Правовая природа страховых взносов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курьянова А. А. Правовая природа страховых взносов [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 19-22. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/327/14945/ (дата обращения: 19.01.2020).



Страховые взносы представляют собой перечисления, направленные в государственные внебюджетные фонды, которые выступают как часть системы обязательного социального страхования и характеризуются множеством признаков налоговых платежей. Такое положение вызывает разное, зачастую противоречивое понимание правовой природы страховых взносов в юридической науке.

В данной статье автор предлагает рассмотреть особенности правовой природы страховых взносов, а также определить основные проблемы их правового понимания. Также раскрываются основные понятия и отличительные признаки страховых взносов.

Ключевые слова: страховые взносы, социальное страхование, государственные внебюджетные фонды, налоговые доходы, бюджет.

Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие различных обязательных платежей. Так, наряду с налогами, к таким платежам относятся страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, среди которых Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

При этом проблема определения правовой природы страховых взносов, которые подлежат уплате в вышеназванные фонды, на протяжении долгого времени остается актуальной для финансового права.

Заметим, что среди основных источников финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов выделяются обязательные платежи, определяемые действующим законодательством как страховые взносы.

Принцип обязательности таких платежей обуславливается публичной целью организации самих государственных социальных внебюджетных фондов, а также опирается на содержание существующих и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ.

В связи с особой актуальностью данной темы, среди исследователей теоретических аспектов социально-правовой природы и порядка уплаты страховых взносов можно выделить работы А. С. Гуркина, А. С. Покачалова, Н. В. Антипьеву, М. А. Перепилицу, А. А. Новикова, В. В. Стрельников и др.

При этом в настоящее время зачастую можно встретить множество научных трудов, которые посвящены вопросам изучения деятельности, финансового и бюджетного функционирования государственных внебюджетных фондов. Однако детального исследования в сфере определения социально-правовой природы страховых взносов, а также изучение их места среди обязательных платежей в системе государственных доходов, на сегодняшний день не проведено.

В связи с этим целью данной статьи является определение правовой природы и специфики правового регулирования страховых взносов, уплачиваемых в государственные внебюджетные фонды. Предполагается, что страховые взносы отличаются от других обязательных платежей в системе финансового права.

Итак, среди источников государственных доходов выделяются страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды. На сегодняшний день в Российской Федерации подлежат уплате такие страховые взносы:

− страховой взнос на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ;

− страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.

− страховой взнос от несчастных случаев и профессиональных заболевания в Фонд социального страхования РФ [9].

Страховые взносы могут быть изучены с нескольких точек зрения, а именно экономической, юридической или математической. Говоря об экономической сущности страховых взносов, отметим, что ее проявление связано с тем, что они являются частью национального дохода, выделяемого страхователем для обеспечения гарантии его интересов от вредоносного воздействия неблагоприятных событий. С юридической точки зрения, суть страховых взносов заключается в денежном выражении страховых обязательств, которые были оговорены и подтверждены посредством заключения договора страхования между его участниками. Математический смысл страховых взносов, в свою очередь, представляется периодически повторяющимися платежами страхователя страховщику [10].

Законодательное регулирование и правовая база определения страховых взносов по указанным видам осуществляется Федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» [4], «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [3], Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» [5].

Следует заметить, что понимание правовой природы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды обладает теоретико-прикладным характером, поскольку формирование современного социального государства опирается на политику Российского государства, которая направляется на совершенствование механизма взимания таких платежей, наряду с созданием системы гарантий по защите конституционных прав граждан в сфере социального обеспечения. При этом основная задача социального государства заключается в достижении максимального уровня общественного развития, которое будет основываться на принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, подтвержденных правовыми нормам [9].

На наш взгляд, понимание юридической природы страховых взносов будет более полным, если определить ее посредством сравнения с налоговыми и неналоговыми платежами. В связи с этим необходимо определить особенности страховых взносов.

Так, Налоговый Кодекс РФ [2] говорит о том, что денежные средства, которые поступают в государственные социальные внебюджетные фонды, являются федеральной собственностью и не входят в бюджет.

При этом, следует отметить, что целевое назначение страховых взносов определяется задачами фондов и содержанием общегосударственных социальных программ. Концепция таких программ опирается на положения Конституции РФ, гарантирующие каждому гражданину право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни или инвалидности, при потере кормильца, при рождении и воспитании детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь или при защите от безработицы [1].

Таким образом, можно увидеть, что законодательно не раскрывается социально-правовая природа страховых взносов, которые при этом имеют несколько содержательных признаков, а именно обязательный и целевой характер. При этом полностью отграничить страховые взносы от налогов невозможно.

Так, страховые взносы считаются и подлежат к уплате для накопления работающим человеком будущей пенсии по возрасту, либо же с целью обеспечения выплаты при несчастном случае на производстве или при появлении профессионального заболевания, при том, что нет возможности осуществлять страхователем конкретную деятельность.

Важным моментом является то, что страховые взносы, являясь обязательными платежами, могут зачисляться только в бюджет государственного внебюджетного фонда. Такое положение говорит о целевой природе страхового взноса. Помимо этого, страховые взносы зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов, являющиеся федеральными. Тогда как налоги могут уплачиваться в разные бюджеты, в том числе, федеральные, местные или региональные [8]. Следующим отличием можно назвать обеспечительную функцию страховых взносов, направленную на формирование страхового обеспечения. Налоги же имеют основной целью формирование ресурсов государства, которые нужны для выполнения его задач или финансирования публичных субъектов [7].

Страховым взносам присуща возмездность и возвратность. Так, поступая в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы персонифицируются для каждого застрахованного лица, а также фиксируются на индивидуальных лицевых счетах, которые открываются застрахованным лицам в органах данного фонда. Учет средств на индивидуальном лицевом счете отражает положение, при котором страховой взнос способствует формированию страхового обеспечения, выплачиваемое застрахованному лицу при наступлении страхового случая. Вместе с этим величина будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных средств на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, уплачиваемых страхователем в период его трудовой деятельности. Что же касается налога, то он являет безвозвратным и не имеет адресной основы [10].

Таким образом, указанные отличительные признаки налогов и страховых взносов, являются определяющими для их различного целевого назначения и характеризуют разную социально-правовую природу. В связи с этим страховые взносы должны относиться к самостоятельной категории обязательных платежей, с четко определенной спецификой каждого вида страхового взноса.

Необходимо отметить, что юридическая литература неоднозначно трактует правовую природу страховых взносов. Мы можем выделить несколько разных направлений. Так, одни авторы говорят о налоговой природе страховых взносов, вторые указывают на целевую природу страховых взносов, а третьи, и мы вместе с ними, подчеркивают разницу между страховыми взносами и налоговыми платежами.

Е. В. Покачалова в своей работе опирается на отсутствие страховых взносов в перечне налогов и сборов, поэтому отмечает о невозможности отнесения категории страхового взноса в государственные внебюджетные фонды к налоговым платежам [9].

Такой же позиции придерживается и И. В. Бит-Шабо, которая полагает, что страховые взносы не могут относиться к налоговым выплатам, так как не имеют присущих таким платежам признаков [7].

Другими словами, исследователи говорят о безвозмездном характере страховых взносов, указывая его в качестве основного отличительного признака от налоговых выплат. Тогда как отчисления в государственные внебюджетные фонды являются целевыми страховыми платежами работодателя на случай пенсии, временной нетрудоспособности, материнства, или получение медицинской помощи.

Однако другие исследователи отмечают налоговую природу страховых взносов. Авторы отмечают, сто страховые взносы имеют определенные нормы и сроки взимания, контролируется их уплата, права и обязанности плательщиков, а также ответственность за нарушения, которые близки по своим нормам к плательщикам налогов и сборов.

Так, Е. Г. Беликов отмечает, что правовая природа страховых взносов представляет большой интерес в юридической литературе, так как, уплачиваясь в большинство государственных социальных внебюджетных фондов, ранее объединенные в единый социальный налог, на сегодня, в основном, характеризуются налоговой природой, имея только отдельные элементы страхового метода взимания [6].

Таким образом, правовая природа страховых взносов имеет свои отличительные черты и определяется при сравнении с налоговыми выплатами. Так, страховые взносы обуславливаются разными целевыми назначениями и не могут рассматриваться частью налогового платежа, который характеризуется признаком безвозвратности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды имеют специфическую правовую природу, целевой характер формирования и направляются на реализацию общегосударственных социальных программ.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками от 30 декабря 2008, 5 февраля, 21 июля 2014) // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. — URL: http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 23.03.2019).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 23.03.2019).
  3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон Росссийской Федерации от 24.07.1998 N 125–ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. — URL: http://base.garant.ru/12112505/ (дата обращения: 23.03.2019).
  4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167–ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. — URL: http://base.garant.ru/12125143/ (дата обращения: 23.03.2019).
  5. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов: Федер. закон Рос. Федерации от 31.12.2017 N 484–ФЗ // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286751/ (дата обращения: 23.03.2019).
  6. Беликов Е. Г. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды / Е. Г. Беликов // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2011. — № 4 (80). — С. 183–187.
  7. Бит-Шабо И. В. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных внебюджетных фондов: монография / И. В. Бит-Шабо; под ред. Е. В. Покачаловой. — М.: Юрлитинформ, 2013. — 181 с.
  8. Гуркин А. С. Правовая природа страховых взносов в свете новой концепции законодателя / А. С. Гуркин // Налоговед. — 2016. — № 6. — С. 65–70.
  9. Покачалова Е. В. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и налоги в РФ: особенности правовой природы / Е. В. Покачалова // Федеральный научно-практический журнал «Налоги». — 2014. — № 1. — С.29–33.
  10. Шафигуллин Э. Н. Финансово-правовые основы обязательного пенсионного страхования / Э. Н. Шафигуллин // Российская юстиция. — 2010. — № 5. — С. 12–13.
Основные термины (генерируются автоматически): взнос, правовая природа страховых взносов, фонд, страховой взнос, платеж, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование, Пенсионный фонд РФ, РФ, Российская Федерация.

Ключевые слова

бюджет, страховые взносы, социальное страхование, налоговые доходы, государственные внебюджетные фонды

Похожие статьи

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

Рис. 2. Динамика поступления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, млрд р. За 2015 год поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации по...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Теперь рассмотрим роль страховых взносов в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Пенсионного

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408,4...

О некоторых аспектах введения страховых взносов...

Как известно, с 1.01.2010 года вступит в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 – ФЗ. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации...

Основные изменения налогового законодательства в сфере...

Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС. С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование, взнос, РФ, сумма страховых взносов, уплата страховых взносов, Российская Федерация, территориальный орган, федеральный бюджет, подлежащая уплата. Проблема уклонения от уплаты пенсионных...

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

О некоторых аспектах введения страховых взносов в Государственные Внебюджетные фонды РФ. Оптимизация учета взносов во внебюджетные фонды на...

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной...

Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее...

С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 5,1% – в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Уклонение работодателей от уплаты...

Иностранные граждане в Российской Федерации...

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (последняя редакция).

Государственные внебюджетные фонды РФ: проблемы...

РФ, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, Пенсионный фонд России, трудоспособный возраст, федеральный бюджет

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408,4...

Похожие статьи

Нормативное регулирование расчётов по страховым взносам во...

Рис. 2. Динамика поступления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, млрд р. За 2015 год поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации по...

Роль страховых взносов в Пенсионном фонде Российской...

Теперь рассмотрим роль страховых взносов в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на примере Пенсионного

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408,4...

О некоторых аспектах введения страховых взносов...

Как известно, с 1.01.2010 года вступит в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 – ФЗ. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации...

Основные изменения налогового законодательства в сфере...

Фонд социального страхования (ФСС) — в отношении обоих видов ОСС. С 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов на ОПС (обязательное пенсионное страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), ОСС (обязательное социальное...

Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные...

Пенсионный фонд, обязательное пенсионное страхование, взнос, РФ, сумма страховых взносов, уплата страховых взносов, Российская Федерация, территориальный орган, федеральный бюджет, подлежащая уплата. Проблема уклонения от уплаты пенсионных...

Особенности учета страховых взносов в системе оплаты труда...

О некоторых аспектах введения страховых взносов в Государственные Внебюджетные фонды РФ. Оптимизация учета взносов во внебюджетные фонды на...

Предельная величина выплат для исчисления взносов на обязательное социальное страхование на случай временной...

Проблема уклонения от уплаты пенсионных взносов и пути ее...

С 2011 года ставка страховых взносов возросла до 34%: 26% направляется в Пенсионный фонд, 2,9% – в Фонд социального страхования, 5,1% – в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования. Уклонение работодателей от уплаты...

Иностранные граждане в Российской Федерации...

Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (последняя редакция).

Государственные внебюджетные фонды РФ: проблемы...

РФ, пенсионное обеспечение, Пенсионный фонд, Пенсионный фонд России, трудоспособный возраст, федеральный бюджет

Из общей суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, взносы на страховую пенсию, составившие за 2015 год 38408,4...