Глобальная и социальная проблема потребления табачной продукции и методы ее решения в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скачок, В. Е. Глобальная и социальная проблема потребления табачной продукции и методы ее решения в России / В. Е. Скачок, Л. Ю. Петровская, Е. А. Демьяненко, Н. В. Семенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45864/ (дата обращения: 17.12.2024).



Потребление табака, а именно курение, является серьезной проблемой не только в России, но и во всем мире. Ежегодно фиксируются огромные цифры людей, умерших от заболеваний, причиной возникновения которых признано курение. Жизнь и здоровье человека — это высшая ценность, которая в рамках новой государственной Концепции противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы преподноситься как первостепенная задача государства. Данная концепция разрабатывает ряд методик, направленных на уменьшение количества потребителей табака.

С детских лет на всех этапах обучения учащимся рассказывают о вреде табакокурения и сопутствующих заболеваниях. Как получается так, что говорят об этом часто, а с возрастом получается обратный эффект? Терпимое отношение общества, техниче6ский прогресс, способствовавший уменьшению стоимости производства табачных изделий, широкое распространение рекламы, а также способность никотина вызывать пристрастие привели к увеличению производства табачных изделий и курения папирос, сигар, курительных трубок и сигарет — как наиболее распространенной формы табачной продукции. [1, с. 27]

По проведенным опросам контрольных групп 76 % учащихся пробовали ранее или продолжают курить. Особо высокий процент связывают именно представителей мужского рода после службы в армии. Аспектами возникновения зависимости учащиеся характеризуют причины, такие как юношеский максимализм, быть как все, признак взросления, показатель крутости.

Деятельность учебных заведений направлена в первую очередь на индивидуальные личностные качества, сравнение и показания достижений и результатов здорового образа жизни. Индивидуальные беседы, лекции, совместные акции, которые демонстрируют вред табакокурения ощутимо влияют на ограничение учащихся от пагубной привычки.

Самое опасное, что общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожара и т. п. предстоит многое сделать, чтобы в сознании людей, и прежде всего молодежи, укрепилась мысль, что курильщик — это человек, имеющий определенные дефекты в культуре и поведении. [2, с.3]

В рамках законодательных инициатив под последствием потребления табака понимается причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия.

Федеральный закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в основном направлен на организации, которые продают, рекламируют и поставляют на рынок табачную продукцию. В России этот процесс стартовал еще в 2012 году, когда руководство страны озаботилось повышенным ростом заболеваний и смертности в связи с угрожающими масштабами потребления табачной продукции. Установлены ограничения на продажу табачных изделий нестационарных помещениях и ларьках, а также в стометровой зоне вокруг учебных заведений, торговля сигаретами была запрещена вовсе.

После исчезновения сигарет из ларьков, курильщики совершают в основном покупки в магазинах. До запрета в различных павильонах продавалось более пятой части всей табачной продукции. Сетевые магазины признают прирост продаж сигарет, хотя и называют его незначительным. В 2013 введен запрет на рекламу сигарет, от банальных рекламных роликов и упоминания спонсорства различных мероприятий до полного запрета показа изделий на плакатах, полках и в шкафах магазинов. С того момента планомерно вводились все новые ограничения как на продажу и распространение сигарет.

В дополнение к вышесказанному стали появляться множество агитационных программ, направленных на здоровый образ жизни и подробно поясняющие негативные стороны курения. Так, например, при просмотре фильмов и сериалов, где появляются сцены курения, в обязательном порядке должна появиться информация о вреде табачных изделий.

Общественные места также стали объектом, которых коснулся новый закон. По предварительным опросам, многие граждане нашей страны стали задумываться о том, чтобы бросить курить. Это дало свои результаты и за первые девять месяцев 2013 года производство сигарет сократилось на 5,2 %.

Запрет рекламы и жесткая конкуренция не остановила производителей, и они стали идти на различные ухищрения для привлечения новых покупателей своей продукции. В первую очередь, озаботившись ценообразованием. Удержание цен на должном уровне, при одновременно растущем акцизе задача не из легких, но уступать конкурентам свою аудиторию никто не желал.

Акцизы сыграли свою роль и некоторые марки сигарет увеличились в цене за последние четыре года на 50–200 %, что не могло положительно сказаться на продаваемости табачных изделий. Производители старались заранее затаривать склады табачной продукцией наперед, чтобы минимизировать свои издержки и создать запас прочности для своего бизнеса. Но уже сейчас рассматривается законопроект, запрещающий фабрикам держать более чем трехмесячные остатки.

Весомый вклад в борьбу с классическим курением внесло так называемое «Вейперство». Вейперы — это курители электронных сигарет или парогенераторов. Новый модный тренд пришелся по вкусу в прямом и переносном значении преимущественно среди молодых слоев населения. Определенная культовая принадлежность помогает в быстром распространении нового веяния, а также позиционирует как максимально безопасное явление в отличие от классического курения табака.

Отсутствие каких-либо ограничений по продаже и распространению парогенераторов и сопутствующих к ним товаров имело огромное значение для перевода курильщиков с простых на электронные сигареты. Доступность, дешевизна и позирование в социальных сетях с модными слоганами о безопасности курения электронных сигарет помогла с распространением нового веяния. Однако безопасность ещё официально не подтверждена.

Удар по сигаретному рынку пришелся также и со стороны контрафакта. С одной стороны появляется такое же количество сигарет. С другой, оно порождает собой низкое качество продукции и сокращает реальный рынок, что ведет к уменьшению спроса. По последним исследованиям, «серый» товар уже можно найти в каждом десятом магазине в РФ, и эта цифра продолжает увеличиваться. Легально производимой продукции становится все труднее конкурировать с гораздо более дешевой контрабандной и контрафактной продукции.

Исходя из цифр статистики Минздрава, за последние четыре года число курильщиков в России снизилось на 16–17 %. Последние социологические опросы показали, что курят 35 % опрошенных. Опросы за прошлые года демонстрировали стабильную долю курящих — приблизительно 41 %. Если исходить из числа совершеннолетних россиян — около 110 млн человек получается, что количество курильщиков в стране уменьшилось на 16,9 % — с 45 млн до 38,5 млн.

Мы предполагаем, что рынок 2017 года и последующих лет не претерпит сильных изменений. Всё так же будут появляться дополнительные ограничения по продаже табачных изделий и препятствование широкой агитации. Подготовленная Минздравом антитабачная компания до 2022 года постепенно внедряется и не увеличивает количество курящих.

Впрочем, одной из декларированных задач Всемирной организации здравоохранения является доведение акцизной составляющей до 70 % от рекомендованной розничной цены. Это лишь рекомендация — организация признает суверенное право государств на самостоятельную налоговую политику. Ведущие экономисты по налоговой политике подсчитывали, что в случае, если предложение Всемирной организации здравоохранения будет одобрено российским правительством, то стоимость любой официальной пачки сигарет в России вырастет почти в четыре раза.

Эксперты утверждают, что комплексные методы работают, в том числе и в ценообразовании, но взлёта цен не произойдет. Поскольку сейчас акцизная политика государства направлена на устаканивание российских акцизов с Таможенным союзом, то есть Казахстаном и Белоруссией, где акцизы существенно ниже, вероятность такой резкого увеличения цен минимальна. Ранее Минфин последовательно отклонял предложения, в том числе и Минздрава, резко увеличить размер табачных акцизов, опасаясь риска увеличения нелегального рынка сигарет.

По мнению специалистов, снижение табачного производства составляет 3–5 % ежегодно за последние 5 лет, но сознательный выбор потребителями здорового образа жизни не является ключевым фактором. Конечно, некоторое сокращение числа потребителей есть и массированная антитабачная пропаганда оказывает влияние, особенно на молодую аудиторию. Плюс от сигарет отказываются те, кто курил нерегулярно — это связано со снижением доступности сигарет после запрета продаж в ларьках и сокращение числа выкуриваемых за день сигарет из-за ощутимого повышения цен на них. Число потребителей, конечно, будет постепенно снижаться, ввиду давления различных факторов, но как показывает опыт зарубежных стран, предел, до которого можно снизить потребление — это 15 %. Всегда останутся 15 % людей, которые не бросят курить, несмотря ни на что.

Для того, чтобы выбрать вариант поведения, отвечающий внутренним убеждениям и интересам, а также интересам общества, личность должна обладать достаточным культурным потенциалом. С этих позиций следует рассматривать уровень правовой культуры, позволяющий личности знать, понимать и оценивать свои свободы и обязанности. [3, с.41]

Одним из наиболее успешных зарубежных проектов в борьбе с курением считается антитабачная программа мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. Эта программа была принята в 2002 году и включила в себя значительный рост акцизов региональными властями, запрет курения в публичных местах и масштабных рекламных кампаний. По данным, опубликованным на официальном сайте мэрии Нью-Йорка, если в 2002-м 21,5 % взрослых ньюйоркцев употребляли табачные изделия, то в 2012-м — только 14,8 %. Перед правительством России и учебными заведениями в частности поставлена не простая, но выполнимая задача, чтобы довести ситуацию до подобных показателей.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод, что человек, который курит, наносит ущерб не только себе, месту, где курит, но и негативно влияет на окружение и своё собственное будущее. По данным статистики количество курильщиков зависит от экономической ситуации, почти 65 % курильщиков, это люди с достатком ниже прожиточного минимума. Также, интересно заметить, что количество курильщиков с высшим образованием в разы меньше, чем прошедших обучение и получивших только средние образование.

Таким образом, можно смело констатировать, что уровень жизни и образованность населения — это ключ к здоровому образу жизни, решение многих медицинских, демографических, социальных и экономических вопросов.

Литература:

  1. Наркомания и социально опасные инфекции: Учебное пособие. / Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Станкевич П. В., Стреляная Е. В. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011г. — 207 с.
  2. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака: 5–11 классы. / Сизанов А. Н., Хриптович В. А. — М: Изд-во ВАКО, 2008г. — 272 с.
  3. Михайлова Л. А., Штарк Е. В. Формирование правосознания студента вуза по отношению к здоровому образу жизни и антитабачной политике // Сибирское медицинское обозрение — 2013г. № 4 стр. 39–42
Основные термины (генерируются автоматически): табачная продукция, здоровый образ жизни, Россия, потребление табака, сигарета, вред табакокурения, Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека, окружающий табачный дым, последствие потребления табака.


Задать вопрос