Трудовая миграция в США из Великобритании во время Реконструкции (1865–1877)
Автор: Киселева Ольга Анатольевна
Рубрика: 2. Всеобщая история
Опубликовано в
II международная научная конференция «Вопросы исторической науки» (Челябинск, май 2013)
Статья просмотрена: 1086 раз
Библиографическое описание:
Киселева, О. А. Трудовая миграция в США из Великобритании во время Реконструкции (1865–1877) / О. А. Киселева. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, май 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/85/3885/ (дата обращения: 16.01.2025).
Миграция населения вызывается сложным комплексом экономических, социально-политических, религиозных, этнических и иных факторов, с одной стороны, и оказывает своеобразное «давление» на них — с другой. Особое место в миграционных потоках занимает перемещение трудовых ресурсов, которое при правильной организации может стать дополнительным стимулом экономического роста государства-реципиента.
Хорошо известно, что одним из таких государств в Новое время были Соединенные Штаты Америки, заинтересованные в притоке эмигрантов из Европы, в первую очередь, из Англии, долгое время являвшейся «мастерской мира». По мнению ряда зарубежных исследователей, на протяжении большей части Х1Х века существовала так называемая «атлантическая экономика», базировавшаяся на взаимодополняемости национальных хозяйств Великобритании и США. Основой ее было пересекающееся движение и взаимодействие двух потоков — промышленной продукции, капиталов и рабочей силы — с Британских островов, сырья и продовольствия — из США [1, c.103].
Несмотря на то, что во время Гражданской войны (1861–1865) США перешли к протекционистской тарифной политике с целью поддержания национального производства, а некоторые английские товары стали облагаться пошлинами в размере от 60 до 90 процентов их стоимости, сложившаяся ранее структура хозяйственных связей между двумя государствами не претерпела существенных изменений. Великобритания сохранила роль главного потребителя американского продовольствия и сырья. В 1865–1877 годах суммарный вывоз хлопка, зерновых, мяса, табака, шерсти и рыбы на Британские острова увеличился в 3,5 раза и составил 21,6 процента от общего экспорта США. [8, с. 28, 464]. На рубеже 1860–1870-х годов Лондон вернул себе и роль главного кредитора на американском финансовом рынке, которая была им утрачена во время Гражданской войны. Доля английских капиталов в общем объеме иностранных инвестиций в США в период Реконструкции колебалась от 44 до 70 процентов, составляя от 22 до 40 процентов от всего вывезенного из Англии капитала [1, c. 108].
После Гражданской войны значительно возросла потребность американского хозяйства в трудовых ресурсах. Согласно данным доклада Д. Уэллса, специального уполномоченного Министерства финансов, за годы конфликта между Севером и Югом промышленность Севера лишилась 500–750 тыс. человек в результате гибели части населения во время военных действий, переезда в другие районы страны, возвращения в Европу [6, c. 352–354]. С целью восполнения трудовых резервов Конгресс США принял «Акт о поощрении иммиграции» (1864), которым предполагалось возобновить традиционную для Североамериканской республики контрактную систему ввоза работников. Законом предусматривалось, что мигрант должен отработать определенный срок на зафиксированном в контракте предприятии, а оплаченная работодателем стоимость переезда в Америку будет вычитаться из жалованья работника. Авторы закона рассчитывали на приток в страну высококвалифицированных, в первую очередь, английских рабочих. Закон оказался неэффективным. Законтрактованные рабочие часто обнаруживали, что обещанная им высокая заработная плата — миф, и отказывались выполнять условия договоров. Предприниматели же стали все чаще ввозить из разных регионов работников низкой квалификации с целью снижения заработной платы местным рабочим. Это вызвало их энергичное выступление против иммиграционных институтов. Главный из них — Иммиграционное бюро — было закрыто в 1868 году, а федеральное иммиграционное законодательство не развивалось и не корректировалось до 1882 года.
В октябре 1870 года в Индианаполисе состоялся конвент губернаторов двадцати двух штатов, рассматривавший вопрос о средствах поощрения иммиграции и направивший в Конгресс США резолюцию с предложением о создании нового общенационального Иммиграционного бюро. В том же году ассоциация граждан Нью-Йорка вошла в Конгресс с инициативой об организации Международной ассоциации содействия и защиты иммиграции [7, c. 140]. Федеральные государственные структуры не поддержали эти и подобные им предложения. В результате вопросами иммиграции в 1868–1877 годах занимались, в основном, консулы, специальные агентства штатов и частные вербовочные бюро. Все чаще владельцы американских предприятий действовали самостоятельно, без посредников, и направляли, к примеру, в Англию своих представителей, как правило, британцев по рождению, хорошо знакомых как с ситуацией на исторической родине, так и с потребностями фирмы в конкретных специалистах и категориях рабочих.
Негативное отношение федерального правительства к предлагавшимся проектам было отчасти обусловлено неэффективным опытом работы Американской Эмиграционной Компании в 1864–1868 годах. Занимаясь распространением информации об условиях труда в США и заключением контрактов, она, тем не менее, не смогла привлечь сколько-нибудь существенного миграционного потока, в том числе из Великобритании.
Основным ареалом ее деятельности на Британских островах были районы хлопчатобумажной, угледобывающей, и металлургической промышленности — Ланкашир, Стаффордшир, Южный Уэльс. Ее служащие стремились к сотрудничеству с английскими тред-юнионами, создававшими свои так называемые «эмиграционные комитеты» в Манчестере, Блекбурне, Престоне и других городах. При этом Компания концентрировала свои усилия в депрессивных районах, где шла напряженная борьба между рабочими и предпринимателями. Ей удавалось добиваться согласия лидеров отраслевых профсоюзов компенсировать затраты на переезд в Америку рядовых членов организаций. Но контакты эти были временными, часто ограничиваясь периодом стачек или локаутов. За время деятельности Компании в Англии (1864–1868) ей удалось направить за океан лишь несколько сот рабочих [5, c. 3]. Неэффективность работы этого федерального агентства объяснялась несовершенством и архаичностью контрактной системы, недостоверностью распространяемых ею сведений об условиях труда и уровне жизни в США. Значительная часть законтрактованных Эмиграционной Компанией работников покидала пределы США и даже возвращалась обратно.
Английские же власти практически не вмешивались в деятельность Компании. В бизнес-элите Британии отношение к ней было различным. Предприниматели, экономически связанные с США, требовали выделения средств из государственного бюджета на поощрение эмиграции и выступали за активизацию частной вербовочной деятельности. Деловые круги, опасавшиеся американской конкуренции на мировом рынке, напротив, пытались противодействовать оттоку квалифицированной рабочей силы в Североамериканскую республику. Они внимательно следили за динамикой трудовой эмиграции в США, вели агитацию против американских вербовочных агентств, ратовали за переселение выходцев с Британских островов в английские колонии и доминионы. В 1867 году печатный орган английского бизнес-сообщества — еженедельник «Экономист» — поместил серию статей, призванных ответить на вопрос: как остановить эмиграцию в США? Ответ был дан вполне определенный: «…единственное средство — повышение заработной платы до уровня, существующего за океаном» [3, 1867. т. 25. № 1224, с. 145; № 1229, с. 296].
Действительно, в эпоху Реконструкции продолжали действовать факторы долговременного характера, обеспечивавшие массовый приток эмигрантов в США: исключительно емкий рынок рабочей силы; более высокая заработная плата (за более интенсивный труд); возможность стать собственником земельного участка, стоившего меньше ежегодной ренты, уплачиваемой английским арендатором лендлорду; реально действующие «социальные лифты». Они были дополнены такими важными событиями, как ликвидация рабства (1862), победа Севера в Гражданской войне (1865) и развитие парового флота. Последнее резко сократило время преодоления расстояния между Европой и Северной Америкой, способствуя расширению миграционных процессов.
В результате эмиграция в США превысила выезд из Великобритании во все остальные страны, доминионы и колонии, вместе взятые, составив в 1865–1877 годах 1 млн. 618 тыс. человек из общего числа эмигрантов в 2 млн. 274 тыс. человек. Ее динамика согласовывалась с циклами развития американского и мирового хозяйства: она проявляла устойчивую тенденцию к росту в 1868–1873 годах, что совпадало с мировым подъемом, модифицированным в США конверсией производства, и снизилась в период кризиса и депрессии 1873–1879 годов [4, c. 204]. Спад был настолько глубоким, что «Экономист» в 1874 году не без удовлетворения писал, что слава о США как об обетованной земле для рабочих начинает меркнуть, и даже предсказывал возможное изменение направления миграционных процессов: из Нового Света — в Старый [3, 1874. т. 32, № 1615, с. 962, 1312].
Вопреки этим ожиданиям в двадцатилетие после Гражданской войны среди британских эмигрантов в США по-прежнему абсолютно преобладали промышленные рабочие, которые не только редко меняли свою специальность или род занятий, но и достаточно быстро вливались в состав так называемых коренных американцев. Так, в 1870 году уроженцы Великобритании составляли 22,6 процента всех занятых в американской горнодобывающей промышленности, 10,5 процента — в чугуно- и сталелитейном деле, 10,5 процента — в текстильном производстве. Доля же их в числе лиц, занятых наемным сельскохозяйственным трудом, была невелика — 0,2 процента [5, c. 190]. Ряд исследователей называют 1860–1870- е годы «британской эпохой в американской каменноугольной и металлургической промышленности». Эмигранты из Великобритании работали на шахтах Пенсильвании, Мериленда, Огайо, Иллинойса, Айовы и Канзаса. Они были одними из первых, кто трудился на новых, возникших после Гражданской войны, шахтах Оклахомы, Юты, Вайоминга, Калифорнии, Вашингтона, Кентукки и Теннеси [2, c. 58].
Переселенцы с Британских островов не были единственными квалифицированными горняками на американских предприятиях. В 1860-х годах немцы и ирландцы превосходили их по численности, были и другие европейцы. Ирландцы, составившие в середине Х1Х века массу потомственных пролетариев индустриализирующейся Америки, часто приобретали квалификацию до переезда за океан, на угольных разработках Шотландии и Южного Уэльса. Их же соотечественники, прибывавшие в США позже непосредственно из Ирландии, как правило, не имели никакой квалификации. Этим определялась важная роль английских иммигрантов как наиболее квалифицированных индустриальных рабочих, техников и инженеров. Получение обученной рабочей силы стало важным позитивным компонентом усиления хозяйственного потенциала США в период Реконструкции. Выходцы из Великобритании являлись наименее дискриминируемыми и наиболее легко ассимилирующимися иммигрантами в США, отличавшимися от приехавших из других стран более высоким имущественным и общественным положением.
В то же время иммиграция из Великобритании никогда не состояла из одних профессионалов. После Гражданской войны доля неквалифицированного труда в ней возросла. Это сближало ее по характеру с развернувшейся в тот период иммиграцией из стран Южной и Восточной Европы и положило начало процессу постепенной утраты ею исключительного значения для американского производства. Показательно, что при внедрении на рубеже 1860–1870-х годов бессемеровского процесса в металлургии, США широко использовали не только британскую технологию, но и ввозили, в том числе по контрактам, большое число английских рабочих. Позже, когда технический прогресс американской индустрии перестал зависеть от английской инженерной мысли, а подчас и опережал ее, опыт английских рабочих нередко стал рассматриваться как устаревший и тормозивший эскалацию технологической революции. Но это — тема уже другой статьи.
Литература:
1. Bagwell Ph..S., Mingay G. E. Britain and America 1850–1939. A Study of Economic Change. London, Routledge & Kegan Paul, 1970. — Х1У, 312 p.
2. Berthoff R. E. British Immigrants in Industrial America 1750–1950. Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1953. — 296 p.
3. The Economist. Weekly Commercial Times, Bankers’ Gazette and Railway Monitor: A Political, Literary and General Newspaper. London, 1865–1877.
4. English Historical Documents / General ed. Douglas D. C. Vol.12 (1). London, Eyre & Spottiswoode, 1970. — 1977 p.
5. Erickson Ch. American Industry and the European Immigrant 1860 -1885. Cambridge (Mass.), Harvard Univ. Press, 1957. — 269 p.
6. Historical Aspects of the Immigration Problem. Select Documents / Ed. by Abbott F. Chicago, the Univ. of Chicago Press, 1926. — 881 p.
7. Stephenson G. A. History of American Immigration. Boston, New York, Ginn & Co., 1926. — 316 p.
8. U. S. Department of State. Bureau of Foreign Commerce. Commercial Relations with Foreign Countries. Washington, G. P. O., 1877–1878.