Антитабачное законодательство и его социальная значимость | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, октябрь 2016)

Дата публикации: 19.09.2016

Статья просмотрена: 1680 раз

Библиографическое описание:

Тяпкина, Г. В. Антитабачное законодательство и его социальная значимость / Г. В. Тяпкина, Н. В. Наруцкая. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11033/ (дата обращения: 17.12.2024).



Проблема табачной зависимости признана международной, вследствие чего в 1987 году Всемирная организация здравоохранения (далее — ВОЗ) учредила 31 мая как Всемирный день без табака, что способствовало привлечению всемирного внимания к табачной эпидемии и ее смертельным последствиям. По данным ВОЗ именно от потребления табака умирает каждый десятый взрослый человек в мире. В одном из своих информационных бюллетеней ВОЗ приводит следующую ужасающую статистику: «ежегодно табак приводит почти к 6 миллионам случаев смерти, из которых более 5 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 600 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить восемь миллионов» [1].

Осознание мирового сообщества всей опасности табачной зависимости привело к необходимости принятия Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака [2]. Российская Федерация присоединилась к указанной Конвенции в 2008 году [3] и на протяжении последних лет Россия проводит активную антитабачную политику, что привело к сокращению доли курящих граждан в России. Сегодня около 31 % граждан России подвержены табачной зависимости, в то время как в 2013 году эта доля составляла 41 %. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (далее — ВЦИОМ) не курят сегодня 69 % россиян, в том числе 57 % сообщают, что никогда не были подвержены этой вредной привычке. По результатам всероссийского опроса (объем выборки 1600 человек), проводимого ВЦИОМ 21–22 мая 2016 года, более четверти курильщиков (28 %), за последний год они снизили объемы потребления сигарет,ипрежде всего это люди пенсионного возраста (41 %).Напротив, больше стали курить 16 % (в 2014 г. — 10 %).Выше эта доля среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (21 %). Более половины (54 %) не изменили своих привычек, и курят также, как раньше [4].

Перспективе снижения доли курящего населения в России способствовало принятие «антитабачного» федерального закона № 15-ФЗ от 23.02.3013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [5]. Целью данного закона является охрана здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, реализация принципов и мер, указанных в Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака.

В соответствии с положениями Рамочной конвенции по борьбе ВОЗ против табака и Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ в России распространяются запреты и ограничения на продажу табачных изделий, вводятся ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, устанавливаются требования к упаковке и маркировке табачных изделий, вводится запрет рекламы и стимулирования продажи табака и т. д.

Также в противовес курению проводятся акции по ведению здорового образа жизни, поддерживаются и развиваются общественные и спортивные, молодежные программы, ведется просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Запрет курения в России действует на постепенное уменьшение количества мест, отведенных для курения, включая прямой запрет на курение на территории административных и общественных учреждений, на рабочих местах, в помещениях общего пользования многоквартирных домов и детских площадках. Касается он и средств общественного транспорта, предназначенного не только для городских маршрутов, но и поездов, судов дальнего следования.

Число граждан, курящих только в разрешенных законом местах в 2015–2016 гг. держится на уровне 56–55 %. При этом нарушителей «антитабачного закона» стало заметно меньше: с 42 % в 2014 г. до 33 % в 2016 г. [4]

Отводится в антитабачной российской компании и место медицинской и социальной помощи для тех, кто желает избавиться от никотиновой зависимости, бросить курить навсегда.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает систему штрафов и санкций для нарушителей закона. Так, курение граждан в неотведенных для этого местах обойдется в сумму до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП предусматривает за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках административный штраф в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей). Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.53 КоАП). Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей влечет наложение административного штрафа на юридических лиц до шестисот тысяч рублей (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП).

Обратим особое внимание, что борьба с курильщиками не является задачей поставленной перед государством и обществом. Наоборот, закон о запрете курения создаёт условия для улучшения медицинской помощи им. Борются с табачными компаниями, с продвижением табака, с тем, чтобы оградить людей, которые поневоле становятся пассивными курильщиками, и, конечно же, детей. В этом же направлении работают законодатели и в настоящее время.

Так, в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [6], Правительством Российской Федерации намечена разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы [7], ожидаемым результатом которой является снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 26 процентов в 2020 году.

Разработка и реализация Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016–2020 годы входит в план мероприятий Концепции демографической политики России на период до 2025 г. Планом предусмотрен комплекс мер по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране. Он включает 51 мероприятие, в том числе предусмотрены меры по повышению рождаемости, снижению предотвратимых причин смертности, сокращению материнской и младенческой смертности, улучшению репродуктивного здоровья. В план включены мероприятия по снижению смертности, формированию мотивации к здоровому образу жизни.

В мае 2016 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова сделала ряд заявлений относительно деятельности вверенного ей министерства в области борьбы с табакокурением: «Министерство здравоохранения разработало концепцию осуществления государственной политики противодействия потребления табака на 2016–2020 годы и дальнейшую перспективу. Главной задачей, которую мы ставим перед собой, является обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения, то есть наших граждан, родившихся после 2015 года, на протяжении всей жизни будет невозможным» [8]. Планируется запрет продажи табака лицам до 21 года. Также Министерство здравоохранения предложило ввести в России обезличенные пачки сигарет для того, чтобы продукция табачных компаний визуально не различалась. В этом случае государство сможет бороться с привлекательностью сигарет, в том числе при помощи изменения внешнего вида табачной продукции.

В России могут запретить курение и в машине. Впрочем, этот запрет предлагают ввести в рамках проекта антитабачной концепции на 2016–2020 годы опять же в тех случаях, когда в одном салоне с курящим находятся несовершеннолетние. Министерство здравоохранения предлагает также наложить вето на использование при производстве табачных изделий ароматизаторов, поскольку такой табак нередко привлекает несовершеннолетних. Именно в этом возрасте большинство курильщиков по статистике начинают курить, поэтому целый ряд мер в разработанном министерством проекте новой антитабачной концепции нацелен на защиту детей от табака и табачного дыма.

Представители законодательной ветви власти также предпринимают существенные шаги в направлении противодействия табачной зависимости у населения. 12 апреля 2016 года в Государственной Думе был зарегистрирован законопроект № 1043343–6, внесенный депутатом Д. Ю. Носовым. Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» частью 9, установив, что розничная торговля табачной продукцией не допускается с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени, за исключением розничной продажи табачной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли». [9]. В Пояснительной записке к законопроекту указано, что он (законопроект) направлен на совершенствование правоприменения Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»» и формирование среды, которая будет подталкивать и мотивировать потребителей отказаться от табака, что положительно скажется на снижении количества заболеваний, связанных с его потреблением, снижении смертности и увеличению продолжительности жизни населения Российской Федерации.

Итак, в реализации «антитабачного» закона существует множество трудностей. Для многих курильщиков он так и остается устрашающим элементом. Вместе с тем, мы должны понимать, что запретительные меры являются недостаточным условием в борьбе с табачной зависимостью. Важно, чтобы в семье, в обществе, особенно в молодежной среде сформировалось отрицательное отношение к курению. В связи с этим, приобретает особую значимость деятельность общественных организаций, средств массовой информации, педагогических коллективов. Их социально-значимая работа, наряду с принятием предлагаемых поправок к «антитабачному» закону, при активном применении системы наказаний к нарушителям указанного закона, могут привести к результатам, которые ожидаются в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [7] — увеличение численности населения до 147,5 млн. человек к 2020 году, увеличение продолжительности жизни до 74 лет.

Литература:

  1. Всемирная организация здравоохранения. Табак // Информационный бюллетень. Май 2015. № 339 [электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs339/ru/ (дата обращения: 20.06.2016).
  2. Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 г.)// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 46. Ст. 5249.
  3. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 17. Ст. 1758.
  4. Курить или не курить: мониторинг [Электронный ресурс]: Всероссийский центр изучения общественного мнения // Пресс-выпуск № 3116 от 31 мая 2016 г. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115711
  5. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 8. Ст. 721.
  6. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 42. Ст. 5009.
  7. Распоряжение Правительства России от 14 апреля 2016 г. № 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71281980/
  8. Цитата по: Российская газета. 30.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/05/30/rodivshimsia-posle-2015-goda-uslozhniat-dostup-k-sigaretam.html
  9. Законопроект № 1043343–6 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части запрета розничной торговли табачными изделиями с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени)» [Электронный ресурс] // Государственная Дума [официальный сайт]. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/SpravkaNew?OpenAgent&RN=1043343–6&02
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, табачная продукция, окружающий табачный дым, Российская Федерация, табачная зависимость, охрана здоровья граждан, административный штраф, министерство здравоохранения, потребление табака, Рамочная конвенция.