Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Головченко Н. Н. Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей пазырыкской культуры [Текст] // Вопросы исторической науки: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.). — М.: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/53/1473/ (дата обращения: 20.10.2018).

Костюм носителей пазырыкской культуры Алтая не раз привлекал к себе внимание исследователей [3, 5, 8, 9, 10, 13, 14]. Однако общепризнанной типологии «пазырыкских» головных уборов до сих пор не выработано [8, 10, 7, 11, 14].

Под головными уборами в контексте работы понимается определенная категория вещей, функциональное назначение которых заключается в том, чтобы защищать голову носителя в условиях непогоды или боя, служить социально-дифференцирующим маркером носящего и, возможно, его оберегом; основными элементами головного убора являются: «наголовник», «завязки», «назатыльник» и «шпиль». [4, с. 72 – 76].

Наголовник - основная часть головного убора, покрывающая голову носящего.

Завязки - многофункциональный элемент головного убора, представленный в виде завязок, наушников, нащечников и, возможно, подвесок, крепившихся к височным сторонам уборов.

Назатыльник - элемент головного убора, закрывающий теменную область, шею и, иногда, плечи носящего.

Шпиль - коническая конструкция вершины головного убора, наличие или отсутствие которой определяет форму убора.

Мы предлагаем рассмотреть головные уборы носителей пазырыкской культуры Алтая по предложенной нами ранее схеме [4, с. 72 – 76]. Основными структурными элементами типологии являются: категория, группа, отдел и тип. Основной задачей типологии являлся свод в единую иерархично выстроенную систему всех известных головных уборов носителей археологических культур скифо-сакского мира.

Категория – представляет собой комплекс вещей одного назначения, в нашем случае, - все головные уборы. Категория делится на две группы.

Группа – включает в себя головные уборы, объединенные материалом изготовления: «мягкие» (кожаные, войлочные, суконные, текстильные) и металлические (шлемы) уборы. Группы подразделяются на отделы.

Отдел – объединяет головные уборы, имеющие одинаковую форму наголовников. В группе «мягких» головных уборов выделяется 3 отдела: конические, полусферические и цилиндрические уборы.

Тип – составляют уборы, объединенные устойчивым сочетанием таких признаков как «завязки» и «назатыльники». В каждом отделе 4 типа, выделяемых по возможным комбинациям признаков «завязок» и «назатыльников» (с завязками и с назатыльником, с завязками, но без назатыльника, без завязок, но с назатыльником, без завязок и без назатыльника).

Предлагаемая схема позволяет следующим образом типологизировать «пазырыкские» головные уборы.

Отдел I. Конические головные уборы.

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника.

Тип представлен находками головных уборов в курганах пазырыкской культуры Алтая: кургане 1, могильника Верх-Кальджин 2, погребение мужчины; кургане 2, могильника Ак-Алаха-1, погребение ребенка; кургане 1, могильника Ак-Алаха-1, погребение девушки; кургане 3, могильника Верх-Кальджин-II, погребение мужчины; втором Пазырыкском кургане, погребение мужчины (см. рис. 1). [8, рис. 1, 2, 3, 4, 5; 9, 10 с.87, рис.2.58].


Рис. 1. Войлочный головной убор кургана I могильника Верх-Кальджин II, мужское погребение [8, рис. 1]


Рис. 2. Войлочный головной убор из кургана I могильника Ак-Алаха II [10, с.87, рис.2.58].


Аналогичные уборы встречены в могильнике Wupu, Синьцзян [9, рис. 3.], на скульптурке юноши из Халчаяна [1, илл. 56], и на изображениях скифов-стрелков на афинских вазах VIV вв. до н. э. [13; 14, рис. 23]

Таким образом, описанные выше головные уборы мы можем, с известной долей вероятности, признать типичными для «пазырыкского» общества. Лишь один образец, убора этого типа был зафиксирован в изображении на артефакте из материального комплекса практически не связанном с пазырыкской культурой [13; 14, рис. 23].

Тип II. Уборы без завязок, и без назатыльника.

Тип представлен находками головных уборов, в погребальных комплексах курганов №1 Ак-Алахи-3 и второго Пазырыкского (см. рис. 3) [10, с. 76, рис. 2.47 а, б.; 3, с. 31 – 35].


Рис. 3. Женские войлочные колпаки [10, с. 76, рис. 2.47 а, б].


Аналогичные уборы зафиксированы в погребальных комплексах курганов (Гу-му-гоу [7, табл. I, рис. 10] и Мордивновского [14, рис. 36]); и на изображениях (на медальоне из Херсонеса [14, рис. 27], на барельефах [12, табл. I, илл. 1], на афинских вазах [1, рис. 57,58; 6, с. 187, рис.2; 13]).

Представленный тип уборов зафиксирован практически у всех носителей археологических культур скифо-сакского мира, однако «пазырыкские» уборы имеют несколько уникальных черт. Во-первых, они имели специфическое назначение – под ними «пазырыкские» женщины носили роскошный парик. Во-вторых, они значительно выше всех своих аналогов.

Отдел II. Полусферические головные уборы.

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника

Тип представлен находками уборов в курганах: третьем пазырыкском [10, с.89, рис.2.59 а], первом Верх-Кальджина II [10, с.88, рис.2.59 б.], Уландрык I [14, рис.46.] (см. рис. 4).


Рис. 4. Войлочный головной убор. Курган I, могильник Верх-Кальджин II. МА ИАЭТ СО РАН [10, стр.88, рис.2.59 б].


Обозначенные выше головные уборы мы также можем признать типичными для пазырыкцев.

Несмотря на наличие изображений цилиндрических головных уборов на коврах, обнаруженных в пазырыкских курганах, прямых свидетельств о бытовании последних в «пазырыкском» обществе у нас нет.

Таким образом, комплекс головных уборов «пазырыкцев» гармонично вписываются в систему костюма носителей археологических культур скифо-сакского мира. Что дает возможность говорить о значительном влиянии на материальную и духовную культуру носителей пазырыкской культуры Алтая, в том числи и на конструкцию и функциональное назначение их головных уборов, родственных кочевых культур.


Литература:

  1. Акишев, К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. / К.А. Акишев. – М.: Искусство, 1978. – 129 с.

  2. Артамонов, М.И. Сокровища саков / М.И. Артамонов. – М.: Искусство, 1973. – 269 с.

  3. Баркова, Л.Л. Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана / Л.Л. Баркова, Е.А. Чехова // СГЭ вып. LXIV. – СПб, 2006. С. 31 – 35.

  4. Головченко, Н.Н. К вопросу о классификации «мягких» головных уборов скифов и саков / Н.Н. Головченко // Молодой ученый. – 2011. – №5, т.2. – С. 72 – 76.

  5. Дашковский, П.К. Семантика головных уборов «пазырыкцев» Алтая (по материалам могильника Ханкаринский дол) / П.К. Дашковский, И.А. Усова // Интеграция археологических и этнографических исследований : сборник трудов. Часть I / отв. ред. М.Л. Бережнова, С.Н. Корусенко, Р.С. Хакимов, гл. ред. Н.А. Томилов. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – С. 304 – 307.

  6. Клочко, Л.С. Костюм предскифского времени на территории современной Украины / Л.С. Клочко, З.А. Васина // Kimmerowie, Scytowie, Sarmaci. (Pod red. J. Chochorowskiego). – Krakow, 2004. С. 185 – 198.

  7. Мирошина, Т.В. Некоторые типы скифских женских головных уборов IVIII вв. до н.э. / Т.В. Мирошина // СА №4, 1981. С. 46 – 69.

  8. Полосьмак, Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев / Н.В. Полосьмак // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 1998. С. 148-151.

  9. Полосьмак, Н.В. Пазырыкские аналогии в могилах Синьцзяна / Н.В. Полосьмак // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. IV, 1998. С. 337 – 343.

  10. Полосьмак, Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IVIII вв. до н.э.) / Н.В. Полосьмак, Л.Л. Баркова. – Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005. – 232 с.

  11. Руденко, С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. / С.И. Руденко. – М.; Л.: Наука, 1953. – 354 с.

  12. Руденко, С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). / С.И. Руденко. – М.: Вост. лит., 1961 – 67 с.

  13. Яценко, С.А. Костюм Скифии в архаическое (7-6 вв. до н.э.) и «классическое» (5-4 вв. до н.э.) время: к вопросу об этнических изменениях / С.А. Яценко // Античная цивилизация и варварский мир. – Краснодар, 2000. С. 24 – 31.

  14. Яценко, С.А. Костюм древней Евразии. Ираноязычные народы. / С.А. Яценко – М.: Вост. лит., 2006. – 664 с.

Основные термины (генерируются автоматически): убор, головной, пазырыкская культура Алтая, завязка, головной убор, курган, погребение мужчины, скифо-сакский мир, Тип, войлочный головной убор.

Похожие статьи

К вопросу о классификации «мягких» головных уборов...

Основные термины (генерируются автоматически): убор, тип, головной убор, головной, III, завязка, назатыльник, Пазырыкский курган

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника. Полосьмак, Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV – III вв. до н.э.) / Н.В. Полосьмак...

История сарматов на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

На Северном Кавказе остатки смешанного скифо-кобанского населения, очевидно

Сначала небольшие холмы с бедными погребениями группировались вокруг одного или двух больших по размеру курганов.

XX век с его темпом жизни изменил мир самым принципиальным образом.

Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей...

К вопросу о классификации «мягких» головных уборов скифо-саков.

Реконструкция женского костюма Большереченской культурно-исторической общности (по материалам погребения 22 могильника Ближние Елбаны VII).

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

Головной убор мужчин был весьма разнообразным.

Другой архаической формой головного убора ферганских кипчаков являлось высокая войлочная шапка [6, с. 91].

Обычаи моей Родины в Муслюмовском районе | Статья в журнале...

Наиболее интересным является головной убор татар. Мужские головные уборы делились на домашние и выходные.

На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка; его носили не только женщины, но и мужчины.

История башкирского национального костюма | Статья в журнале...

замужняя женщина, казачок, головной убор, быль, левая сторона, женщина, дом жениха, верхняя одежда, век, правая рука.

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Эти погребения с конем имеют немало общего: они располагаются под курганами, человек и конь направлены в разные стороны, но голова животного повернута в сторону хозяина.

При этом верх головы многих изваяний напоминает головной убор.

Реконструкция женского костюма Большереченской...

За это время было раскопано более 1500 погребений выделенной им большереченской культуры, прошли оживленные дискуссии, связанные с определением места этой общности в системе культур скифо-сакского мира...

Роль платка в создании модного образа

Платок — головной убор, который не перестаёт удивлять. Можно произнести всего лишь несколько слов — воздушный, невесомый

Платок является интересным дополнением любого наряда, его можно завязать на голову в прохладное время года, обмотать вокруг шеи в...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

К вопросу о классификации «мягких» головных уборов...

Основные термины (генерируются автоматически): убор, тип, головной убор, головной, III, завязка, назатыльник, Пазырыкский курган

Тип I. Уборы с завязками, но без назатыльника. Полосьмак, Н.В. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV – III вв. до н.э.) / Н.В. Полосьмак...

История сарматов на Кавказе | Статья в журнале «Молодой ученый»

На Северном Кавказе остатки смешанного скифо-кобанского населения, очевидно

Сначала небольшие холмы с бедными погребениями группировались вокруг одного или двух больших по размеру курганов.

XX век с его темпом жизни изменил мир самым принципиальным образом.

Типология кожаных и войлочных головных уборов носителей...

К вопросу о классификации «мягких» головных уборов скифо-саков.

Реконструкция женского костюма Большереченской культурно-исторической общности (по материалам погребения 22 могильника Ближние Елбаны VII).

Народная одежда – одно из проявлений материальной культуры...

Головной убор мужчин был весьма разнообразным.

Другой архаической формой головного убора ферганских кипчаков являлось высокая войлочная шапка [6, с. 91].

Обычаи моей Родины в Муслюмовском районе | Статья в журнале...

Наиболее интересным является головной убор татар. Мужские головные уборы делились на домашние и выходные.

На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка; его носили не только женщины, но и мужчины.

История башкирского национального костюма | Статья в журнале...

замужняя женщина, казачок, головной убор, быль, левая сторона, женщина, дом жениха, верхняя одежда, век, правая рука.

К проблеме изучения памятников раннего средневековья Сарыарки

Эти погребения с конем имеют немало общего: они располагаются под курганами, человек и конь направлены в разные стороны, но голова животного повернута в сторону хозяина.

При этом верх головы многих изваяний напоминает головной убор.

Реконструкция женского костюма Большереченской...

За это время было раскопано более 1500 погребений выделенной им большереченской культуры, прошли оживленные дискуссии, связанные с определением места этой общности в системе культур скифо-сакского мира...

Роль платка в создании модного образа

Платок — головной убор, который не перестаёт удивлять. Можно произнести всего лишь несколько слов — воздушный, невесомый

Платок является интересным дополнением любого наряда, его можно завязать на голову в прохладное время года, обмотать вокруг шеи в...

Задать вопрос