских служащих и способствует повышению престижа государственной гражданской службы.

Тем не менее, в силу незавершенности целого ряда задач ранее проводимых реформ (административная реформа, реформа государственной службы, бюджетного сектора, электронное и открытое правительство) сохранившиеся негативные управленческие практики сокращают возможности для внедрения современных цифровых технологий в систему государственного управления.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию в январе 2020 г. Президент России В. В. Путин отметил, что нужно, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, стоящие перед страной. Реализация их содержания и ориентиров, отраженных в Национальных проектах, требует нового качества государственного управления, работы Правительства, всех уровней власти и прямого диалога с гражданами [5].

Обеспечение цифровой трансформации государственной гражданской службы посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений является одной из целей Национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» [6]. Поставленные задачи должны способствовать разработке комплекса решений жизненных ситуаций гражданина на основании автоматизированных бизнес-процессов (суперсервисов); проактивное предоставление государственных услуг; омниканальность; исключение бумажных процессов и отсутствие физических документов в государстве (за исключением удостоверения личности гражданина).

Система государственного управления должна будет действовать как передовая IT-корпорация. Это приведет к ряду принципиальных изменений, в результате которых на государственной службе разовьется «цифровой менталитет»: принятие цифровой реальности, умение в ней эффективно работать, цифровые навыки и персональное развитие; возникнет единая цифровая платформа взаимодействия для государственных служащих, бизнеса и граждан; предиктивный анализ и искусственный интеллект станет помощником для выполнения рутинных операций, осуществления контрольно-надзорных функций [7, с. 55].

Новая среда требует от государственных гражданских служащих новых качеств. Современный сотрудник государственного органа должен знать основы информационной безопасности, законодательства об электронной подписи, разбираться в вопросах электронного документооборота.

Новации в государственном управлении требуют и нового качества государственной службы: реинжиниринга управленческих процессов, внедрения IT-решений, анализа Big Data для принятия решений и появления новых моделей профессиональной деятельности, основанных на беспрерывном процессе инноваций. Это актуализирует проблему кадрового обеспечения цифровой трансформации, а также необходимость формирования социально-инженерных компетенций, сочетающие в себе технические и управленческие навыки гражданских служащих для повышения эффективности управленческой практики.

Обеспечить внедрение новых технологий и платформенных решений призваны «цифровые офицеры»: Chief Digital Transformation Officer — руководитель по цифровой трансформации; Chief Transformation Officer — руководитель по цифровому проектированию и процессам; Chief Data Officer — руководитель по работе с данными; Chief Information Officer — руководитель по информационным технологиям [8, с. 50–51].

Процесс активного обучения государственных гражданских служащих цифровым компетенциям позволит создать специалистов нового уровня, которые будут более конкурентоспособными, коммуникативными и компетентными в своей профессиональной области.

В 2019 г. в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ» стартовал эксперимент по переводу государственных органов на единую облачную платформу. Его первыми участниками стали Минцифры, Минтруд, Минюст, Ростехнадзор, Росимущество, ФТС, Фонд социального страхования.

Согласно постановлению Правительства РФ № 527 от 02 апреля 2021 г. [9], в 2021 г. к проекту присоединятся Минэкономразвития, Минстрой, Минздрав, Роструд, Росреестр, Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

Процессы профессионализации публичного администрирования указывают на превращение государственной гражданской службы в настоящую STEAM-профессию, что, в свою очередь, повышает престиж государственной гражданской службы среди молодых кадров, готовых работать эффективно, во благо государства, быть инициативными и проявлять свои знания, умения и навыки для усовершенствования качества жизни общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема низкого престижа государственной гражданской службы на сегодняшний день актуальная и достаточно острая. Для решения этого вопроса необходимо направить усилия государства на создание нового мощного интеллектуального потенциала — перспективных управленцев с новыми компетенциями.

Руководить таким огромным, многонациональным государством, как Российская Федерация, должны достойные, профессионально подготовленные, любящие свою страну, инициативные граждане, привлечь которых можно путем повышения престижа государственной службы.

Литература:

  1. Алексеев, И. А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти / И. А. Алексеев. — Текст: непосредственный // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2016. — № 3. — С. 27–31.
  2. О кадрах государственной гражданской и муниципальной службы в 2019 году. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/nsZHdbx4/kadr-2019.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  3. О докладе о состоянии государственной гражданской службы Российской Федерации в 2020 году. — Текст: электронный // Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия): [сайт]. — URL: https://ggs.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3273393 (дата обращения: 05.06.2021).
  4. Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019–2021 годы. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/60815 (дата обращения: 05.06.2021).
  5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. — Текст: электронный // Президент России: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 05.06.2021).
  6. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7). — Текст: электронный // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 05.06.2021).
  7. Добробаба, М. Б. О перспективах цифровой трансформации государственной (муниципальной) службы / М. Б. Добробаба. — Текст: непосредственный // Юридический вестник Кубанского государственного университета. — 2018. — № 4. — С. 54–60.
  8. Карлинский, В. Л. Цифровые офицеры цифровой революции / В. Л. Карлинский. — Текст: непосредственный // Теория и практика корпоративного менеджмента: сб. науч. статей. — Пермь: Пермский гос. национальный исслед. ун-т, 2019. — С. 48–57.
  9. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 г. № 1114: постан. Правительства РФ от 02.04.2021 г. № 527. — Текст: электронный // Правительство России: [сайт]. — URL: http://government.ru/docs/41898/ (дата обращения: 05.06.2021).