Проблемы защиты детей в интернет-пространстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Скобина Е. А., Бурдинская Е. С. Проблемы защиты детей в интернет-пространстве [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 58-62. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/284/14093/ (дата обращения: 21.11.2018).



Статья посвящена проблемам защиты детей в Интернет-пространстве, дана характеристика общего спектра виртуальных угроз, а также рассмотрены проблемы подростковых суицидов, совершаемых посредством «групп смерти» в сети Интернет. Приведен зарубежный и отечественный опыт в сфере создания безопасной информационной среды, обозначены профилактические меры по борьбе с нежелательным и опасным контентом.

Ключевые слова: дети, Интернет, безопасность, информация, киберпространство, виртуальные угрозы, суицид.

В силу развития демократических процессов и современных информационных технологий в современном мире каждому человеку обеспечен доступ практически к любой информации, которая удовлетворяет различного рода потребности.

Интернет-пространство, как совокупность компьютерных сетей и информации, в первую очередь представляет собой множество людей, активно взаимодействующих между собой в виртуальном пространстве, в котором создается собственная культура, иерархия ценностей и особого языка [5].

Российские дети начинают использование интернет-пространства в среднем с возраста 6–7 лет [8]. Исходя из данных Фонда Развития Интернет, детская интернет-аудитория за последние годы достигла своего пика, если в 2010 году каждый день в Интернет выходили 82 % детей, то в 2016 уже 92 %, при этом увеличилась продолжительность времяпровождения в виртуальном мире. По данным исследования «Растим детей в эпоху Интернета», 56 % детей постоянно использует интернет-пространством, данный показатель больше, чем в США (51 %) и странах Европы (40 %) [8].

Вместе с тем, интернет-пространство представляет собой угрозу для современного общества, поскольку содержит вредоносную информацию, наносящую вред психическому здоровью и развитию несовершеннолетних, поскольку именно эта возрастная категория является особенно уязвимой. В подтверждение сказанного представим только одну из имеющихся множественных классификаций Интернет-угроз психолога В. Паксеваткиной [10]:

1) Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную), противозаконную и неэтичную информацию);

2) Коммуникационные риски (установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования. Злоумышленник нередко общается в интернете с ребенком, выдавая себя за ровесника либо ребенка немного старше. Также, киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование).

Особое внимание хотелось бы уделить такому частому явлению интернета как «троллинг», понятия которого не существует в законодательстве РФ. То, что называют троллингом, юридически может быть квалифицировано как оскорбление. При этом следует различать разные составы — оскорбление, клевета и оценочные суждения, не содержащие признаков этих двух правонарушений. Оскорбление может также перейти в сферу уголовной ответственности, например, при разжигании ненависти по различным социальным признакам (национальность, вероисповедание и другие) [4].

3) Потребительские риски, в частности кибермошенничество (причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.).

Помимо этого, с процессом глобализации стало легким и доступным способом приобретение товаров через Интернет-магазины, однако создаются множество сайтов и групп в социальных сетях, предлагающие товары за низкую цену. Нередко такие привлекательные предложения оказываются обманом, в результате которого подросток тратит денежные средства [7].

4) Электронные риски (различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации).

В большинстве случаев несовершеннолетние попадают на нежелательные страницы с порнографическим, экстремистскими, наркодилерским и т. п. содержанием случайным образом (всплывающие окна, ссылки в соцсетях). К сожалению, подобные преступления остаются скрытыми от родителей, правоохранительных органов и общества. «Виртуальную» личность весьма трудно привлечь к ответственности за противоправные деяния, совершаемые в сети, поскольку злоумышленник может представиться кем угодно, создать любой собственный образ какой ему угодно, менять свою внешность.

Помимо прочего одной из проблем сети Интернет в отношении детей являются электронные игры, причем с жестокой тематикой, где действия направлены на уничтожении, причинение смерти противника. Ребенок, сидя часами за монитором, учится разрушать. Поэтому созидательных навыков и бережного отношения к своей жизни, а тем более к чужой у него не формируется [3].

Так, по данным исследования Интернет-угроз, проведенного «Лабораторией Касперского» установлено, что каждый шестой пользователь модуля «Родительский контроль» столкнулся с порносайтами, 25 % пользователей с интернет-сайтами, посвященными азартным играм [8].

Возможность родителей контролировать, информировать о безопасности и ограничивать активность детей в сети Интернет не представляется максимально возможной в силу того, что у самих родителей низкая интернет-активность, отсюда они не имеют представления о каких-либо угрозах. Кроме того, играют роль и духовно-нравственные, социальные факторы. Зачастую дети бесконтрольно уходят в виртуальную реальность от груза нерешенных проблем и сталкиваются с киберпреступлениями — публикуя информацию о себе, близких, заводя анонимные знакомства, дети могут попасть под негативное влияние опасных лиц или стать жертвой киберпреступления [8].

Зависимость подрастающего поколения от виртуального пространства — одна из причин беспокойства взрослых за своих детей. Особенно в связи с недавними событиями ухода из жизни подростков посредством «групп смерти».

Всемирная организация здравоохранения отмечает, что Интернет-сайты и социальные сети, «несомненно, причастны к провоцированию и содействию суицидальному поведению», поскольку частные лица могут легко распространять через открытые интернет-сайты и социальные сети, не подвергавшиеся цензуре материалы и информацию о самоубийствах [15].

В мае 2016 года в «Новой газете» был опубликован материал Г. Мурсалиевой «Группы смерти», где было отмечено, что в период с ноября 2015 г. по апрель 2016 г. в России произошло 130 самоубийств несовершеннолетних [3].

После публикации данной статьи, Роскомнадзор провел проверку, в ходе которой заблокировал восемь групп в социальной сети «В Контакте», содержащих информацию, пропагандирующую суицид [9].

Главным следственным управлением Следственного комитета России по Санкт-Петербургу проведена проверка ряда публикаций в мае 2016 года в различных СМИ сведений о закрытых группах в «В Контакте», склоняющих подростков к самоубийству, таких как «Синий кит». По результатам данной проверки было принято решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 33, ст. 110 УК РФ (подстрекательство к доведению до самоубийства) [16].

Метод склонения подростков к самоубийству игры «Синий кит» включает в себя идею отбора данных лиц, которые либо имели в прошлом отношение к суицидам, либо предрасположены к их совершению. На первом этапе организаторы суицидальных групп предлагали несовершеннолетним прислать рисунки, стихи, песни суицидальной тематики. Часть участников отсеивалась, поскольку не все подростки, даже имеющие психологические проблемы, выполняли данные указания.

Далее организаторы просили прислать фотографии шрамов или порезов на руке и на этом основании осуществляли отбор лиц, где случайные лица отсеивались.

Третий этап основывался на лицах, готовых причинить себе физический вред. Средством информационного воздействия на психику несовершеннолетних на данном этапе выступали демонстрация видеозаписи самоубийств других людей, в сочетании с направленным списком зашифрованных заданий это усиливало ощущение безвыходности ситуации для подростков, позволяло подчинить их волю указаниям кураторов. [9]

О серьезности и масштабах ситуации может говорить тот факт, что в феврале 2017 г. Президент РФ В. В. Путин поручил Правительству РФ и регионам усовершенствовать систему профилактики суицидов среди подростков [11].

Актуальность данного вопроса подтверждается также тем, что весна и осень являются периодами сезонных депрессий. В этот период года эмоциональное состояние человека находится в наиболее нестабильном состоянии. Месяцами суицидов психологи называют апрель-май [12].

Полагаем целесообразным рассмотреть опыт зарубежных стран в части применения мер безопасности интернет-пространства.

С конца 1990-х гг. мировое сообщество борется за безопасный интернет. Интернет-провайдеры британских телекоммуникаций предоставляют интернет-трафик с использованием услуги «Чистая линия», которая блокирует нежелательный контент. Правительством Великобритании создана программа по уничтожению сайтов, содержащих изображения удушения, пыток, изнасилования и некрофилии [13].

В США в 1998 принят закон «О защите неприкосновенности частной жизни детей», который начал действовать с 21 апреля 2000 года. Он регулирует отношения, связанные со сбором в сети физическими или юридическими лицами персональной информации у детей моложе возраста 13 лет (для получения информации от детей необходимо разрешение родителей или опекунов). В 2000 г. Конгресс США принял закон «о Защите детей в Интернете», который обязал школы и публичные библиотеки установить блокирующие программы и специальные фильтры в сети интернет.

В Европейском Союзе создана программа «Безопасный Интернет», задачи которой поддержка и защита детей и молодых людей в режиме «горячей линии» путем реализации инициатив повышения осведомленности и борьбы с незаконным и деструктивным контентом и поведением в Сети. В 2004 г. создано Европейское агентство сетевой и информационной безопасности ENISA [13].

Множество программ, направленных на безопасное использование интернета, действуют и в РФ. Так, с конца 2007 г. применяется система блокирования сайтов «Чистая линия». В 2008 г. создан Центр безопасного Интернета в России (содержит материалы об Интернет-угрозах, памятки, видеоролики, статистику, раздел консультаций и психологической помощи и «горячую линию» по сбору информации о противоправном контенте и содействию его закрытию, а также специальные тематические проекты). В 2010 г. Декларация «За безопасность детей и молодежи в Интернете».

В январе 2011 г. учреждена Лига безопасного Интернета, представляющего собой некоммерческое партнерство, главная цель которого — искоренение опасного контента в сети Интернет.

Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних в сети Интернет стали ключевыми в разработке целого ряда комплексных социальных проектов.

Начиная с 2012 года осуществляет свою деятельность Фонд «Разумный интернет», в задачи которого входят, как поддержка гуманитарных сетевых проектов (доменная зона «Дети»), так и развитие специальных Интернет-ресурсов.

С 2012 года вступил в силу ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», обеспечивающий информационную безопасность несовершеннолетних, путем закрепления перечня запрещенной информации для детей и возрастного классификатора продукции информационного пространства [13].

В Законе регламентировано понятие информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [1].

Однако, несмотря на законодательное регулирование вопроса безопасности детей от информации, причиняющей вред, в недавнем времени произошли события, которые заставили усомниться в надежности правовых методов борьбы с опасным контентом.

Наличие проблемы склонение несовершеннолетних с самоубийствам посредством Интернет — пространства, высокий уровень общественного резонанса имеющихся фактов мотивировал отечественного законодателя на внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. Ранее в теории уголовного права существовала проблема квалификации, по данному вопросу. Согласно мнению Н. Е. Крыловой, представляется крайне сомнительным возбуждение уголовных дел по подобным случаям по ч. 4 ст. 33 и ст. 110 УК РФ «Подстрекательство к доведению до самоубийства» [9]. Причины кроется в недостаточно жесткой мере наказания и отсутствие квалифицирующего признака как «посредством сети Интернет». В конечном итоге УК РФ пополнился двумя дополнительными статьями 110.1 и 110.2 [2]. Судебной практики в настоящее время по указанным статьям не имеется.

Статья 110.1 УК РФ предполагает ответственность за склонение и доведение до самоубийства в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»). Вновь введенная статья предполагает более суровые виды наказания за данные преступные деяния.

Статья 110.2 УК РФ, предусматривает ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства, включая то же деяние, сопряженное с публичным выступлением, использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Но в нашей стране существуют семьи, которые толкают детей на совершение самоубийства. Так, на основании исследованных 35 приговоров судов по ст. 110 УК РФ, выявлено 11 случаев доведения до самоубийства несовершеннолетних, вызванных путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства членами семьи, близким окружением. Анализ приговоров базы Верховного Суда РФ — судакт по территориальному признаку позволяет отметить наличие большинства приговоров по доведению до самоубийства в Пермском крае и Архангельской области, в то время как других регионах РФ такие приговоры представляют собою единичны случаи. По вновь введённым статьям приговоры в указанной базе отсутствуют.

Бесспорно, что одним только ужесточением уголовной ответственности проблему не решить. Здесь необходима комплексная система реализации психологических условий профилактики самоубийств среди подростков.

Законодательство РФ, касающееся киберпространства, проходит свой путь становления, на сегодняшний день пока нет специальной отрасли, регулирующей отношения в виртуальном мире, помимо этого, судебная практика представляется не столь обширной [6].

Несмотря на существование обширного пласта правовых норм, затрагивающих сферу информации, возникают проблемы в области правового регулирования сети Интернет, включая правовую регламентацию по защите прав детей от негативного влияния, в силу этого требуется дальнейшее усовершенствование и создание новых мер по борьбе с негативным влиянием киберпространства — принятием законодательных мер, обязывающих интернет-провайдеров обеспечивать безопасную Интернет-среду; развитие образовательной и просветительской деятельности как детей, так и родителей. Последних, в свою очередь, должно насторожить в поведении ребенка необычное и пренебрежительное отношение к внешнему виду, признаки беспокойства, уход от контактов, изоляция от семьи, поглощенность мыслями о загробной жизни, выражение безнадежности, отсутствие планов на будущее, раздача в дар имущества и т. п. При этом необходимо неоспоримо положительное влияние родителей, которые должны быть более внимательны к детям, поскольку по результатам исследований ученых, именно конфликты в семье чаще всего детерминируют суицидальную настроенность молодежи.

Защита несовершеннолетних лиц от незаконного контента, размещенного в виртуальной среде, представляется одной из актуальных проблем, стоящих перед международным сообществом. Поскольку Интернет — это глобальное информационное пространство, следовательно, применяемые защитные меры, в отношении вредоносной информации, ограничиваются национальными рамками. Поэтому, международная кооперация в сфере защиты прав несовершеннолетних от Интернет-угроз отмечается как приоритетное направление, которое обеспечит полноценную безопасность в киберпространстве.

Литература:

  1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 04.03.2018).
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)
  3. Атагимова Э. И. Проблемы отрицательного влияния интернета на нравственное воспитание подростков в информационном пространстве и пути решения//Правовая информатика. — 2013/ [Элеткронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-otritsatelnogo-vliyaniya-interneta-na-nravstvennoe-vospitanie-podrostkov-v-informatsionnom-prostranstve-i-puti-resheniya (дата обращения: 12.03.2018).
  4. Гаганов А. А. Ответственность за «троллинг» в Интернете. // [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: URL: http://rusrand.ru/analytics/otvetstvennost-za-trolling-v-internete (дата обращения: 12.03.2018).
  5. Ганский П. Н. Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современное общество.// [Элеткронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/view/475640418/ (дата обращения: 04.03.2018).
  6. Дорофеева Ж. П. Проблемы правового регулирования защиты детей от негативного влияния сети Интернет // Вестник Белгородского юридического института МВД Росии. — 2017/ [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-regulirovaniya-zaschity-detey-ot-negativnogo-vliyaniya-seti-internet (дата обращения: 04.03.2018).
  7. Книжникова С. В., Гребёнкина Ю. В. Риск вовлечения детей и молодежи в преступления через медиасреду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 24. — С. 88–93.// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2016/56419.htm (дата обращения: 12.03.2018).
  8. Кобзева С. В. Защита прав несовершеннолетних от угроз в сети Интернет // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://отрасли-права.рф/article/28002 (дата обращения 12.03.2018).
  9. Крылова Н. Е. Группы смерти и подростковый суицид: уголовно-правовые аспекты // [Электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: http://отрасли-права.рф/article/22232 (дата обращения: 04.03.2018).
  10. Паксеваткина В. Чем опасен интернет (методические материалы для выступления) Часть 1// [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.b17.ru/blog/74840/ (дата обращения:04.03.2018).
  11. Селиванова Е. А. Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью// Метеор-Сити. — 2017 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsida-u-podrostkov-kak-uberech-rebenka-ot-igr-so-smertyu (дата обращения: 19.03.2018).
  12. Суицидология: учебное пособие / И.Л Шелехов, Т. В. Каштанова, А. Н. Корнетов, Е. С. Толстолес Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. 203с.
  13. Хохлова Н. И. Обеспечение детской безопасности в Интернете: российский опыт и зарубежные инициативы// Пространство и Время. — 2012 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-detskoy-bezopasnosti-v-internete-rossiyskiy-opyt-i-zarubezhnye-initsiativy (дата обращения:07.03.2018).
  14. Челышева И. В. Кибербезопасность школьников в интернет-пространстве и проблемы семейного медиаобразования// Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. — 2016 // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-shkolnikov-v-internet-prostranstve-i-problemy-semeynogo-mediaobrazovaniya (дата обращения:19.03.2018).
  15. В Санкт-Петербурге возбуждено уголовное дело по факту подстрекательств подростков к доведению до самоубийства// [Электронный ресурс] // ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу. — URL: http://spb.sledcom.ru/Novosti/item/1040786/ (дата обращения:04.03.2018).
  16. Предотвращение самоубийств. Глобальный императив. Всемирная организация здравоохранения [электронный ресурс] // apps.who.int. URL:http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/152893/3/Suicide %20report %20a %20global %20imperative %20 %28Rus %29.pdf?ua=1&ua=1 (дата обращения: 04.03.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент, негативное влияние, информация, защита детей, безопасный Интернет.

Ключевые слова

дети, информация, Интернет, суицид, безопасность, киберпространство, виртуальные угрозы

Похожие статьи

Защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред...

ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент, негативное влияние, информация, защита детей, безопасный Интернет.

ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент, негативное влияние, информация, защита детей, безопасный Интернет.

Социальная сеть – угроза безопасности подростка

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из основных источников информации.

Так почему же социальные сети стали опасны для детей и подростков?

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Ключевые слова: дети, Интернет, безопасность, информация, киберпространство, виртуальные угрозы, суицид.

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение...

информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...

Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению...

Чтобы грамотно построить систему профилактики негативного влияния Интернета на подростков, надо знать, чем, собственно, они занимаются в сети. Дети часто подвергают себя риску, публикуя фотографии, указывая адрес фактического проживания...

Применение систем контентной фильтрации в образовательных...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Авторы: Скобина Елена Александровна. 1) Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную).

К вопросу квалификации доведения до самоубийства

По предварительным данным ребёнок был связан с одним из Интернет-сообществ, занимающихся популяризацией суицида.

Основные термины (генерируются автоматически): самоубийство, УК РФ, Российская Федерация, совершение самоубийства, социальная сеть...

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Ключевые слова: дети, Интернет, безопасность, информация, киберпространство. Интернет-пространство, как совокупность компьютерных сетей и информации, в первую.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Защита несовершеннолетних от информации, причиняющей вред...

ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент, негативное влияние, информация, защита детей, безопасный Интернет.

ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. ребенок, сеть, УК РФ, Интернет, самоубийство, опасный контент, негативное влияние, информация, защита детей, безопасный Интернет.

Социальная сеть – угроза безопасности подростка

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни и одним из основных источников информации.

Так почему же социальные сети стали опасны для детей и подростков?

Информационная безопасность детей в телекоммуникационных...

информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Ключевые слова: дети, Интернет, безопасность, информация, киберпространство, виртуальные угрозы, суицид.

Законодательное и нормативно-правовое обеспечение...

информационная безопасность, образовательное учреждение, защита детей, негативная информация, сеть, Российская Федерация, информационная безопасность учащихся, организация мероприятий, группа...

Мониторинговые исследования социальных сетей по выявлению...

Чтобы грамотно построить систему профилактики негативного влияния Интернета на подростков, надо знать, чем, собственно, они занимаются в сети. Дети часто подвергают себя риску, публикуя фотографии, указывая адрес фактического проживания...

Применение систем контентной фильтрации в образовательных...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Авторы: Скобина Елена Александровна. 1) Контентные риски (разнообразные материалы, содержащие вредоносную (опасную).

К вопросу квалификации доведения до самоубийства

По предварительным данным ребёнок был связан с одним из Интернет-сообществ, занимающихся популяризацией суицида.

Основные термины (генерируются автоматически): самоубийство, УК РФ, Российская Федерация, совершение самоубийства, социальная сеть...

Проект «Мы в интернет-безопасности» | Статья в журнале...

Проблемы защиты детей в интернет-пространстве. Ключевые слова: дети, Интернет, безопасность, информация, киберпространство. Интернет-пространство, как совокупность компьютерных сетей и информации, в первую.

Задать вопрос