Библиографическое описание:

Романюта О. В., Владимиров И. А. "Принцип локтя" как фактор, сдерживающий абсолютную свободу человека [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 27-28.

Согласно знаменитой он-лайн энциклопедии, абсолютная свобода - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лиц или обстоятельств [1].

Если же обратиться к Конституции РФ, то там понятие «свобода» человека неразделимо связанно с понятием «права» человека и они являются взаимодополняющими элементами основ Конституционного строя. Согласно второй статье Первой Главы Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [2].

Основное внимание правам и свободам человека Конституцией РФ уделяется во Второй Главе. Проанализировав эту главу, мы сделали вывод, что все права и свободы человека можно поделить на следующие группы:

- личные;

- политические;

- социально- экономические;

- культурные.

Существует очень много высказываний и рассуждений на тему природы свободы человека и с философской точки зрения. В ходе исторического развития самого понятия свободы свобода творчества стала заменять свободу от каких-либо принуждений. Свое мнение по этому поводу высказывали такие философы, как Сократ и Платон - у них речь шла прежде всего о свободной судьбе, Аристотель и Эпикура видели свободу именно в освобождении от политического террора. В свое время Спиноза определял свободу как осознанную необходимость, а также как любовь к Богу и любовь Бога к человеку: «Из этого мы ясно понимаем, в чем состоит наше спасение, или блаженство, или свобода — а именно в постоянной и вечной любви к Богу или в любви Бога к человеку» [3]. Согласно Р. Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основой человеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа — широкий спектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят от самоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способы реагирования в данной ситуации» [4].

Так что же все-таки такое свобода и где она заканчивается? Прежде всего, для того, чтобы человек осознал свою свободу или её отсутствие, он должен быть развит как умственно, так и духовно.

Представим себе одного человека. Вот он, стоит один посреди поляны и никого вокруг. Он вне систем общества, государства, семьи и даже морали. Он волен делать всё, что ему угодно. То есть совсем всё. Он абсолютно свободен.

Сегодня, вступая в общество, становясь гражданином своей страны, приходя в школу или университет, мы принимаем на себя определённые обязательства. Так называемые, рамки дозволенного. Это законы, правила и прочее и прочее. И, наверное, самым основным принципом в системе взаимоотношений, или правоотношений, если пользоваться юридическим языком, является так называемый "Принцип локтя". Он гласит: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Это должно работать следующим образом - я волен поступать, как пожелаю, но если мои действия будут приносить вред другому лицу, то я должен отказаться от реализации своих интересов. Но в повседневной жизни мы четко видим, что человек может и будет действовать в своих интересах даже в ущерб другому.

Выходит, что "Принцип локтя" это вопрос добросовестности. И хотя человек живет в окружении законов и норм, практически он может нарушить всё, что захочет (другой вопрос, как и сколь долго он будет жить после). Тогда возникает вопрос, что реально может ограничить абсолютную свободу человека?

Немного отвлечёмся. Все мы слышали о грехопадении. Это когда Адам и Ева вкусили запретный плод и тем самым нарушили завет Бога. За это их выгнали из рая. Было ли это их грехопадение актом свободы? Да. Они осознанно и не под дулом пистолета, а то есть добровольно откушали этого плода. Это и было первым проявлением свободы человека.
Теперь вернемся к вопросу о свободе человека. Итак, истоком свободы является воля и разум. Нам думается, что эти же категории могут служить и "ограничителем" свободы. Но при этом, хочется уточнить – «добрая воля» и «высокий разум». Что заключает в себе понятие «добрая воля»:

- ответственность

- честность

- высокое правосознание

- добросовестность

- высокая нравственность.

Другими словами – «добрая воля» - это высокий уровень духовной культуры человека. Вторая составляющая – «высокий разум». По нашему мнению, в него входят:

- правопонимание

- юридическая грамотность

- уровень умственного развития, достаточно высокий для того, чтобы предусмотреть все или наиболее возможные результаты заключения сделки, договора, совершения поступка, дабы исключить нанесение ущерба интересам другого лица. Этот пункт тесно переплетается с понятием нравственности.

Человек должен расти духовно и умственно. Нельзя построить нормальное, здоровое общество на безграмотных, мелочных, жестоких людях, живущих только потреблением предложенного. Важен опыт, полезная работа, "шуршание мозгов". Человек должен стремиться к идеалу, действовать в согласии с моралью, а высокоморальный человек - в согласии с совестью. Необходимо развиваться, чувствовать, сопереживать, создавать, а не только делать деньги. Только тогда количество перерастет в качество со знаком «+», а не «-».
Таким образом, разум и воля человека - это естественный, не вызывающий отторжения ограничитель. Ведь человек сам сдерживает себя, осознанно и целенаправленно, дабы получить пользу и не навредить другому.

И вот она, утопичная модель человека - высокоразвитого умственно и духовно. Рыцари благородны, а дамы прекрасны…


Литература:

1. материалы сайта: http://ru.wikipedia.org

2. Конституция Российской Федерации – М.: Издательство «Омега-Л», 2011.-63 с.

3. Спиноза Б. Этика. — Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 336с. — ISBN 985-13-0268-6 — c.327

4. Р. Мэй Вклад экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, с.183

Основные термины (генерируются автоматически): свободы человека, абсолютную свободу человека, свобод человека, Принцип локтя, Конституционный принцип приоритета, принцип приоритета прав, природы свободы человека, проявлением свободы человека, понятием «права» человека, понятие «свобода» человека, свободам человека Конституцией, свободы свобода творчества, утопичная модель человека, Конституции РФ, духовной культуры человека, Человек должен, воля человека, «высокий разум», основой человеческой свободы, свободе человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос