К вопросу об актерском составе оперных театров Российской империи конца XIX — начала XX вв. | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. История отдельных стран

Опубликовано в

V международная научная конференция «Исторические исследования» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 11.02.2017

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Бабенко О. В. К вопросу об актерском составе оперных театров Российской империи конца XIX — начала XX вв. [Текст] // Исторические исследования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/conf/hist/archive/242/11897/ (дата обращения: 15.08.2018).



Милые старые русские актеры!

Ф. И. Шаляпин

В рубежное время на российской оперной сцене появляется целая плеяда выдающихся мастеров, среди которых Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова и другие. Основой спектаклей в императорских театрах были солисты-певцы. В Частной опере артисты делили пальму первенства с режиссерами, художниками и дирижерами. В Петербурге, как столице Российской империи, где находился двор, было немало художественных проблем. В московском же Большом театре вводились нововведения и «сконцентрировались лучшие артистические силы» [7, с. 348]. Мы проследим особенности актерского состава российских оперных театров на примере Большого театра и Частной оперы в Москве, Мариинского театра в Петербурге.

Дореволюционным артистам оперных театров посвящено немало исследовательской литературы и мемуарных источников. В их числе воспоминания знаменитого советского тенора Сергея Яковлевича Лемешева «Путь к искусству» [3], из которых можно почерпнуть интересные характеристики Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова. С. Я. Лемешев принадлежал к другому поколению певцов, но в молодости он имел возможность наблюдать за выступлениями Шаляпина и Собинова, о чем оставил письменные свидетельства. Эти характеристики важны потому, что молодой зритель острее чувствует то, что видит и слышит, чем человек, умудренный жизненным опытом.

Среди мастеров императорской сцены обычно выделяют Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Нежданову, И. В. Ершова, Н. Н. Фигнера. Федор Иванович Шаляпин (1873–1938) — снискавший мировую славу русский бас, многогранная личность, ставшая легендой. Как пишет о нем профессор РАТИ, д-р искусствоведения В. Н. Дмитриевский, «Федор Иванович Шаляпин — фигура в той же мере реальная, сколь и легендарная, воссозданная в исследовательской и художественной литературе, в богатом мемуарном, эпистолярном, кинематографическом, «звуковом» наследии, наконец — в устных рассказах, передаваемых из поколения в поколение» [1, с. 6]. Не менее интересно писал о значении личности Шаляпина С. Я. Лемешев: «Это была единственная артистическая фамилия, которую я знал с детства. Даже до нашего деревенского захолустья дошла слава великого певца: нередко в народе шутили над особенно рьяными песенниками: «Ишь, Шаляпин объявился» [3, с. 45].

В 1895 г. Ф. И. Шаляпин дебютировал в Мариинском театре. С 1896 г. он был солистом Частной оперы С. И. Мамонтова. С 1899 г. работал в Большом театре, где его талант достиг своего расцвета. Обращает на себя внимание характеристика игры Шаляпина в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова, которую дает художник Константин Коровин. Он пишет: «Шаляпин в Грозном был изумителен. Как бы вполне обрел себя в образе сурового русского царя, как бы приял в себя его неспокойную душу. Шаляпина не было на сцене, был оживший Грозный» [2, с. 36]. В 1910 г. певец получает от Николая II звание Солиста его императорского величества. В 1912 г. Шаляпин — Солист Короля Итальянского. В 1916 г. получает от французского правительства звание командора ордена Почетного легиона за заслуги в области искусства. Высокая отечественная награда нашла Шаляпина в 1918 г. — он стал первым народным артистом Республики.

С конца июня 1922 г. певец живет и работает заграницей. Вклад Шаляпина в русское и мировое музыкальное искусство огромен. Как справедливо отметил В. Н. Дмитриевский, «его творчество и мироощущение влияли на мир, откликались в сознании и чувствах множества людей» [1, с. 521]. А вот как рассуждал о Шаляпине С. Я. Лемешев: «Гений неповторим, но он открывает новые широкие дороги последующим поколениям. Это и сделал Шаляпин. Я не берусь вдаваться в какие-либо теоретические обобщения — это дело исследователей. Ясно одно — после Шаляпина уже нельзя было петь так, как пели до него. И дело не в подражании, которое, к сожалению, встречается и до сей поры, а в том, что великий певец открыл новые возможности выразительно спетого слова и могущественные силы, таящиеся в романсе, в песне, в оперном образе, показал всему миру величие русской музыки» [3, с. 48–49]. «И как не вспомнить, что Шаляпин, впервые выступив перед итальянскими слушателями, победил их именно в итальянской опере — «Мефистофеле» Бойто!», — восклицает Лемешев [3, с. 260].

Леонид Витальевич Собинов (1872–1934) — известный лирический тенор, крупнейший представитель русской вокальной школы. Участвовал в Итальянской опере, организованной в филармоническом обществе. С 1897 г. был артистом Большого театра. Л. В. Собинов считается одним из лучших исполнителей партий Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского и Лоэнгрина в «Лоэнгрине» Р. Вагнера. Особенно сильное впечатление на критику и публику произвел Ленский Собинова. Он превзошел петербургского Ленского в исполнении Н. Н. Фигнера. Образ был совершенен как внешне, так и внутренне. «Здесь произошло то, что далеко не часто можно видеть на сцене: исполнитель сливался с исполняемым. Собинов великолепно схватил всю сущность лирики Чайковского, ее огромную задушевность и тихую грусть, все тончайшие оттенки этой лирики он сумел постичь и воплотить в звуках голоса сквозь не менее тончайшие оттенки своего исполнения», — писал о Собинове известный критик Э. Старк [цит. по: 4, с. 897]. В 1911 г. газета «Новости сезона» отмечала: «…Собинов занимает видное место в той славной плеяде, которая с Шаляпиным во главе заставила Европу и Америку признать русское искусство и отказаться от иностранного высокомерия к нам» [цит. по: 4, с. 905]. В тяжелое для России время Леонид Витальевич руководит Большим театром (в 1917–1918 гг. и 1921 г.), в 1923 г. получает звание народного артиста Республики. Само имя Собинова много значило тогда для культурного русского человека. С. Я. Лемешев вспоминал, как в конце 1918-го года впервые «услышал имя Собинова, увидел его фотографии и «заболел» мечтой об опере» [3, с. 25]. В студенческие годы Сергей Яковлевич ходил на Собинова в Большой театр. «Редкая, я бы сказал, естественная простота и в то же время артистичность собиновского облика, ровный, прозрачной чистоты голос светлого, задушевного тембра поразили меня», — писал Лемешев [3, с. 49].

Антонина Васильевна Нежданова (1873–1950) — лирико-колоратурное сопрано, крупнейшая представительница русской вокальной школы, педагог, доктор искусствоведения. С 1902 г. стала выступать на императорской сцене, в Большом театре. В 1912 г. получила звание заслуженной артистки Императорских театров. Среди ее наиболее известных партий Антонида в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, Марфа в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова, Виолетта в «Травиате» Дж. Верди. Вне всякой критики было исполнение Неждановой роли Снегурочки в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Ее партнер по спектаклю, один из первых учеников К. С. Станиславского по Большому театру Сергей Иванович Мигай писал об игре артистки: «Меня всегда захватывала безыскусственность чувства, которым певица одушевляла своих героинь. В арии Снегурочки «Как больно…» не нужно было слушать слов, для того чтобы остро почувствовать ее первое горе, Антонина Васильевна так передавала его красками голоса, что невольно сжималось сердце» [цит. по: 4, с. 615]. А вот какую характеристику дает Неждановой известный советский музыковед, канд. искусствоведения Н. В. Туманина: «Нежданова не обладала большим талантом драматической актрисы, хотя владела в полную меру мастерством (с ней занимались М. Н. Ермолова и Л. А. Сулержицкий). Но смысл ее исполнительского творчества был в том, что она создавала образы своих героинь почти исключительно вокальными средствами, т. е. средствами музыкальной выразительности в первую очередь» [7, с. 361]. Кроме того, для Неждановой были характерны «правдивость, проникновение в сущность образа, умение выразить пением переживания и чувства, найти главное, определяющее…» [7, с. 361].

Иван Васильевич Ершов (1867–1943) — драматический тенор, выступавший в Мариинском театре в 1895–1929 гг., педагог (профессор Ленинградской консерватории). Публика и критика называли его «Шаляпиным среди теноров». И. В. Ершов считается одним из выдающихся исполнителей партий в операх русских композиторов и Р. Вагнера. Как пишет Н. В. Туманина, «его голос, сильный, оригинальный по тембру тенор, отличался редкой ровностью во всех регистрах и широтой диапазона. Но не только прекрасные вокальные данные способствовали славе Ершова: его исполнение отличалось редкой самобытностью и талантливостью» [7, с. 358].

Николай Николаевич Фигнер (1857–1918) — петербургский лирико-драматический тенор. В 1887–1907 гг. — артист Мариинского театра. В 1895 г. получил звание Солиста его величества. Он был первым исполнителем ряда оперных партий, например, Германа в «Пиковой даме» и Водемона в «Иоланте» П. И. Чайковского, Владимира в «Дубровском» Э. Ф. Направника. П. И. Чайковский восхищался талантом Н. Н. Фигнера и посвятил ему шесть романсов.

Среди артистов того времени встречаются и забытые имена, например, Георгий Андреевич Бакланов (1881–1938), о котором вспоминает С. В. Рахманинов. Г. А. Бакланов (наст. имя Альфонс-Георг Бакис) был русским оперным баритоном латвийского происхождения. В 1903 г. выступал в Частной опере Зимина, в 1905–1909 гг. был солистом Большого театра. Много пел заграницей, а в 1915 г. эмигрировал в США. С. В. Рахманинов писал про Г. А. Бакланова: «У него был изумительный голос» [6, с. 133]. Более того, когда Бакланова прослушал знаменитый актер Малого театра А. П. Ленский, он «не смог обнаружить ни малейшей неточности во фразировке» [6, с. 133].

Забытой оказалась и блестящее сопрано из Большого театра Маргарита Георгиевна Гукова (1884–1965), потерявшая голос в 27 лет. Она дебютировала в театре в 20 лет и спела за свою недолгую карьеру 19 партий. Наиболее удачными из них считаются Шарлотта («Вертер» Ж. Массне), Миньон, Тамара, Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Ольга («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Мими («Богема» Дж. Пуччини). Она была первой исполнительницей ряда партий в операх Ц. А. Кюи и Р. Вагнера. Еще студенткой Гукова была замечена выдающимся русским ученым М. И. Сеченовым и стала постоянной участницей любительских концертов в его доме. Музыковед В. В. Яковлев дал ей следующую характеристику: «Красивый голос, чистый по тембру и звучный, большой его диапазон, музыкальность; в области же драматической ее можно было считать выдающейся» [цит. по: 4, с. 201].

Если же обратиться к Частной опере в Москве, то она славилась в разные годы выступлениями лучших российских артистов, в том числе Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, В. Н. Петровой-Званцевой. С. Я. Лемешев вспоминал, что в Частной опере Зимина пел партии лирико-драматического тенора Н. Г. Райский (его педагог по консерватории), который «был высокообразованным музыкантом и превосходным певцом» [3, с. 44]. В труппе театра было немало замечательных артистов: бас М. И. Шуванов, баритон П. С. Оленин, тенор А. М. Карезин и др. Среди них была и супруга художника М. А. Врубеля талантливая певица Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868–1913). В 1897–1904 гг. она являлась первым сопрано в московской Частной опере С. И. Мамонтова, а в 1904–1911 гг. — солисткой Мариинского театра. Забела-Врубель была ведущей исполнительницей партий в операх Н. А. Римского-Корсакова — «Псковитянке» (Ольга), «Майской ночи» (Панночка), «Снегурочке» (Снегурочка), «Садко» (Волхова), «Боярыне Веры Шелоги» (Вера), «Царской невесте» (Марфа), «Сказке о царе Салтане» (Царевна-Лебедь). Певица стала музой М. А. Врубеля. Художник был очарован ее голосом, что и высказал при первом знакомстве. Впоследствии Забела-Врубель вспоминала об этом: «Так чувствителен к звуку голоса Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было темно, но звук голоса ему понравился» [5].

Не менее примечательна личность Веры Николаевны Петровой-Званцевой (1875– 1944) — певицы (меццо-сопрано широкого диапазона) и педагога. В 1899 г. она была принята в Частную оперу С. И. Мамонтова. В 1901 г. стала одним из инициаторов создания театрального «Товарищества артистов московской частной оперы». В 1904 г. товарищество было закрыто и влилось в Театр Зимина, где Петрова-Званцева проработала по 1918 год (по другим данным, до 1923 года). Параллельно артистка выступала на разных оперных сценах России, гастролировала зарубежом. В. Н. Петровой-Званцевой посвятили свои романсы композиторы М. М. Ипполитов-Иванов, Н. Миклашевский, С. Василенко.

Каким было социальное происхождение дореволюционных оперных певцов? Неоднородным. Так, например, Ф. И. Шаляпин был выходцем из бедной крестьянской семьи, а Л. В. Собинов принадлежал к мещанскому сословию. Родители А. В. Неждановой были сельскими учителями. Н. Н. Фигнер родился в семье отставного штабс-капитана (военная служба была привилегией дворянства) и служил морским офицером до начала карьеры оперного певца. М. Г. Гукова происходила из семьи полицейского надзирателя. Н. И. Забела-Врубель принадлежала к высшим слоям общества, о чем говорит факт ее учебы в Киевском институте благородных девиц. В. Н. Петрова-Званцева родилась в семье служащего.

Таким образом, артисты-солисты играли ведущую роль в оперных театрах России конца XIX — начала XX вв. Они были выходцами из разных социальных слоев общества — от крестьянства до дворянства, но обладали одинаковым артистическим талантом, позволившим им вывести русский оперный театр на мировой уровень. Главными чертами этих мастеров сцены были искренность, естественность, умение проникать в глубинную сущность образа, обнажить основную идею партии. Более того, для русских артистов практически не существовало репертуарных барьеров. Они одинаково хорошо исполняли и русские, и зарубежные партии, вследствие чего прославились заграницей.

Литература:

  1. Дмитриевский, В. Н. Шаляпин / В. Н. Дмитриевский. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 543 с.
  2. Коровин, К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь. — СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 192 с.
  3. Лемешев, С. Я. Путь к искусству. — М.: Изд-во «Искусство», 1968. — 312 с.
  4. Маршкова, Т. И. Большой театр. Золотые голоса / Т. Маршкова, Л. Рыбакова. — М.: Алгоритм, 2011. — 1024 с.
  5. Михаил Врубель. Муза. — URL: tanais.info/art/vrubel10more.html (дата обращения: 07.02.2017 г.).
  6. Рахманинов, С. В. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном / Пер. с англ., послесл. и коммент. В. Н. Чемберджи. — М.: Изд-во АСТ, 2016. — 320 с.
  7. Туманина, Н. В. Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков // Русская художественная культура конца XIX — начала XX века (1895–1907). — Кн. 1. Зрелищные искусства. Музыка. — М.: Наука, 1968. — С. 333–361.
Основные термины (генерируются автоматически): Частная опера, Театр, Римского-Корсаков, Мариинский театр, звук голоса, Ершов, Чайковский, артист, Итальянская опера, великий певец.

Похожие статьи

Частная опера, Театр, Римского-Корсаков, Мариинский театр...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской... Частная опера, Театр, Римского-Корсаков, Мариинский театр, звук голоса, Ершов, Чайковский, артист, Итальянская опера, великий певец.

Публика императорских оперных театров Российской империи...

театр, публика, III, русская опера, спектакль, Мариинский театр, реакция публики, артист, опер, Зрительный зал.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

В этот день в Мариинском театре давали оперу «Борис Годунов» с Федором Ивановичем в главной роли.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Театр, опер, Чайковский, русская опера, Россия, Римского-Корсаков, Москва, Частная опера, время.

Российский театр как актор международной культурой политики

Частная опера, театр, Серов, Императорская сцена, Римского-Корсаков, опер, Мариинский театр, Москва, Чайковский, Россия.

Забытые воспоминания о П. И. Чайковском | Статья в журнале...

Частная опера, театр, Серов, Императорская сцена, Римского-Корсаков, опер, Мариинский театр, Москва, Чайковский, Россия. Российский театр как актор международной культурой политики.

Сквозной тематизм в опере Г. Канчели «Музыка для живых»

Его роль зачастую может быть уподоблена роли «вестника» – голосу самого неба.

Эти таинственные сигналы впервые появляются в «итальянской опере», предшествуя появлению

Ручьевская Е.А. Руслан Глинки, Тристан Вагнера и Снегурочка Римского-Корсакова: Стиль.

Забытые письма П. И. Чайковского | Статья в сборнике...

Чайковский, письмо, письмо Чайковского, композитор, том, Семенов, Русское музыкальное общество, Мариинский театр, чешская опера, эпистолярное наследие.

Мемуары К. С. Станиславского как источник по истории русской...

В конце прошлого столетия снова была в Москве мания на итальянскую оперу. Частная опера известного мецената С. И. Мамонтова собрана была из лучших певцов-иностранцев. Многие из них показали себя талантливыми людьми и даже артистами.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

14 Богатый теоретический материал содержится в интерактивной энциклопедии «Театр: балет, опера, драма», 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): современная обработка, Чайковский, Мировая классика, Римский-Корсаков, опер, балет, Произведение...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Частная опера, Театр, Римского-Корсаков, Мариинский театр...

К вопросу об актерском составе оперных театров Российской... Частная опера, Театр, Римского-Корсаков, Мариинский театр, звук голоса, Ершов, Чайковский, артист, Итальянская опера, великий певец.

Публика императорских оперных театров Российской империи...

театр, публика, III, русская опера, спектакль, Мариинский театр, реакция публики, артист, опер, Зрительный зал.

Становление русской национальной оперы: исторический аспект

В этот день в Мариинском театре давали оперу «Борис Годунов» с Федором Ивановичем в главной роли.

Основные термины (генерируются автоматически): III, Театр, опер, Чайковский, русская опера, Россия, Римского-Корсаков, Москва, Частная опера, время.

Российский театр как актор международной культурой политики

Частная опера, театр, Серов, Императорская сцена, Римского-Корсаков, опер, Мариинский театр, Москва, Чайковский, Россия.

Забытые воспоминания о П. И. Чайковском | Статья в журнале...

Частная опера, театр, Серов, Императорская сцена, Римского-Корсаков, опер, Мариинский театр, Москва, Чайковский, Россия. Российский театр как актор международной культурой политики.

Сквозной тематизм в опере Г. Канчели «Музыка для живых»

Его роль зачастую может быть уподоблена роли «вестника» – голосу самого неба.

Эти таинственные сигналы впервые появляются в «итальянской опере», предшествуя появлению

Ручьевская Е.А. Руслан Глинки, Тристан Вагнера и Снегурочка Римского-Корсакова: Стиль.

Забытые письма П. И. Чайковского | Статья в сборнике...

Чайковский, письмо, письмо Чайковского, композитор, том, Семенов, Русское музыкальное общество, Мариинский театр, чешская опера, эпистолярное наследие.

Мемуары К. С. Станиславского как источник по истории русской...

В конце прошлого столетия снова была в Москве мания на итальянскую оперу. Частная опера известного мецената С. И. Мамонтова собрана была из лучших певцов-иностранцев. Многие из них показали себя талантливыми людьми и даже артистами.

Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных...

14 Богатый теоретический материал содержится в интерактивной энциклопедии «Театр: балет, опера, драма», 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): современная обработка, Чайковский, Мировая классика, Римский-Корсаков, опер, балет, Произведение...

Задать вопрос