К проблеме формирования и изучения филокартических коллекций в рамках музейного дела | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Вспомогательные исторические дисциплины

Опубликовано в

III международная научная конференция «История и археология» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 2499 раз

Библиографическое описание:

Сучкова, Е. В. К проблеме формирования и изучения филокартических коллекций в рамках музейного дела / Е. В. Сучкова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/168/9270/ (дата обращения: 22.12.2024).

 

Ключевые слова: филокартия, коллекция, почтовая карточка, открытка музейный предмет, научное описание

 

В последнее время наметилась тенденция к теоретическому осмыслению филокартии. Зародившись как собирание иллюстрированных почтовых карточек (открыток), филокартия претендует на отдельную отрасль знаний. Уже в 1970-е годы было отмечено, что «филокартия, имеющая свой объект изучения, свои методы, как и филателия, станет прикладной отраслью исторической науки» [1, с. 3]. На начальном этапе практические и теоретические вопросы, связанные с собиранием открыток рассматривались преимущественно коллекционерами, которые, отмечая важность исследований, приписывали открытке значение уникального документа. Сегодня интерес к изучению открыток демонстрируется наличием диссертационных работ, узкоспециализированных научных статей в различных областях наук. В одних исследованиях рассматривается «специфика открытки как феномена художественной культуры», где в большей степени изучается изобразительная составляющая почтовых карточек с точки зрения их художественной ценности [2]. Другие наделяют открытку свойствами социокультурного феномена и исследуют лингвокультурологический компонент, заложенный в ней, причем как в особенностях изобразительных форм, так и текстов [3]. Актуальным является использование открытки в изучении самых различных тем. Так, например, в памятниковедении видовые открытки служат источником для изучения утраченных объектов культурного наследия [4] или изображения на карточках помогают проследить историю агрономии [5] и многих других отраслей. Ведь в открытке зафиксированы многие аспекты общественной жизни. И спрос на этот источник будет расти и в дальнейшем, особенно в междисциплинарных исследованиях. Поэтому важным становится вопрос самого сохранения, изучения и учета коллекций открыток.

Рассмотрение открытки в рамках музейного дела началось не так давно, а отношение к таким музейным предметам неоднозначно. Работа с почтовыми карточками в рамках музейной практики вызывают определенные трудности. В первую очередь коснемся вопроса комплектования. Для сравнения рассмотрим, как отбирается открытка коллекционером и как комплектуется в музее.

Для филокартиста принципы отбора открыток в коллекцию рассматриваются индивидуально (как и в других видах коллекция). Это может быть определенная тематика изображений (для изобразительных открыток), коллекционер может ограничиться определенным хронологическим периодом, местом издательства и т. п. В любом случае, происходит целенаправленный отбор. Для музея же филокартические коллекции или отдельные открытки являются специфичным материалом. Конечно, мы не имеем в виду музеи, для которых открытки являются профильным предметом — будь то, собственно, музей открытки или художественный музей, где открытка комплектуется как вид печатной продукции или часть изо-фонда.

В комплексные (краеведческие) музеи открытки зачастую попадают стихийно и случайно. И, тем не менее, главным критерием является музейное значение предмета — то обоснование, по которому целесообразно хранить этот предмет в музее. Распространённой практикой является принятие открыток в основной фонд музея по причине привязки к личности человека, по которому комплектуются личные фонды. Отдельно почтовые карточки не рассматриваются и в отдельные коллекции не формируются. В данном случае открытка приобретает музейное значение, прежде всего как мемориальный предмет. Ярким примером служат фронтовые открытки, музейное значение которых как реликвий бесспорно. Кроме того, подключаются и такие важные свойства для дальнейшего использования на тематических выставках и занятиях как уникальность и экспрессивность (текст, почерк и т. п.).

Помимо единичных открыток, попавших в музей в ряде других личных вещей той или иной персоналии, бывают поступления целых коллекций. В данном случае происходит музеефикация самого вида коллекционирования. Коллекция попадает к музейным работникам как есть. И начинает работать негласное правило ее неделимости — даже если многие открытки дублируют друг друга или достались уже в плохой сохранности.

Ярким примером указанных выше положений является история формирования филокартической коллекции в МУК «Районный краеведческий музей». Целенаправленного комплектования открыток в музее не велось. В 2009 году была получена в дар крупная коллекция открыток (более 2000 ед.) от Селиванова Георгия Владимировича. Согласно легенде коллекция принадлежала его матери Татьяне Михайловне Орестовой-Селивановой (1907–1976г.), которая всю жизнь собирала открытки. Она была врачом по специальности (окончила Томский медицинский институт), а ее отец был профессором Томского университета.

Большую часть этой коллекции составляют тиражированные иллюстрированные открытки 1950-х годов. Многие экземпляры повторяются, многие в удовлетворительной ли сохранности, определенной тематики не выявлено — представлены самые разные сюжеты. Однако, весь массив был включен в основной фонд и поставлен на учет. Это и является примером неделимости коллекции и музеефикации филокартии как вида коллекционирования, которое, как выяснилось, было очень популярным хобби в Кондинском районе. Приобретение коллекции Селивановой-Орестовой спровоцировало выставку «Лети с приветов вернись с ответом», которая получила хороший общественный отклик, привлекла 28 коллекционеров — по окончании работы выставки они пополнили собрание музея предметами своих филокартических коллекций.

В связи с приобретением большого объёма открыток было решено перевести их в отдельный фонд. Предстоит длительный этап научного описания, систематизации и классификации.

В рекомендациях будущим филокартистам указывается необходимость составление описи коллекции, в которую вносят все открытки по мере собирания. «В опись вносят фамилию и инициалы художника, годы жизни, название картины, краткое содержание, если эта картина на какой-либо сюжет, год ее написания, музей, где находится, названия издательства и номер открытки, если есть» [6, с. 121.]. Научное же описание открытки как музейного предмета предполагает более детальное изучение предмета.

Сложность описания открыток заключается в том, что разные экземпляры могут быть отнесены к разным видам музейных предметов. Большинство тиражированных открыток мы определяем к предметам печатной продукции. Исключения составляют почтовые карточки, имеющие важные пометки, подписи штампы, а также открытки выполненные кустарным фотографическим способом в единственном экземпляре (фотоколлажи с личной фотографией). Их мы относим к разделу документов. Часто открытки являются иллюстрированными, поэтому при научном описании и составлении схем научного описания следует учитывать особенности описания как документальных, так и изобразительных источников.

На опыте работы с коллекцией МУК «Районный краеведческий музей» был выработан определенный шаблон, по которому создаются инвентарные карточки (Рис.1.).

Рис. 1. Инвентарная карточка (создана с помощью АИС «КАМИС»)

 

Классификационная схема еще не достаточно проработана, поэтому на данном этапе все открытки находятся в одной группе. Первым пунктом схемы описания является наименование «Почтовая карточка» (открытка). Далее указывается название карточки. Можно поступить следующим способом:

                    если на открытке изображена репродукция — то на первое место ставим фамилию и инициалы художника, затем название оригинального произведения,

                    если это оригинальная открытка (изображенный рисунок создавался специально для открытки), то на первое место ставим название, затем информацию о художнике.

Аналогично поступаем и с фотографическими открытками. Всю необходимую информацию можно найти на обороте почтовой карточки.

Следующим элементом схемы является определение внешней характеристики открытки, ее отличительные признаки. Внешнее описание дается кратко и четко, так, чтобы при отсутствии изображения (открытки) можно было в общих чертах представить, как выглядит описываемый предмет. Для открытки обязательно описание лицевой и оборотной стороны. Для лицевой стороны следует указать наличие и характер изображений, текстов, различных украшений. В описании оборотной стороне обязательно охарактеризовать такие элементы, как эмблема издательства, разлиновка и другие особенности бланка, печатные реквизиты (фиксируются полностью).

Следующий элемент схемы описания — расшифровка надписей, подписей, штампов, печатей и других помет. Их необходимо конкретизировать. Сохранность источника фиксируется подробно, с точным описанием дефектов. Далее указывается место и время создания, материал и техника исполнения, источник поступления.

Конечно подобная схема описания не совсем полное, но она дает основу для дальнейшего изучения коллекции, ведь до тех пор, пока музейные предметы не изучены, их использование остается поверхностным.

 

Литература:

 

1.                  Белецкий Я. М., Грейзер Г. Н. О чем поведала открытка. Москва, «Связь» –1978 г. — 104 с.

  1.                Родионова А. Е. Открытка как феномен художественной культуры (на материале русской открытки конца Х1Х — начала ХХ в.). Диссерт. на соискание степени канд. филос. наук. М., 1995.

3.                  Бутыльская Л. В. Социокультурные аспекты изучения русской новогодней открытки // Гуманитарный вектор. Серия: Филология, востоковедение. 2013. № 4 (36). С.141–148.

4.                  Яшный Д. В. Досоветские видовые открытки в изучении иконографии утраченного культурного наследия (на примере Крыма) // Пространство и Время. 2014. № 2 (16). С.170–174.

5.                  Цаценко Л. В., Лиханская Н. П. Петровна, Цаценко Н. А. Почтовая открытка как ресурс визуальной информации по истории агрономии // Научный журнал КубГАУ — Scientific Journal of KubSAU. 2015. № 107. С.1533–1547.

6.                  Твоя коллекция. Монеты, марки, этикетки, открытки. Москва, «Молодая гвардия» — 1963 г. — 122 с.

Основные термины (генерируются автоматически): открытка, научное описание, карточка, коллекция, инициал художника, музейное значение, музейный предмет, оборотная сторона, печатная продукция, почтовая карточка.

Ключевые слова

коллекция, филокартия, почтовая карточка, открытка музейный предмет, научное описание

Похожие статьи

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.

Методическая разработка филателистического экспоната «Государственные награды Российской Федерации» для филателистической образовательной площадки школы

Статьей начинается серия методических разработок для филателистической образовательной площадки школы, посвященных наградам Родины. Рассмотрен высший уровень государственных наград, их перечень и статут. Представлены портреты некоторых награжденных в...

Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.

Понятие и признаки объекта преступления. Классификация объектов преступления

Настоящая статья посвящена проблеме уголовно-правовой оценки объекта преступления и его видов. В статье рассмотрено понятие «объект преступления». Определены признаки состава преступления. Проанализированы проблемы классификации объектов преступлений...

Электронный документ как особый объект криминалистической экспертизы

Исследуется место электронного документа как особого объекта технико-криминалистической экспертизы. Приводятся классификации электронных документов по различным основаниям. Обозначается необходимость дальнейшей теоретической работы по исследуемой тем...

Криминалистическая фоноскопия и фоноскопическая экспертиза

В данной статье автором дается определение понятию криминалистической фоноскопии, раскрываются ее задачи, а также освящаются некоторые проблемные вопросы современной фоноскопической экспертизы в Российской федерации.

Разработка условных обозначений для этнографических карт

В статье автор кратко излагает общие понятия об этнографических картах, дает небольшое описание оформления карты историко-генетических типов населенных пунктов, под которую в статье разрабатывается для примера более совершенное условное обозначение.

Понятие и научные предпосылки криминалистического исследования письма

Данная статья направлена на изучение подходов к определению понятия письма и установления научных предпосылок криминалистического исследования письма. Анализ обстоятельств и причин, способствующих изменению почерка.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...

Похожие статьи

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Методическая разработка учебного филателистического экспоната «Использование филателистических средств во внеклассной работе в школе 1890–1930» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Рассмотрена возможность использования филателистических средств во внеклассной работе в школе и история их использования в нашей стране и за рубежом.

Методическая разработка филателистического экспоната «Государственные награды Российской Федерации» для филателистической образовательной площадки школы

Статьей начинается серия методических разработок для филателистической образовательной площадки школы, посвященных наградам Родины. Рассмотрен высший уровень государственных наград, их перечень и статут. Представлены портреты некоторых награжденных в...

Методическая разработка творческого субфилателистического экспоната «Герценовцы в российской и мировой литературе» для филателистической образовательной площадки вуза

В статье продолжается обобщение опыта работы студентов на филателистической образовательной площадке вуза. Впервые рассматривается возможность создания образовательного экспоната на основе субфилателистических средств.

Понятие и признаки объекта преступления. Классификация объектов преступления

Настоящая статья посвящена проблеме уголовно-правовой оценки объекта преступления и его видов. В статье рассмотрено понятие «объект преступления». Определены признаки состава преступления. Проанализированы проблемы классификации объектов преступлений...

Электронный документ как особый объект криминалистической экспертизы

Исследуется место электронного документа как особого объекта технико-криминалистической экспертизы. Приводятся классификации электронных документов по различным основаниям. Обозначается необходимость дальнейшей теоретической работы по исследуемой тем...

Криминалистическая фоноскопия и фоноскопическая экспертиза

В данной статье автором дается определение понятию криминалистической фоноскопии, раскрываются ее задачи, а также освящаются некоторые проблемные вопросы современной фоноскопической экспертизы в Российской федерации.

Разработка условных обозначений для этнографических карт

В статье автор кратко излагает общие понятия об этнографических картах, дает небольшое описание оформления карты историко-генетических типов населенных пунктов, под которую в статье разрабатывается для примера более совершенное условное обозначение.

Понятие и научные предпосылки криминалистического исследования письма

Данная статья направлена на изучение подходов к определению понятия письма и установления научных предпосылок криминалистического исследования письма. Анализ обстоятельств и причин, способствующих изменению почерка.

Анализ этимологии слов, связанных с образованием

Статья посвящена исследованию понятийного аппарата сферы образования в виде таких дефиниций, как: образование, школа, книга, учебник. Автором рассмотрены подходы разных представителей научного сообщества в отношении интерпретации указанных слов с цел...