Становление организационно-правовых основ обеспечения продовольственной безопасности в Российской Империи
Автор: Мохов Артем Юрьевич
Рубрика: 2. История государства и права
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июнь 2018)
Дата публикации: 06.05.2018
Статья просмотрена: 221 раз
Библиографическое описание:
Мохов, А. Ю. Становление организационно-правовых основ обеспечения продовольственной безопасности в Российской Империи / А. Ю. Мохов. — Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/285/14235/ (дата обращения: 16.01.2025).
В статье рассматриваются особенности организации деятельности государства по преодолению последствий голода 1891–92 гг. в Российской Империи. Автором делается вывод о становлении организационной-правовой базы обеспечения продовольственной безопасности страны именно в процессе осуществления данной деятельности.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, засуха, голод, гуманитарная помощь, благотворительность, продовольственная помощь, трудовая помощь.
Приступая к рассмотрению исторического развития правового обеспечения продовольственной безопасности в России, необходимо заметить, что учёными предлагается по крайней мере две периодизации такого обеспечения. Критерием для периодизации выступает «точка отсчёта» — тот момент, с которого обеспечение продовольственной безопасности страны становится самостоятельным и выраженным в соответствующих правовых актах направлением политики Российского государства:
- «Широкий» подход, согласно которому начало обеспечение продовольственной безопасности присуще — в качестве государственной задачи — всей протяжённости историко-правового развития отечественной государственности. Сторонником данной позиции является, прежде всего, Х. У. Белхароев, который в своём недавнем монографическом исследовании [2, с. 9–113] рассматривает отдельные положения Русской правды, Судебников, Соборного уложения как направленные на достижение задач обеспеченности населения продуктами. Так, к примеру, становление общинного строя в русских деревнях данный автор рассматривает как фактор дифференциации крестьянства, укрепление его имущественной самостоятельности, и, как следствие, повышение уровня его продовольственной безопасности [1, с. 270].
Однако, на наш взгляд, такой подход представляется не совсем корректным, поскольку обеспечение безопасности должно предполагать какие-то специальные, целенаправленные действия государства, выражаемые, в том числе, и соответствующими нормативно-правовыми актами. Рассматриваемые же Х. У. Белхароевым в качестве становления продовольственной безопасности меры являются, скорее, мерами по становлению и развитию института собственности на землю.
2.Согласно второй теоретической позиции, государственно-правовые меры по обеспечению продовольственной безопасности находят своё начало в деятельности официальных органов по ликвидации последствий неурожаев. Распространённые на протяжении всего хода отечественной истории, проблемы, связанные с негативным воздействием засух, паводков, иных отрицательно влияющих на урожайность явлений, особенно обострились на стыке XIX-XX вв. — когда процесс хода крестьянской реформы, связанный — во многом — со снижением обрабатываемых площадей земли привёл к уменьшению количества собираемого зерна. «Обеспечение безопасности» пока что не выражалось в качестве превентивных и системных мер, связанных с расчётом, определением количества и качества продукции — государственные меры, направленные на нейтрализацию проблем сельского хозяйства, рассматривались как отдельное направление властной деятельности.
Значительными трудностями характеризовался неурожай 1891 г., когда из-за погодных условий в некоторых губерниях Российской Империи произошёл голод. Связанный со слабым урожаем предыдущего года, суровой и малоснежной зимой, он становился проблемой общегосударственного значения. Как отмечает в своей статье О. Ю. Николаева, масштаб бедствия был приближен к катастрофическим: «Так, по общим показателям сбора хлеба недостача количества зерновых за 1891 г. по сравнению с предыдущими годами в Оренбургской губернии самый большой — 73 % (для сравнения: этот же показатель в Воронежской губернии — 69 %, в Казанской — 67 %, Симбирской — 57 %, Тамбовской — 56 %, Самарской и Саратовской — 55 %)» [4, с. 383]. На грядущие разрушительные последствия указывал в своём докладе на Высочайшее имя губернатор Оренбургской губернии в июне 1891 г.
Необходимость разрешения проблем голода потребовала от государства всемерных усилий по концентрации деятельности по преодолению его последствий со стороны всех тогдашних общественных сил — не только государственных учреждений, но и земств, местных благотворительных обществ, духовенства.
На первоначальном этапе — непосредственно во время уборки урожая и осени — обязанности по нейтрализации начинающегося голода исполнялись «на местах» — земскими учреждениями. Однако, их несогласованность действий между собой — а согласованности требовали масштабы бедствия, так как голод распространился на восемь губерний — потребовал централизации и единого управления на всероссийском уровне. В качестве такого органа было выбрано Министерство внутренних дел, которое — наряду с непосредственными обязанностями по осуществлению охраны правопорядка — ведало в рассматриваемый период целым рядом иных служб — от учёта лиц иного вероисповедания до статистической службы.
Исходя из этого, 18 ноября 1891 года Указом Императора Александра Александровича в составе Министерства внутренних дел был создан Особый комитет по делам помощи нуждающимся в местностях, застигнутых неурожаем. Непосредственное руководство Комитетом осуществлял Наследник престола Николай Александрович; кроме того, в состав особой комиссии на правах его заместителей вошли товарищ министра внутренних дел, барон Г. А. фон Кауфман, а также действительный тайный советник, заместитель Председателя Синода К. П. Победоносцев. Основными направлениями деятельности Комитета выступали:
‒ координация деятельности земств по борьбе с последствиями неурожая;
‒ регулирование «хлебных транзакций» — т. е., подвоза хлеба по железнодорожному транспорту в наиболее нуждающиеся районы;
‒ оказание непосредственной трудовой и продовольственной помощи пострадавшему от голода населению;
‒ реализация работы благотворительных обществ на поражённых неурожаем и голодом территориях.
Так, к примеру, в целях обеспечения надлежащего трафика зерна между губерниями Сибири и пострадавшими районами Центра и Юга России были организованы дополнительные обозы от Тюмени и Челябинска до Екатеринбурга, откуда уже посредством железной дороги зерно направлялось в Воронеж, Саратов, Харьков и иные наиболее пострадавшие от голода населённые пункты страны. При этом стоит отметить, что зерно отдавалось сибирскими крестьянам совершенно на безвозмездной основе [5, с. 48–54]. Также обратим внимание, что вызванные в транспортировке зерна разными видами транспорта (гужевым и железнодорожным) стало одной из причин, которые С. Ю. Витте уже после голода — в 1894 году — привёл новому Императору Николаю в качестве обоснования для строительства железных дорог, связывающих Сибирь с Европейской частью — в частности, расширения строящегося в годы Транссиба дальше Омска и Челябинска [6, с. 288].
Кроме того, стоит отметить и деятельность Православной церкви (тоже выступавшей в рассматриваемый период как опосредованная государством структура — в силу управления её Синодом). Так, например, в период весны-лета 1892 года на территории Царицынского уезда Саратовской епархией было организовано несколько десятков бесплатных столовых, а также приютов для детей, лишившихся попечения родителей, которые погибли от голода. Они создавались при крупных приходах, монастырях, размещались в уже существующих церковно-приходских школах [3, с. 221].
Таким образом, можно сделать вывод, что впервые на централизованном уровне государственная деятельность по обеспечению продовольственной безопасности населения России была произведена в процессе ликвидации последствий голода 1891–1892 гг. На централизованный характер такой деятельности указывает создание специализированного государственного органа — в составе имперского министерства, а также регламентация на правовом уровне конкретных направлений работы.
Литература:
1. Белхароев, Х. У. Генезис правового обеспечения продовольственной безопасности Древней Руси [Текст] / Х. У. Белхароев // «Пробелы» в Российском законодательстве. — 2011. — № 3. — С. 269–273.
2. Белхароев, Х. У. Продовольственная безопасность России: история и современность: монография [Текст] / Х. У. Белхароев. — М.: Спутник-М., 2016. — 288 с.
3. Мещерякова, А. О. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во время голода 1891–1892 гг. в Воронежской и Саратовской губерниях [Текст] / А. О. Мещерякова // Вестник Воронежского гос. ун-та. Гуманитарные науки. — 2015. — № 9–10. — С. 221–223.
4. Николаева, О. Ю. Власть и общество в условиях чрезвычайной ситуации 1891 года (на материалах Орловской губернии) [Текст] / О. Ю. Николаева // Отечественная история. Вестник Самарского гос. ун-та — 2015. — № 17. — С. 379–386.
5. Носова, Е. А. Голод 1891–1892 гг. в России и зерновой рынок Западной Сибири [Текст] / Е. А. Носова // Известия АлтГУ. — 2007. — № 1. — С.48–54.
6. Рыбас, С. Ю. Витте [Текст] / С. Ю. Рыбас. — М.: Молодая гвардия, 2018. — 412 с.
Ключевые слова
продовольственная безопасность, голод, благотворительность, засуха, гуманитарная помощь, продовольственная помощь, трудовая помощьПохожие статьи
Деятельность Российского общества Красного Креста во время общественных бедствий во второй половине XIX века
В статье рассматриваются основные направления работы Российского общества Красного Креста во время общественных бедствий второй половины XIX века. Проанализированы основные формы и методы помощи населению. На основе статистического материала показана...
Социальная помощь как важнейший элемент социальной политики государства
Социальная помощь является важнейшим инструментом социальной политики государства. Поэтому автор исследования поставил задачу определения основных аспектов социальной помощи населению страны.
Причины продовольственного кризиса в период Первой мировой войны
В статье рассматриваются вопросы продовольственного обеспечения в период первой мировой войны в Российской империи, выявлены предпосылки, обобщены причины продовольственного кризиса. Изучены мероприятия, которое разрабатывали власти, как в общегосуд...
Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ
Автором проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы продовольственной безопасности Российской Федерации. Раскрыта роль законодательной базы при формировании национальной продовольственной безопасности государства в современных усл...
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...
Проблемы, пути обеспечения продовольственной безопасности и сельскохозяйственное страхование
В статье изложены и систематизированы основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности и пути их решения. Особое внимание уделяется сельскохозяйственному страхованию как перспективному элементу обеспечения продовольственной безопасности.
Направления обеспечения экономической безопасности Волгоградской области
В статье рассмотрены вопросы предотвращения угроз экономической безопасности на примере Волгоградской области. Кроме того, проанализированы основные проблемы, являющиеся последствиями кризиса, а также предложены направления обеспечения экономической ...
Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности Хабаровского края
В статье рассматривается сущность государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности в Хабаровском крае. Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире обеспечение населения продовольствием выступает одной из прио...
Государственная поддержка инновационной деятельности
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки. В заключении автор обращает внимание на сдерживающие факторы инно...
Зарубежный опыт виктимологической профилактики преступлений
В данной статье предложен ряд профилактических мероприятий необходимых для искоренения преступности в России, рекомендаций по оказанию помощи лицам, пострадавшим от общественно опасных деяний через призму опыта иностранных государств в решении виктим...
Похожие статьи
Деятельность Российского общества Красного Креста во время общественных бедствий во второй половине XIX века
В статье рассматриваются основные направления работы Российского общества Красного Креста во время общественных бедствий второй половины XIX века. Проанализированы основные формы и методы помощи населению. На основе статистического материала показана...
Социальная помощь как важнейший элемент социальной политики государства
Социальная помощь является важнейшим инструментом социальной политики государства. Поэтому автор исследования поставил задачу определения основных аспектов социальной помощи населению страны.
Причины продовольственного кризиса в период Первой мировой войны
В статье рассматриваются вопросы продовольственного обеспечения в период первой мировой войны в Российской империи, выявлены предпосылки, обобщены причины продовольственного кризиса. Изучены мероприятия, которое разрабатывали власти, как в общегосуд...
Нормативно-правовое регулирование продовольственной безопасности в РФ
Автором проведен анализ нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы продовольственной безопасности Российской Федерации. Раскрыта роль законодательной базы при формировании национальной продовольственной безопасности государства в современных усл...
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...
Проблемы, пути обеспечения продовольственной безопасности и сельскохозяйственное страхование
В статье изложены и систематизированы основные проблемы обеспечения продовольственной безопасности и пути их решения. Особое внимание уделяется сельскохозяйственному страхованию как перспективному элементу обеспечения продовольственной безопасности.
Направления обеспечения экономической безопасности Волгоградской области
В статье рассмотрены вопросы предотвращения угроз экономической безопасности на примере Волгоградской области. Кроме того, проанализированы основные проблемы, являющиеся последствиями кризиса, а также предложены направления обеспечения экономической ...
Государственная политика по обеспечению продовольственной безопасности Хабаровского края
В статье рассматривается сущность государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности в Хабаровском крае. Актуальность исследования состоит в том, что в современном мире обеспечение населения продовольствием выступает одной из прио...
Государственная поддержка инновационной деятельности
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки. В заключении автор обращает внимание на сдерживающие факторы инно...
Зарубежный опыт виктимологической профилактики преступлений
В данной статье предложен ряд профилактических мероприятий необходимых для искоренения преступности в России, рекомендаций по оказанию помощи лицам, пострадавшим от общественно опасных деяний через призму опыта иностранных государств в решении виктим...