О направлениях и формах управленческих и иных решений руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 05.01.2022

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. О направлениях и формах управленческих и иных решений руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга / В. Н. Паршин. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-21. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/420/16890/ (дата обращения: 17.12.2024).



Осуществляя профессиональную служебную деятельность, руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и руководители структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно принимают решения.

Методические рекомендации по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденные распоряжением администрации губернатора Санкт-Петербурга от 27.03.2013 № 12-ра (далее — Методические рекомендации), содержат положения о том, что руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее — ИОГВ) и руководители структурных подразделений ИОГВ вправе или обязаны самостоятельно принимать управленческие и иные решения .

Что такое управленческое решение? Чем отличается управленческое решение от иного решения? Вопросы не праздные. Как показывает опыт государственной гражданской службы автора, руководители ИОГВ и руководители структурных подразделений ИОГВ испытывают трудности в понимании терминов «управленческое решение», «иное решение».

Обратимся к теории вопроса. В определении термина «управленческое решение» учеными и практиками проделана большая работа.

По мнению Асаула А. Н., Грахова В. П., Коваля О. С., Рыбнова Е. И. [15], управленческое решение это выбор альтернативы , осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение есть определенный процесс, совершаемый в рамках управления организацией и имеющий три этапа: разработка, принятие и реализация.

Объекты управленческих решений — это виды деятельности субъектов организации:

— техническое развитие;

— управленческая деятельность;

— экономическое и финансовое развитие;

— организация выплаты заработной платы и премирования;

— бухгалтерская деятельность;

— кадровое обеспечение и др.

Демин Г. А. [16] замечает, что управленческое решение — это выбор , который должен сделать руководитель, чтобы выполнить свои обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Цель управленческого решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Направления принятия управленческих решений:

— стратегическое планирование, текущее планирование (функции управления «планирующие»);

— управление текущей деятельностью (функции управления «организационные»);

— управление человеческими ресурсами (функции управления «активизирующие»);

— управление основными и вспомогательными процессами (функции управления «координирующие»);

— управление внутренними и внешними коммуникациями (функции управления «информирующие»).

Петрова О. В. [17] обращает внимание на то, что управленческое решение носит директивно-обязательный характер. В соответствии с принципом единоначалия руководитель (начальник) подразделения правомочен в одностороннем порядке принимать управленческое решение.

Субъект управленческого решения — руководитель или подразделение, наделенные определенным статусом (права, обязанности, ответственность).

По видам управленческие решения подразделяются на:

— информационно-аналитические;

— организационные;

— кадровые и др.

По функциям управленческие решения классифицируются на:

— прогнозирующие;

— планирующие;

— организующие;

— упорядочивающие;

— регламентирующие;

— контролирующие и др.

Яресь О. Б., Паньшин И. В. [18] считают, что управленческое решение представляет собой социальный акт (документ), подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение. Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю процессов.

Решение называется управленческим, если оно разрабатывается и направлено на:

— стратегическое планирование деятельности организации;

— осуществление управленческой деятельности;

— управление человеческими ресурсами;

— управление производственной и обслуживающей деятельностью;

— управленческое консультирование;

— управление внутренними или внешними коммуникациями.

Основные формы управленческого решения соответствуют стандартам по информации, библиотечному и издательскому делу (в частности, приказы, распоряжения, письма) [19; 20].

В итоге, обобщая вышеприведенные суждения ученых и практиков, автор очерчивает основные характеризующие составляющие термина «управленческое решение». Конечно, такое определение управленческого решения достаточно условно.

Управленческое решение — это:

сложный, ответственный, в формализованном виде выбор руководителя организации (руководителя структурного подразделения организации),

в рамках полномочий и компетенций,

требующий профессиональной подготовки,

во исполнение должностных обязанностей, реализации должностных прав и управленческих функций,

для достижения целей и решения задач, поставленных перед организацией (структурным подразделением организации),

затрагивающий направления деятельности, права, обязанности сотрудников организации (структурного подразделения организации) (сотрудники реализуют принятое управленческое решение),

влияющий на жизнь и деятельность граждан, развитие отрасли, социально-экономическую ситуацию региона (если организация влиятельная).

Что касается «иного решения», то оно в отличие от управленческого решения может быть не связано с управленческими функциями, может не иметь формализованного вида (например, может быть в устной форме), не затрагивать деятельности сотрудников организации, не влиять на жизнь и деятельность граждан, развитие отрасли и региона и не иметь далеко идущих последствий (такие последствия скорее исключение, чем правило).

Примеры «иных решений»: решение о запросе конкретного помещения для проведения совещания или заседания комиссии, решение об определении очередности выступления сотрудников при заслушивании на защите на соответствующую квалификационную категорию, решение о порядке рассмотрения текущих документов, решение об изменении состава участников рабочего совещания, решение об определении участников для согласования проекта письма и т. п.

Как показал опыт работы автора с вновь назначенными руководителями ИОГВ и руководителями структурных подразделений ИОГВ, должностные лица:

— имеют трудности именно самостоятельного принятия решения (отсутствуют знания теории вопроса о принятии решения; полномочий органа власти, структурных подразделений; слабо развитые навыки управления подразделением, работы с подчиненными, воспитательной работы);

— поверхностно относятся к реализации управленческого решения (например, руководитель ИОГВ, приняв управленческое решение об увольнении начальника структурного подразделения, может оставить без внимания решение таких вопросов, как передача дел и должности, передача материального имущества, взаимозаменяемость);

— слабо ориентируются в направлениях управленческих решений (нуждаются в систематических консультациях и одобрении их управленческих решений компетентными должностными лицами);

— не обладают достаточными знаниями норм правовых актов, определяющих формы управленческих решений (надеются на помощь компетентных должностных лиц);

— на проекте документа, акте, протоколе, заключении, служебной записке, письме и др. ставят только свою подпись (не соблюдают норм делопроизводства, в частности ГОСТ Р 7.0.97–2016, в котором подробно расписано, как оформлять согласование, утверждение, визирование, резолюцию). Справочно. В соответствии с пунктом 5.28 ГОСТ Р 7.0.97–2016 резолюция содержит указание по исполнению документа. Резолюция оформляется на свободном месте рабочего поля документа, на бланке резолюции или вносится непосредственно в систему электронного документооборота. Резолюция включает: фамилию, инициалы исполнителя (исполнителей), поручение по документу, при необходимости — срок исполнения, подпись лица, вынесшего резолюцию, дату резолюции.

Рассмотрим основные направления управленческих решений и формы управленческих решений применительно к руководителю ИОГВ и руководителю структурного подразделения ИОГВ.

Руководитель ИОГВ.

А.Направления управленческих решений.

В пункте 6 Примерного должностного регламента руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации губернатора Санкт-Петербурга от 27.03.2013 № 12-ра, определено:

руководитель ИОГВ вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения по вопросам планирования финансово-хозяйственной деятельности ИОГВ;

— руководитель ИОГВ обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения по вопросам:

подписания распоряжений и приказов ИОГВ, подписания государственных контрактов Санкт-Петербурга, договоров, соглашений, платежных документов, писем и иных документов от имени ИОГВ;

осуществления анализа, прогнозирования и определения приоритетных направлений развития деятельности ИОГВ;

осуществления контроля деятельности подведомственных ИОГВ государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга [2].

В пункте 7 Примерного должностного регламента руководителя исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением администрации губернатора Санкт-Петербурга от 27.03.2013 № 12-ра, определено, что руководитель ИОГВ в соответствии со своей компетенцией вправе или обязан участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений по вопросам:

формирования и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере деятельности ИОГВ;

разработки и реализации программ развития Санкт-Петербурга в сфере деятельности ИОГВ;

организационной, финансово-хозяйственной деятельности ИОГВ;

осуществления ИОГВ возложенных задач, реализации полномочий и функций в соответствии с Положением об исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга [2].

Б.Формы управленческих решений.

Правовой акт.

1. Решение руководителя ИОГВ о замене денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего оформляется правовым актом ИОГВ (приказ) [1].

Проект правового акта ИОГВ готовит кадровая служба ИОГВ по установленной форме [1].

Решению предшествует рассмотрение руководителем ИОГВ письменного заявления гражданского служащего, завизированного руководителями структурных подразделений ИОГВ и соответствующим заместителем руководителя ИОГВ.

2. Решение руководителя ИОГВ о проведении квалификационного экзамена [5].

В практике Комитета по информатизации и связи решение оформляется в форме приказа .

В решении указываются:

а) дата и время проведения квалификационного экзамена;

б) список гражданских служащих, которые должны сдавать квалификационный экзамен;

в) перечень документов, необходимых для проведения квалификационного экзамена.

Проект правового акта ИОГВ готовит кадровая служба ИОГВ.

Решение о предстоящей сдаче квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее чем за месяц до его проведения.

3. Решение руководителя ИОГВ о включении в стаж работы работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, периодов работы, дающих право на получение надбавки за выслугу лет [7].

В практике Комитета по информатизации и связи решение оформляется в форме приказа.

Решению руководителя ИОГВ предшествует решение комиссии ИОГВ по рассмотрению вопросов, связанных с исчислением стажа, которое носит рекомендательный характер.

Ответственность за своевременное назначение и пересмотр размера надбавки за выслугу лет для работников возлагается на руководителей ИОГВ.

4.Образовавшаяся по итогам календарного года неизрасходованная часть фонда оплаты труда по решению руководителя ИОГВ может быть направлена на индивидуальное поощрение государственных гражданских служащих, личный вклад которых оказал существенное влияние на достижение органом власти высоких значений общих ключевых показателей результативности и индивидуальных ключевых показателей результативности [8].

В практике Комитета по информатизации и связи решение оформляется в форме приказа.

Проект правового акта ИОГВ готовит финансово-бухгалтерское подразделение.

5.В соответствии с пунктом 2.1 Типового положения о порядке проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга), утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2007 № 53-рп, служебная проверка назначается по решению руководителя ИОГВ и оформляется правовым актом ИОГВ.

Проект правового акта ИОГВ (приказ) готовит кадровая служба ИОГВ по резолюции руководителя ИОГВ на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения (служебная записка руководителя структурного подразделения) [10].

6.В соответствии с пунктом 3.1.5.5 Административного регламента Управления ветеринарии Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по осуществлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, аттестации (переаттестации) специалистов в области ветеринарии, включая принятие решений об аннулировании аттестации, внесении изменений в акт об аттестации в случае изменения фамилии, имени, отчества (при наличии) аттестованного заявителя, утвержденного распоряжением Управления ветеринарии Санкт-Петербурга от 25.12.2017 № 94-р, результатом административной процедуры является подписание начальником Управления решения об аттестации (об отказе в аттестации) заявителя.

Решение принимается в форме распоряжения Управления .

Резолюция .

1. В соответствии с пунктом 5.12 Регламента Комитета по информатизации и связи, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 22.07.2021 № 150-р, решения о подготовке проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные правовые акты Комитета, направленных на устранение выявленных коррупциогенных факторов, принимаются председателем Комитета.

Соответствующее решение принимается не позднее чем за 2 рабочих дня до истечения срока рассмотрения экспертного заключения. Решение оформляется в форме резолюции на служебной записке начальника структурного подразделения, являющегося разработчиком проекта данного акта, и начальника правового отдела [3].

2. В соответствии с пунктом 9.4 Регламента Комитета по информатизации и связи, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 22.07.2021 № 150-р, в отношении зарегистрированных обращений после их рассмотрения председателем Комитета либо по его поручению первым заместителем председателя Комитета, заместителями председателя Комитета принимается решение о направлении обращения для рассмотрения и подготовки ответа в соответствующие структурные подразделения, которое оформляется в форме резолюции в подсистеме «Письма и обращения граждан» Единой системы электронного документооборота и делопроизводства исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Письмо и правовой акт.

1. В соответствии со статьей 8_2 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга» назначение гражданских служащих ИОГВ в порядке ротации на должности гражданской службы в другой ИОГВ проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих ИОГВ [6].

Решение руководителя ИОГВ о назначении гражданских служащих ИОГВ (как правило, это заместители руководителя ИОГВ, начальники управлений, начальники отделов) в порядке ротации на должности гражданской службы в другой ИОГВ оформляется правовым актом.

Проект правового акта готовит кадровая служба по установленной форме.

В соответствии с указанием Комитета государственной службы и кадровой политики администрации губернатора Санкт-Петербурга (далее — КГСКП) от 08.02.2019 № 14-15-348/19-0-0 руководитель ИОГВ обязан согласовать свое решение: заблаговременно направить в КГСКП письмо на имя губернатора Санкт-Петербурга с положительной резолюцией вице-губернатора Санкт-Петербурга, координирующего и контролирующего деятельность данного ИОГВ.

Проект письма готовит кадровая служба по установленной форме.

Письмо.

  1. Для принятия решения руководителем ИОГВ о проведении личного приема гражданина сотрудники структурного подразделения, осуществляющего организацию личного приема граждан (например, в Комитете по информатизации и связи таким структурным подразделением является организационный сектор), формируют дело, в которое включают заявление гражданина о записи на личный прием, переписку по предыдущим обращениям гражданина, хранящуюся в ИОГВ; правовые акты; справки организаций, рассматривающих обращение; иные документы по данному вопросу [3].

На основании полученных материалов руководителем ИОГВ принимается одно из следующих решений:

о проведении личного приема гражданина;

об отказе в проведении личного приема.

Решения оформляются сотрудниками организационного сектора (на примере Комитета по информатизации и связи) в форме писем , направляемых гражданам.

2. В соответствии с пунктом 2-3 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.02.2017 № 168 «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга» решение о проведении конкурса на замещение должности руководителя государственного унитарного предприятия и государственного учреждения, подведомственного ИОГВ, принимает руководитель ИОГВ по согласованию с вице-губернатором Санкт-Петербурга, координирующим и контролирующим деятельность соответствующего органа власти.

Решение руководителя ИОГВ (на примере Комитета по информатизации и связи) оформляется письмом на имя курирующего орган власти вице-губернатора Санкт-Петербурга. Письмо готовит кадровая служба.

К письму прилагается информация, которая включает:

наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении предприятия или учреждения;

требования, предъявляемые к кандидату;

адрес места приема заявок и прилагаемых к ним документов;

дату и время начала и окончания приема заявок с прилагаемыми к ним документами;

перечень документов, подаваемых кандидатами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;

основные условия трудового договора;

дату, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы комиссии и подведения итогов конкурса;

информацию о форме проведения конкурса;

порядок определения победителя конкурса;

способ уведомления участников конкурса и победителя конкурса об итогах конкурса [9].

Протокол.

Решения, принятые на совещании у руководителя ИОГВ, оформляются протоколом [3].

Протокол совещания ведет сотрудник структурного подразделения, ответственного за подготовку совещания. Протокол должен быть оформлен не позднее следующего дня.

Копии протоколов или выписки из них направляются (на примере Комитета по информатизации и связи) в организационный сектор для организации контроля исполнения принятых решений и исполнителям для их выполнения.

Утверждение задания.

В соответствии с пунктом 3.3.1.1 Административного регламента Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты, утвержденного распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.04.2021 № 15-р, юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры, является принятие решения руководителем Комитета о проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Решение о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями принимается в форме утверждения задания или документа на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями [12].

Оформляется правовым актом (приказ, распоряжение)

Оформляется правовым актом, который направляется письмом для согласования (согласованное решение)

Оформляется в форме резолюции

Оформляется в форме письма

Управленческое

решение руководителя ИОГВ

Оформляется в форме протокола

Принимается путем утверждения задания или документа (плана)

Оформляется в форме согласования

Оформляется в форме поручения

Рис. 1.

Согласование.

1.В соответствии с пунктом 3.3.10 Административного регламента Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по осуществлению координации работ по разработке, ведению и применению классификаторов (кодификаторов и справочников) исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга от 12.07.2010 № 27-р, при положительных результатах экспертизы председатель Комитета на основании информации начальника отдела принимает решение о согласовании проекта изменения, а также о присвоении обозначения и об установлении даты введения изменения в действие.

Согласование проекта изменения к классификатору, его классу подтверждается подписью председателя Комитета на проекте изменения (в этом случае в левом верхнем углу формы приводится реквизит «Согласовано» суказанием должности председателя Комитета, его личной подписи и даты).

Поручение.

1.В соответствии с пунктом 14.3 Регламента Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2021 № 154-п, принятое по результатам приема граждан председателем Комитета решение оформляется в форме поручения.

2.В соответствии с пунктом 4.1.1 Регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 31.05.2016 № 69-п, оперативные совещания председателя Комитета с заместителями председателями и руководителями отдельных структурных подразделений Комитета проводятся по решению председателя Комитета .

Решение оформляется в форме поручения начальнику отдела по организации работы Комитета.

Руководитель структурного подразделения ИОГВ.

А.Направления управленческих решений.

В соответствии с пунктами 6, 7 Примерного должностного регламента государственного гражданского служащего Санкт-Петербурга, замещающего должность государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительном органе государственной власти Санкт-Петербурга категории «руководители» [2] и пунктами 1.6, 1.7 Методических рекомендаций по разработке должностных регламентов государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга [2], руководитель структурного подразделения ИОГВ:

вправе самостоятельно принимать следующие управленческие и иные решения (примеры):

о выборе метода организации и выполнения поставленных задач;

об информировании непосредственного руководителя для принятия им соответствующего решения;

о переадресации документов, установлении или изменении (продлении) сроков их исполнения;

обязан самостоятельно принимать следующие управленческие и иные решения (примеры):

по утверждению и подписанию (визированию, подготовке, согласованию) распоряжений, инструкций, протоколов, актов, заключений, писем, контрактов (договоров), планов, отчетов, правил, других документов;

по организации деятельности структурного подразделения;

при реализации прав представителя ИОГВ, которые указаны в соответствующей доверенности или ином уполномочивающем документе;

при реализации полномочий в случае назначения членом комиссии и иного коллегиального органа;

по вопросам организации учета и хранения переданных ему на исполнение документов и материалов;

о распределении работы с документами и материалами между гражданскими служащими и работниками структурного подразделения;

в соответствии со своей компетенцией вправе или обязан принимать участие в подготовке следующих нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений :

проектов законов Санкт-Петербурга по вопросам деятельности исполнительного органа власти (структурного подразделения);

проектов распоряжений и постановлений губернатора Санкт-Петербурга по вопросам деятельности исполнительного органа власти (структурного подразделения);

проектов распоряжений и постановлений Правительства Санкт-Петербурга по вопросам деятельности исполнительного органа власти (структурного подразделения);

проектов приказов и распоряжений исполнительного органа власти по вопросам деятельности исполнительного органа власти (структурного подразделения).

Б.Формы управленческих решений.

Служебная записка.

1. В соответствии с пунктом 4.3 Регламента Комитета по информатизации и связи, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 22.07.2021 № 150-р, решение о размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте Комитета по информатизации и связи принимается начальником правового отдела.

Решение оформляется в форме служебной записки на имя руководителя сектора инновационного развития и информационно-аналитического взаимодействия. В соответствии с полученной информацией сектор инновационного развития и информационно-аналитического взаимодействия осуществляет размещение проекта нормативного правового акта на сайте Комитета по информатизации и связи [3].

Электронный отчет.

В соответствии с пунктом 3.2.7 Административного регламента Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по ежегодному утверждению плана обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга товарами, работами, услугами в сфере связи и информационных технологий, утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 18.06.2010 № 24-р, начальник отдела (в частности, начальник отдела развития отрасли информатизации) рассматривает предложение работника, ответственного за проведение экспертизы обращения ИОГВ с перечнем потребностей в услугах в сфере информационных технологий, и принимает решение о направлении председателю Комитета проекта мотивированных замечаний либо предложения о включении обращения в сводный предварительный план. Решение начальника отдела направляется председателю Комитета в форме электронного отчета по системе электронного документооборота [11].

Проект письма.

В соответствии с пунктом 3.3.2-1 Административного регламента Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по осуществлению согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющих обеспечение их деятельности в сфере информации, информационных технологий и связи, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, осуществляющих указанные функции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (при отсутствии в исполнительном органе государственной власти структурного подразделения), утвержденного распоряжением Комитета по информатизации и связи от 25.03.2011 № 15-р, начальник отдела Комитета в течение трех рабочих дней рассматривает приглашение исполнительного органа и принимает решение о направлении специалиста отдела в конкурсную комиссию по избранию кандидата на должности государственной службы в сфере информационных технологий и связи.

При принятии решения о направлении специалиста в конкурсную комиссию начальник отдела Комитета подготавливает проект письма в исполнительный орган с указанием ф. и. о. специалиста, направляемого в конкурсную комиссию, занимаемой им должности, классного чина, телефона и адреса электронной почты.

Проект письма в исполнительный орган направляется начальником отдела председателю Комитета [13].

Визирование.

  1. В соответствии с пунктом 8.6 Регламента Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, утвержденного приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 31.05.2016 № 69-п, при принятии решения о направлении проекта правового акта на рассмотрение и согласование руководитель структурного подразделения Комитета, подготовившего проект, осуществляет визирование проекта в справке о согласовании проекта.

Поручение.

В соответствии с пунктом 14.3 Регламента Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2021 № 154-п, принятое по результатам приема граждан руководителями структурных подразделений Комитета решение оформляется в форме поручения.

Согласование и отклонение согласования.

В соответствии с пунктом 4.4.5 Примерного положения о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп, начальник отдела по вопросам государственной службы и кадров согласовывает в пределах своей компетенции проекты должностных регламентов гражданских служащих ИОГВ, должностных инструкций работников ИОГВ, инструкций рабочих ИОГВ, должностных инструкций руководителей подведомственных ИОГВ предприятий и учреждений .

Проект документа.

Руководитель структурного подразделения ИОГВ принимает управленческие решения (на примере начальника отдела по вопросам государственной службы и кадров):

А. по организации деятельности структурного подразделения:

о разработке проекта положения о структурном подразделении [14];

о разработке проектов должностных регламентов гражданских служащих структурного подразделения, проектов должностных инструкций работников структурного подразделения и представляет их на утверждение руководителю ИОГВ [2];

о разработке проектов планов работы структурного подразделения [14, 3];

о разработке проектов отчетов о выполнении планов работы структурного подразделения [14, 3];

Б. по организации деятельности ИОГВ:

о разработке проекта структурной схемы ИОГВ [14];

о разработке проекта штатного расписания ИОГВ [14];

о разработке проекта правовых актов [14];

о разработке проекта плана работы ИОГВ [3];

о разработке проекта отчетов о выполнении планов работы ИОГВ [3].

Решения принимаются в форме проекта документа и представляются руководителю ИОГВ.

Мотивированное заключение.

В соответствии с Примерным порядком поступления обращений, заявлений и уведомлений в кадровую службу исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга либо должностному лицу кадровой службы, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 18.12.2014 № 76-рп, руководитель кадрового подразделения ИОГВ (на примере Комитета по информатизации и связи), рассмотрев заявление гражданского служащего, подготавливает решение в форме мотивированного заключения, которое доводится до сведения руководителя ИОГВ.

Оформляется в форме служебной записки

Направляется руководителю ИОГВ в форме электронного отчета

Оформляется в форме проекта письма

Осуществляется в форме согласования, отклонения согласования

Управленческое решение руководителя структурного подразделения ИОГВ

Оформляется в форме поручения

Оформляется в форме проекта документа

Оформляется в форме визирования

Оформляется в форме мотивированного заключения

Рис. 2.

Таким образом, в статье рассмотрены важные для руководителей ИОГВ и руководителей структурных подразделений ИОГВ вопросы, а именно:

— акцентировано внимание руководителей на самостоятельности принятия управленческих и иных решений;

— уточнено определение управленческого решения;

— рассмотрено отличие управленческого решения от иного решения;

— обращено внимание на ошибки руководителей, связанные с принятием и оформлением управленческих решений;

— рассмотрены направления управленческих решений, которые вправе или обязаны принимать руководители;

— рассмотрены формы управленческих решений руководителей на примерах конкретных правовых актов (формы управленческих решений и их содержание определены в правовых актах, регулирующих то или иное управленческое действие руководителя либо рабочий процесс в органе власти (структурном подразделении органа власти).

По мнению автора, вышеизложенный материал будет подспорьем в первых шагах и дальнейшей деятельности руководителей ИОГВ и руководителей структурных подразделений ИОГВ.

В заключение следует заметить, что осуществление управленческой подготовки будущих руководителей невозможно без обязательного изучения ими вопросов о направлениях и формах управленческих решений [21].

Информация, изложенная в статье, не является исчерпывающей и будет дополняться.

Литература:

  1. Типовое положение о порядке предоставления отпусков государственным гражданским служащим Санкт-Петербурга, замещающим должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2006 № 898.
  2. Распоряжение администрации губернатора Санкт-Петербурга от 27.03.2013 № 12-ра «Об утверждении примерных должностных регламентов государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  3. Регламент Комитета по информатизации и связи, утвержденный распоряжением Комитета по информатизации и связи от 22.07.2021 № 150-р.
  4. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.07.2004 № 76-рп «Об организации делопроизводства в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  5. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 111.
  6. Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2005 № 399-39 «О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга».
  7. Положение об исчислении стажа работы работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2010 № 809.
  8. Порядок оценки деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. Утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2018 № 4.
  9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.02.2017 № 168 «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга».
  10. Типовое положение о порядке проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (за исключением государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга). Утверждено распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2007 № 53-рп.
  11. Административный регламент Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по ежегодному утверждению плана обеспечения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга товарами, работами, услугами в сфере связи и информационных технологий. Утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 18.06.2010 № 24-р.
  12. Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.04.2021 № 15-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением предельных размеров платы за проведение технического осмотра транспортных средств и размеров платы за выдачу дубликата диагностической карты».
  13. Административный регламент Комитета по информатизации и связи по исполнению государственной функции по осуществлению согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющих обеспечение их деятельности в сфере информации, информационных технологий и связи, государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, осуществляющих указанные функции в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга (при отсутствии в исполнительном органе государственной власти структурного подразделения). Утвержден распоряжением Комитета по информатизации и связи от 25.03.2011 № 15-р.
  14. Примерное положение о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров. Утверждено распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп.
  15. Асаул А. Н., Грахов В. П., Коваль О. С., Рыбнов Е. И. Теория и практика разработок принятия и реализация управленческих решений в предпринимательстве. — СПб. : АНО «ИПЭВ», 2014. — 304 с.
  16. Демин Г. А. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. А. Демин ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Электронные данные. — Пермь, 2020. — 2,54 Мб; 92 с. — http://www.psu.ru/files/docs/ science/books/uchebnie-posobiya/demin-upravlencheskie-resheniya.pdf.
  17. Петрова О. В. Методология принятия управленческих решений : учебное пособие / О. В. Петрова. — М.: Академия управления МВД России, 2020. — 92 с.
  18. Яресь О. Б., Паньшин И. В. Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие / Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2011. — 66 с.
  19. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения. Утвержден приказом Федерального архивного агентства от 20.12.2019 № 236.
  20. ГОСТ Р 7.0.97–2016.
  21. Паршин В. Н. К вопросу об управленческой подготовке руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга // Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды. Труды международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2021 года). — СПб. : Изд-во СПб УТУиЭ, 2021. — С. 129–134.

Похожие статьи

О формировании структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О документах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

О занятиях по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан

Теория и практика организации информационно-разъяснительной деятельности территориальных избирательных комиссий муниципальных образований

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций

Похожие статьи

О формировании структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

О документах, разрабатываемых начальниками структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при управлении подразделением

Современные механизмы функционирования кадровой деятельности в органах государственного управления субъектов Российской Федерации

О занятиях по специальности в структурных подразделениях исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга

Формы участия Администрации Президента Российской Федерации в законотворческом процессе

Конституционно-правовое регулирование деятельности Председателя местных исполнительных органов государственной власти в Республике Таджикистан

Теория и практика организации информационно-разъяснительной деятельности территориальных избирательных комиссий муниципальных образований

Направления развития кадровой политики в системе государственной службы Ростовской области

Особенности наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации

Содержание и структура информационной компетентности руководителей образовательных организаций