Патриотизм и гражданственность сиенцев по материалам городских хроник XIV–XV веков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дмитриева, М. И. Патриотизм и гражданственность сиенцев по материалам городских хроник XIV–XV веков / М. И. Дмитриева. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3917/ (дата обращения: 27.04.2024).

В статье анализируются материалы городских хроник Сиены XIV — XVвеков, позволяющие судить об особенностях менталитета горожан Сиены в эпоху Средневековья. В описаниях важных «внешнеполитических» событий ранней городской истории находят отражение патриотические и гражданские чувства хронистов, ярко осознающих свою городскую идентичность.

Ключевые слова: авторы городских хроник Сиены XIV — XVвеков, городская идентичность, менталитет сиенских граждан, патриотизм и гражданственность.

Потребность горожан в создании «своей» истории была связана с особенностями политической жизни Северной и Средней Италии, где фактически не было центральной власти, и в результате борьбы за самоуправление отдельных городов, лавировавших между Империей и папством, образовалось система независимых городов-государств. Городская историография родилась фактически одновременно с обретением европейскими городами прав независимости [5, с. 51]. Начиная с XII века, итальянские хронисты принимаются восхвалять свои коммуны, которые в их интерпретации, представляются оплотом законности и порядка (и в этом плане противостоят феодальному произволу), центрами развития ремесла и торговли, а также средоточием культурной жизни. В XIII веке городская история усложняется: горожане Милана, Венеции и Флоренции создают настоящие панегирики своим городским коммунам, в которых особо подчеркивается разумная и справедливая организация городской жизни. В XIV веке эта традиция обогащается новыми подходами: освоенная городом округа осмысливается как продолжение города, да и сам процесс урбанизации пространства, окружающего город, рассматривается положительно [1, с.151–152].

Сиена — один из крупных городских центров Тосканы, стала коммуной в 20–е годы XII века, что было официально подтверждено императором Генрихом VI в хартии 1186 года [10, p. 182]. Городские хроники Сиены описывают историю города коммунального периода (XII — XV вв.) Они содержат данные о социально-политическом устройстве общества, позволяют судить о взглядах авторов на городское общество, его структуру и особенности, выявить их общественный идеал. Патриотические и гражданские взгляды сиенских хронистов, являющиеся важной частью их представлений об обществе, станут предметом изучения в данной статье.

Следует отметить, что особенно ярко свою любовь к родной коммуне сиенские хронисты демонстрируют описывая ранний период (кон. XII — XIII вв.) ее истории, а также в описаниях событий городской истории первой половины XIV века. Образование и становление коммуны: создание основ городской власти, признание ее императором, подчинение контадо, войны с соседями и отношения с Империей и папством — все эти важные вехи городской истории становятся для сиенских хронистов хорошим поводом для проявления этих чувств, для осознания ими собственной городской идентичности.

Объектом изучения стали несколько городских хроник Сиены. Самая ранняя из них относится к первой половине XIV века [9]. Она содержит лаконичный рассказ о событиях городской жизни с 1313 по 1320 годы. Несмотря на утрату значительной части манускрипта (из-за чего невозможно установить начальную дату повествования и имя автора), она позволяет судить о том, что ее он, подобно большинству авторов городских хроник Сиены, был пополаном и ее гражданином.

В другой анонимной хронике XIV века, описывается история города с 12О2 по 1391 годы [7]. С начала повествования и до 1332 года записи — регулярны и включают от одной до пяти глав за год, затем с перерывами доходят до 1362 года. Мировоззрение сиенского анонимного автора определяют ярко выраженные гражданские чувства, его личность, как бы, «растворяется» в определении «наши великие сиенцы» [7, p. 85]. Во второй половине XIV века хронику дополнил другой анонимный автор, который, возможно, и разделил ее на главы, подражая своему младшему современнику, автору самой знаменитой из итальянских городских хроник XIV века — флорентийцу Джованни Виллани [2;11].

Большая хроника описывающая события первой половины XIV века и датируемая началом XV века — cамая объемная и подробная из всех сиенских хроник [6]. Она была составлена в первые десятилетия XV века на основе семейных дневников, хроник и других документов XIV века и условно приписывается Аньоло ди Тура дель Грассо — сиенскому гражданину, жившему в первой половине — середине XIV века.

Хроника Паоло ди Томмазо Монтаури, описывающая события сиенской истории с конца XII до 1432 года, в большей своей части не оригинальна и представляет компиляцию других хроник [8]. В данном случае интерес представляет один из фрагментов ее текста, описывающий события сиенской истории с 1170 по 1315 год и, особенно, описание событий 1260 года. Хроника датируется второй половиной XV века.

Материалы сиенских городских хроник демонстрируют тесную связь внутри — и внешнеполитической жизни города, которая выступает на их страницах в виде сообщений о гвельфах и гибеллинах, рассказах об императорах и папах. Изложение фактов городской истории не подчиняется определенной жесткой схеме, но, как правило, сначала хронисты фиксируют именно «внешнеполитические» события жизни города: приезд важных персон, покупка и захват городом новых земель, участие в военных предприятиях разного масштаба. Действующими лицами в этой части выступают субъекты исторического процесса: императоры и короли, римские папы и их посланцы, жители других стран и городов и их синьоры, и, конечно, сами жители Сиены. Важно отметить, что именно «внешнеполитическая» история чаще дает хронистам возможность для проявления своих патриотических и гражданских чувств.

Так, из хроник становится известно, что вскоре после своего образования (20–е годы XII века) коммуна Сиены повела борьбу за контроль над округой — контадо, вступая в войны как с соседними городами–государствами Флоренцией, Пизой, Лукой, так и с отдельными феодальными семействами. К концу XII века республика добилась контроля над всей территорией контадо [7, p.44; 8, р.180], но процесс продолжался. Постепенно, в ходе этой борьбы, под ее власть попадали небольшие окрестные города и сельские поселения. Хронисты описывают отдельные эпизоды этого процесса и относятся весьма одобрительно к расширению Сиенского государства [7, p.46; 8, р.188–191].

Главным политическим противником и основным экономическим конкурентом Сиены стала Флоренция, также боровшаяся за власть в Тоскане. Общая граница между двумя республиками обостряла ситуацию и вела к постоянным военным конфликтам, перевес в которых обычно был на стороне Флоренции. Соперничество Сиены и Флоренции было связано с обще–итальянской борьбой гвельфов и гибеллинов: Флоренция стала одним из главных союзников папы, а Сиена поддерживала императора. Активные военные действия между гвельфами (Орвието, Лукка и Генуя) и гибеллинами (Сиена, Пиза и Пистойя) шли в Тоскане с середины 50–х годов XIII века.

По данным городских хроник Сиены, их кульминацией стала знаменитая битва у подножия замка Монтеаперти (4 сентября 1260 года), когда на поле брани гибеллинское ополчение Сиены разгромило блестящее и многочисленное гвельфское войско Флоренции и союзных ей городов [7, p. 57– 62; 8, р. 194–214]. Великий Данте увековечил это событие в Х песне «Ада», вспоминая страшную резню, окрасившую в багровый цвет воды речки Арбии, протекавшей около замка [3, с. 53–54]. Сиенские хронисты уделили этому событию много внимания. Судя по описаниям его в хрониках, их авторы (живущие уже в гвельфской Сиене), придавали огромное значение победе при Монтеаперти, которая, в их интерпретации, стала одной из самых славных страниц истории родного города. Они объясняли свою победу покровительством Девы Марии, которой город был посвящен накануне сражения. В хрониках рассказывается и о том, как перед лицом надвигающейся опасности, епископ (ранее поддерживавший гвельфов) вместе с главой гибеллинского правительства Двадцати четырех Синьоров (1240–1270) и другими официальными лицами коммуны участвовал в церемонии символического вручения ключей от города Деве Марии [8, p. 201]. В них подчеркивается объединение всех горожан ради общего блага, их патриотический подъем и отвага. Очевидно, что победа при Монтеаперти настолько прочно вошла в историческую память горожан, ассоциируясь в их сознании с силой и независимостью их родины, что и в XV веке они продолжали с гордостью описывать ее в своих хрониках. В анонимной хронике и хронике Паоло ди Томмазо Монтаури успех сиенцев объясняется не только заступничеством Девы Марии, но и их собственными усилиями. Здесь сообщается о том, что добровольная финансовая помощь коммуне семьи Салимбени позволила оплатить военные услуги немецких рыцарей Манфреда [7, p. 57; 8, р. 200], а труд всех горожан — ремесленников стал их вкладом в общее дело [8, p. 200]. Кроме того, в этих рассказах хронисты создали образ «сиенского народа», сложившийся из характеристик, которыми они наделяли своих соотечественников. Основными чертами сиенцев, по мнению анонима XIV века являлись: великодушие, благоразумие, сила и отвага [7, p. 50, 57, 60, 74]. В хронике Паоло ди Томмазо Монтаури «…сиенский народ — самый свободный, самый отважный и самый доблестный во всей Тоскане и Ломбардии…» [8, p. 206].

Следует отметить, что и авторы флорентийских хроник этого времени, в частности, Джованни Виллани, описывает Флоренцию как некий идеальный город [11, p. 11–12]. Рассказывая о событиях начала XIV века, Виллани характеризует ее как «… самое великое государство: первое как по силе и мощи, так и по количеству жителей, с благородными нобилями и свободным народом», власть которого распространяется почти на всю Тоскану [11, p. 82]. В сиенских же хрониках этого времени их соседи и противники — флорентийцы фигурировали на иначе как «…эти коварные псы флорентийцы…», которые «всегда нарушают слово», «наши враги» и «злодеи» [7, p. 51; 8, р. 210–202, 203, 208]. Интересно, что эпитеты, которыми сиенские хронисты наградили флорентийцев в рассказах, посвященных Монтеаперти и других эпизодах из истории ранней коммуны, сильно контрастируют с их же «спокойными» сообщениями по поводу проводимых позже (с конца XIII века) совместных военных операций. Впрочем, хронисты и в этом случае находят возможность похвалить свой город и соотечественников. Например, автор Большой хроники очень горд помощью, которую Сиена оказала Флоренции, которую император Генрих VII осадил в 1312 году: «Император подошел к Флоренции и разбил лагерь в Сан–Сальви во вторник 19 сентября. И из Сиены во Флоренцию отправились 500 кавалеристов и 4 тысячи пехотинцев, и если бы сиенский народ не оказал этой твердой поддержки, то было бы поражение города Флоренции» — сообщил он по этому поводу. [6, p. 283].

Итак, политическое торжество Сиены после Монтеаперти оказалось недолгим, хотя она и возглавила гибеллинов Тосканы [7, p. 66]. Переломным для нее стал 1269 год, когда сиенское войско было разбито флорентийским в битве у Колле ди Вальдельса (это был своеобразный реванш — за Монтеаперти), после чего Сиена перешла в лагерь гвельфов и стала одним из звеньев тосканской Лиги, основную роль в которой играла Флоренция. Кардинально изменилось и внутреннее устройство Сиенской коммуны: в 1287 году у власти встали представители пополанов–гвельфов, сформировавшие правительство Девяти Синьоров (1287–1355) — первое пополанское правительство в ее истории [7, p. 69–70]. Нобили были официально исключены из городского правительства.

Описывая значительные события городской жизни и, желая подчеркнуть участие в них всего населения, хронисты обычно использовали выражения: «коммуна и нобили Сиены», «горожане и нобили», «народ и нобили» [7, p. 47, 51, 78]. С их точки зрения, это — две составные части городского общества, которые, с одной стороны противопоставлены друг другу, с другой — составляют единство городского мира. Во флорентийской хронике Джованни Виллани присутствуют те же политические стереотипы: общество делится на гвельфов и гибеллинов, на пополанов и грандов. Для него, быть гвельфом и пополаном — хорошо, быть гибеллином и грандом — плохо и порочно [4, с. 43]. В описаниях сиенских хронистов жители города чаще выступают в качестве единой общности, объединенной любовью к родному городу и гордостью за свою принадлежность к нему, в качестве сплоченной силы, противостоящей военным силам других городов-коммун, независимым феодалам, с которыми Сиена ведет войну или вступает в союзные отношения (например, графы Альдобрандески).

В первой половине XIV века Сиена ведет военные действия силами своего ополчения. Так, начиная рассказ об очередном походе горожан во владения графов Альдобрандески (Санта Фьора) в 1314 году, другой аноним первой половины ХIV века сообщает: «Мы выступили из Сиены в количестве 4ОО всадников 5ОО арбалетчиков и пехотинцев.».. [9, p. 168]. Под «мы» хронист подразумевает городское ополчение, выступившее против вышеупомянутых графов. Подобно большинству авторов изучаемых хроник, этот хронист представляет себя в качестве гражданина Сиены. Для него, «я» — это «мы», а «мы» — это сиенская коммуна. Городское ополчение Сиены, с которым он себя идентифицирует в данном случае, противопоставлено графам Альдобрандески, большая часть земель которых, к этому времени была уже захвачена или куплена сиенской коммуной.

Подобный состав городского войска встречается и в Большой хронике начала XV века, где рассказывается о походе в 1318 году городского ополчения на город Массу Мариттиму, с которым Сиена поспорила по поводу прав на замок Джерфалько в Маремме. Войско составили 400 человек кавалерии, 400 арбалетчиков — членов военных народных компаний, а также, цеховое ополчение: «…600 пехотинцев из цеха Лана, 100 — из цеха Огня, 100 мясников и много плотников и лавочников». Вскоре ополчение было отозвано, но поскольку поход оказался безрезультатным, народное недовольство вылилось в восстание против правительства Сиены: «…в пятницу, 21 июля мясники, кузнецы и многие другие мелкие пополары вышли на Кампо, крича и бросая камни…, захватили все выходы с Кампо …» [6, p. 371]. Очевидно, в этой истории именно «внешнеполитическая» неудача провоцирует народное недовольство и данный эпизод отнюдь не единичен.

Анализ текстов городских хроник Сиены показывает, что их авторам был свойственен патриотизм и высокая гражданственность. Ярче всех это демонстрирует анонимный автор второй половины XIV века. Его мировоззрение определяют ярко выраженные патриотические и гражданские чувства, для него «мы» — это сиенцы, которые противостоят жителям других городов, прежде всего — флорентийцам. Его самые эмоциональные описания касаются именно взаимоотношений Сиены и Флоренции. Его хроника — прекрасный пример демонстрации своеобразного местного патриотизма (или кампанилизма), являющегося одной из основных характеристик пополанских хронистов этого времени.

Победа над флорентийцами в битве при Монтеаперти (1260) явилась для сиенцев важнейшим, центральным событием их истории. Она настолько прочно вошла в историческую память горожан, ассоциируясь в их сознании с силой и независимостью их родины, что и в XIV, и в XV веке они продолжали с гордостью и чрезвычайно подробно описывать ее в своих хрониках. В рассказах о Монтеаперти сформировался образ «сиенского народа» — «самого свободного, самого отважного и самого доблестного во всей Тоскане и Ломбардии» [8, p. 206]. Представления сиенских хронистов об обществе, в определенной степени сходные с подобными взглядами на общество и власть ряда выдающихся представителей общественной мысли эпохи: гуманистов, религиозных и политических мыслителей, раскрывают специфику исторической судьбы города. Высокий гражданский и патриотический дух, отразившийся в них, также как в произведениях сиенского искусства, отличает Сиену от других городских центров.

Литература:

1.                 Брагина Л. М. Итальянские гуманисты XV века о городской цивилизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.,1995. С.151–161

2.                 Виллани, Джованни. Новая хроника или история Флоренции. М, 1997. 551 с.

3.                 Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992. 624 с.

4.                 Краснова И. А. Политические настроения в обыденном сознании граждан Флоренции в конце XIV— первой половине XV в. // От средних веков к Возрождению: Сб. в честь Л. М. Брагиной. СПб, 2003. С.43–60.

5.                 Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М.,1995. 412 с.

6.                 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso detta la Cronaca Maggiore / Еd. A. Lisini e F. Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 253–564.

7.                 Cronaca senese dall anno 1202 al 1362, con aggiunte posteriori fino al 1391 di autore anonimo della meta del secolo XIV / Еd. A. Lisini e F. Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores. XV, 6. Bologna, 1937. P. 42–162.

8.                 Cronaca Sanese, conosciuta sotto il nome di Paolo di Tommaso Montauri / Еd. A. Lisini e F. Jacometti //Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 179–252.

9.                 Frammento di cronaca senese di anonimo (1313–1320) / Еd. A. Lisini e F. Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 163–172

10.             Monumenta Germaniae Historica.Legum. II / Ed. G. M. Pertz. Hannover, 1837.

11.             Villani G.Cronica con le continuazioni di Matteo e Filippo. Torino, 1979. 346 p.

Основные термины (генерируются автоматически): Флоренция, половина XIV века, хроник, хронист, городская хроника Сиены, Тоскана, город, городская история, Сиена, сиенский народ.

Похожие статьи

Средиземноморская торговля в XIII–XIV вв. | Статья в журнале...

Городские хроники Сиены описывают историю города коммунального периода (XII — XV вв.) XII — XIII вв.) ее истории, а также в описаниях событий городской истории первой половины XIV века.

Меценатство Лоренцо Медичи Великолепного как центральный...

Если бы Козимо мог заглянуть в будущее, то увидел бы, как на этих сводах распростерта вся история Ренессанса.

«Я знаю непостоянный нрав флорентийского народа. Пройдет сотня лет, и нас свергнут, но наши деяния останутся в веках», — так выражался Козимо Медичи...

Образ великого художника Микеланджело | Статья в журнале...

Пересмотрел все мои записи, начатые во Флоренции в 1494 году, когда мне было девятнадцать.

Могу признать, что сохранил верность слову, данному в молодости, и довел хронику моей жизни до

Уже к середине XV века живопись не связана только с религией.

Из истории перевода западной и восточной литературы

[1][1,c.165-178].Ученый в своей известной книге пишет о том что творчество Навои в многих своих аспектах напоминает основоположников Ренессанса – Петрарки и Боккаччо, а Герат второй половины XV века напоминает Европейские города Эпохи Возрождения.

К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Идиллическое единство места в лучшем случае ограничивается семейно- родовым городским домом...

4. Кирнозе З. И. Проблемы романа во французской литературе 20–30 годов XX века (развитие семейно-бытового романа и семейной хроники).

Репрезентация библейских концептов в цикле сказок К. С. Льюиса...

Остановимся на последнем писателе, авторе цикла сказок «Хроники Нарнии».

Это очень схоже с жизнью Иисуса Христа, который был распят за людские грехи: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Лк.

Коммеморация как возможность истории. Анализируя Пьера Нора

Можно полагать, что мемуары — «современные истории» восходят к хроникам, а

Исследователи называют такие знаки памяти культурными символами, отразившими в самосознании и ментальности народа духовные ценности и коллективные представления...

Этруски: происхождение и быт | Статья в журнале...

Яркий след в истории раннего Рима оставили этруски. Данная народность внесла немалый вклад в формирование города на семи холмах.

Большая ее часть совпадает с современным итальянским регионом Тоскана.

Добрую половину территории на востоке занимают горы.

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

История города (1690–1989)», шести сборников поэзии и прозы, лауреат литературных премий.

Однако, судя по летописным сводам, основные сведения о «чужих» летописцы исчерпывали из византийских, римских, греческих письменных источников («Хроника» Георгия...

Похожие статьи

Средиземноморская торговля в XIII–XIV вв. | Статья в журнале...

Городские хроники Сиены описывают историю города коммунального периода (XII — XV вв.) XII — XIII вв.) ее истории, а также в описаниях событий городской истории первой половины XIV века.

Меценатство Лоренцо Медичи Великолепного как центральный...

Если бы Козимо мог заглянуть в будущее, то увидел бы, как на этих сводах распростерта вся история Ренессанса.

«Я знаю непостоянный нрав флорентийского народа. Пройдет сотня лет, и нас свергнут, но наши деяния останутся в веках», — так выражался Козимо Медичи...

Образ великого художника Микеланджело | Статья в журнале...

Пересмотрел все мои записи, начатые во Флоренции в 1494 году, когда мне было девятнадцать.

Могу признать, что сохранил верность слову, данному в молодости, и довел хронику моей жизни до

Уже к середине XV века живопись не связана только с религией.

Из истории перевода западной и восточной литературы

[1][1,c.165-178].Ученый в своей известной книге пишет о том что творчество Навои в многих своих аспектах напоминает основоположников Ренессанса – Петрарки и Боккаччо, а Герат второй половины XV века напоминает Европейские города Эпохи Возрождения.

К вопросу о жанре семейного романа | Статья в журнале...

Идиллическое единство места в лучшем случае ограничивается семейно- родовым городским домом...

4. Кирнозе З. И. Проблемы романа во французской литературе 20–30 годов XX века (развитие семейно-бытового романа и семейной хроники).

Репрезентация библейских концептов в цикле сказок К. С. Льюиса...

Остановимся на последнем писателе, авторе цикла сказок «Хроники Нарнии».

Это очень схоже с жизнью Иисуса Христа, который был распят за людские грехи: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» (Лк.

Коммеморация как возможность истории. Анализируя Пьера Нора

Можно полагать, что мемуары — «современные истории» восходят к хроникам, а

Исследователи называют такие знаки памяти культурными символами, отразившими в самосознании и ментальности народа духовные ценности и коллективные представления...

Этруски: происхождение и быт | Статья в журнале...

Яркий след в истории раннего Рима оставили этруски. Данная народность внесла немалый вклад в формирование города на семи холмах.

Большая ее часть совпадает с современным итальянским регионом Тоскана.

Добрую половину территории на востоке занимают горы.

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

История города (1690–1989)», шести сборников поэзии и прозы, лауреат литературных премий.

Однако, судя по летописным сводам, основные сведения о «чужих» летописцы исчерпывали из византийских, римских, греческих письменных источников («Хроника» Георгия...