Компетенция аппарата парламента (на примере Украины) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Конституционное (государственное) право

Опубликовано в

II международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Пермь, январь 2014)

Дата публикации: 08.01.2014

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Погребняк, Н. С. Компетенция аппарата парламента (на примере Украины) / Н. С. Погребняк. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/113/4803/ (дата обращения: 19.12.2024).

В условиях реформирования правовой государственности, интенсификации информационных и глобализационных процессов возникают проблемы осовременивания парламента как зеркального отражения общественных интересов и его вспомогательного аппарата. Ведь от своевременной и полноценной, профессиональной и безпристрастной реализации полномочий персоналом структурного подразделения легислатуры зависит её действенность.

Современная отечественная конституционная наука, к сожалению, не уделяет достаточного внимания вопросам организации и функционирования аппарата парламента. Проблема компетенции аппарата легислатуры частично исследуется в учебниках украинских и российских учёных. Кроме того, этот вопрос является предметом разведки российских теоретиков-конституционалистов на диссертационном уровне. Следует указать фамилии: А. Ю. Лялюка [1], В. В. Маклакова [2], В. А. Рыжова, А. М. Осавелюка, Б. А. Страшуна [3–4], В. И. Шевелева [5], А. Д. Доржиева [6].

Целью нашего исследования является определение содержания компетенции Аппарата Верховной Рады Украины (далее — Аппарат), определение полномочий в разрезе структурных подразделений.

В соответствии с функциями вспомогательного структурного подразделения парламента устанавливается его компетенция. «Согласно сложившейся государственно-правовой практике полномочиями, как правило, наделяются органы государственной власти, в пределах которых должны действовать их должностные лица (в том числе, руководители), что не исключает возможности предоставления последним определенных полномочий, которые, однако, должны быть направлены на реализацию функций и полномочий соответствующего органа [7]». Полномочия Аппарата Парламента Украины (в том числе по изданию распоряжений Руководителя Аппарата), являются производными от компетенции Верховной Рады Украины.

Предметы ведения Аппарата определяются сферами общественных отношений, в рамках которых действует парламент. Предметы ведения секретариатов комитетов, комиссий, депутатских групп аппарата парламента определяются в соответствии с направлениями деятельности комитетов, комиссий и депутатских групп, связанных с соответствующей сферой (наука и образование, культура и духовность, здравоохранение, экономика, строительство, транспорт и т. д.) Наряду с этим существуют секретариаты комитетов, деятельность которых невозможно определить определенной отраслью в силу функционального образования последних (по вопросам бюджета, по вопросам Регламента, депутатской этики и организации работы Верховной Рады Украины). Нельзя определить и предметы ведения других структурных подразделений Аппарата, образованных по функциональному направлению.

В рамках указанных функций в соответствии с определенными задачами и предметами ведения Аппарат, его структурные подразделения на основании положений о них осуществляют соответствующие полномочия.

Секретариат Председателя Верховной Рады Украины способствует Председателю Верховной Рады Украины в осуществлении его полномочий и осуществляет документальное обеспечение его деятельности. Секретариат Первого заместителя и Секретариат заместителя Председателя Верховной Рады способствуют соответственно Первому заместителю и заместителю Председателя Верховной Рады в осуществлении их полномочий и обеспечении связей с депутатскими фракциями и группами, комитетами легислатуры, органами государственной власти и органами местного самоуправления, структурными подразделениями Аппарата, общественностью, иностранными и международными организациями, средствами массовой информации, избирателями.

Главное научно-экспертное управление осуществляет научно-правовую экспертизу законопроектов, которые вносятся субъектами права законодательной инициативы в парламент и готовит научно обоснованные экспертные заключения относительно этих законопроектов.

Главное юридическое управление участвует в законопроектной работе, осуществляет юридическую экспертизу законопроектов, которые подаются на рассмотрение в Верховную Раду, а также законов и других нормативных актов, принятых ею.

Главное управление документального обеспечения осуществляет документальное обеспечение легислатуры, её органов, участвует в редакционной доработке текстов проектов законодательных актов при подготовке ко второму и последующему чтениям, а также текстов законодательных актов, принятых парламентом, перед подачей их на подпись Председателю Верховной Рады, обеспечивает стенографирование заседаний Верховной Рады и заседаний Погоджувальной рады, а также других мероприятий, обеспечивает организацию документооборота и делопроизводства в Аппарате, осуществляет техническую работу с документами.

Главное организационное управление осуществляет организационное и консультативно-методическое обеспечение скоординированной и эффективной работы секретариатов комитетов, депутатских фракций и групп в Верховной Раде по вопросам разработки и обработке проектов законов, постановлений и других нормативно-правовых актов, контроль за их прохождением в комитетах; регистрирует законопроекты, внесённые на рассмотрение парламента субъектами права законодательной инициативы, осуществляет организационно-техническое обеспечение пленарных заседаний законодательного органа государственной власти.

Информационное управление осуществляет обеспечение права граждан Украины на получение информации о деятельности парламента, способствует средствам массовой информации в освещении его деятельности, участвует в информационном обмене с другими органами государственной власти и местного самоуправления, осуществляет информационное и библиотечное обеспечение деятельности народных депутатов Украины, их помощников-консультантов и работников Аппарата.

Управление компьютеризированных систем внедряет новейшие информационно-коммуникационные технологии для обеспечения деятельности легислатуры и её аппарата, осуществляет информационное, программно-техническое обеспечение ведения пленарных заседаний, обеспечивает формирование и развитие баз данных нормативно-правовой информации, осуществляет администрирование автоматизированных систем и информационно-технологическое обеспечение деятельности парламента; технологическое обеспечение работы его официального сайта, веб-сайтов Председателя, комитетов Верховной Рады и структурных подразделений Аппарата.

Управление по связям с местными органами власти и органами местного самоуправления участвует в осуществлении непосредственной связи Верховной Рады с территориальными общинами, местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, ведёт учёт данных про их количество и состав, оказывает им методическую помощь, сотрудничает с ассоциациями местных советов и территориальными избирательными комиссиями.

Управление обеспечения межпарламентских связей осуществляет организационное и информационное содействие международной деятельности Верховной Рады, участвует в разработке и обеспечении выполнения программ сотрудничества парламента с законодательными органами зарубежных стран, межпарламентскими структурами, организациями и объединениями, готовит проекты предложений по разработке принципов, приоритетных направлений, конкретных организационных мероприятий, касающихся международной деятельности Верховной Рады, готовит визиты парламентских делегаций, командировок отдельных народных депутатов Украины и работников Аппарата, обеспечивает соблюдение дипломатического протокола при проведении мероприятий Верховной Рады с участием иностранных работников.

Управление кадров организует и осуществляет: кадровое обслуживание народных депутатов Украины, их помощников-консультантов, прикреплённых для кадрового и финансового обслуживания к Аппарату, работников Аппарата и руководителей подчинённых организаций, а также их поощрение и награждение, меры по обеспечению повышения уровня профессиональной компетентности работников, поощрению их к служебной карьере; подбор персонала и планирование его развития, осуществляет организационную и аналитическую работу по этим вопросам.

Отдел связей с органами правосудия готовит материалы и обеспечивает представительство Верховной Рады по её поручению в Конституционном Суде Украины и в органах прокуратуры, в других судебных органах.

Отдел контроля осуществляет контроль за соблюдением сроков выполнения задач, определенных в актах Верховной Рады, протокольных поручениях, которые даются на её заседаниях, соблюдением сроков рассмотрения запросов народных депутатов Украины, готовит постановления парламента о направлении депутатских запросов главе государства.

Отдел по вопросам обращений граждан рассматривает полученные по почте предложения, заявления и жалобы граждан, которые обращаются в Верховную Раду; организует личный приём граждан, способствует народным депутатам Украины в осуществлении ими работы с обращениями граждан, оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям Аппарата в работе с обращениями граждан.

Первый отдел: обеспечивает сохранение государственной тайны в Аппарате, благоприятные условия для народных депутатов Украины, работников Аппарата в работе с секретными документами и использовании их в законотворческом процессе; оформляет документы на допуск народных депутатов Украины и работников Аппарата к документам, содержащим государственную тайну.

Сектор мобилизационной работы разрабатывает идеологические, методические, организационные рекомендации для работников Аппарата на случай объявления чрезвычайного положения в стране, объявления войны и т. д.

Управление делами осуществляет финансово-хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховной Рады и ее Аппарата, обеспечивает социально-бытовые, жилищные и другие условия деятельности народных депутатов Украины и работников Аппарата в соответствии с действующим законодательством Украины, осуществляет финансовое обеспечение структурных подразделений Аппарата в соответствии с расходами, предусмотренными Государственным бюджетом Украины на выполнение полномочий парламента, осуществляет оперативное управление имуществом, которое обеспечивает деятельность коллегиального органа.

Таким образом, компетенция Аппарата представляет собой совокупность предметов ведения и полномочий вспомогательного структурного подразделения, путем нормативного установления которых фиксируется объем и содержание его деятельности. Перспективой последующих исследований может быть разработка моделей структурирования Аппарата с целью решения проблемы дублирования правообязанностей отдельными самостоятельными структурными подразделениями, предложения по усовершенствованию методов законотворческой техники и мониторинга законодательства, определения роли Аппарата в законотворческом процессе и в обеспечении взаимосвязей парламентариев с органами легислатуры, гражданами, зарубежными представителями законодательных органов.

Литература:

1.                  Лялюк О. Ю. Структура, функції та організація роботи апарату Верховної Ради України / О. Ю. Лялюк / Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: підручник / І. І. Бодрова, С. В. Болдирєв, В. О. Величко [та ін.]; за ред. С. Г. Серьогіної. — 2-ге вид., переробл. і допов. / Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України, Національний університет «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». — Х.: Право, 2011. — С. 125–129.

2.                  Вспомогательный апарат парламента / Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: [учеб. для студентов юрид. вузов и фак.] / В. В. Маклаков. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — С. 695–696. — (Серия «Библиотека студента»).

3.                  Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х томах. Тома 1–2. Часть Общая: учебник; отв. ред. Б. А. Страшун. — 3-е изд., обновл. и дораб. — М.: Изд-во БЕК, 2000. — 784 с.

4.                  Осавелюк А. М. Вспомогательный аппарат высших органов государственной власти в механизме государства: автореф. дис. … доктора юрид. наук: 12.00.02 / Осавелюк Алексей Михайлович; Российский государственный финансово-экономический университет. — М.: [б. в.], 2006. — 45 с.

5.                  Шевелев В. И. Аппарат Государственной Думы — представительного и законодательного органа Российской Федерации: Теоретические, историко-правовые и политико-правовые аспекты организации и деятельности: дис.... канд. юрид. наук: 23.00.02 / Шевелев Владимир Ильич; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. — Москва, 2003. — 209 с.

6.                  Доржиев А. Д. Правовое положение аппарата Народного Хурала Республики Бурятия: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 (Конституционное право; муниципальное право) / Доржиев Алдан Джахарович / Томский государственный университет. — Томск, 2007. — 222 с.

7.                  На проект Закону України «Про нормативно-правові акти» (реєстр. № 7409 від 01.12.2010 р.) [Электронный ресурс]: Висновок Головного науково-експертного управління Апарату Верховної Ради України від 09.02.2011 р. — Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=39123. — С. 6.

Основные термины (генерируются автоматически): народный депутат Украины, работник Аппарата, структурное подразделение Аппарата, Украина, государственная власть, местное самоуправление, Рада, Верховная Рада, обращение граждан, орган.