Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан
Автор: Каримова Мавзуна Тимуровна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)
Дата публикации: 10.06.2014
Статья просмотрена: 638 раз
Библиографическое описание:
Каримова, М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан / М. Т. Каримова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5723/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье сделана попытка обосновать необходимость разработки на государственном уровне региональной политики.
Ключевые слова:Таджикистан, региональная политика, региональная дифференциация.
Любое государство, в котором есть административно-территориальные единицы, объективно сталкивается с проблемами неравномерности в их экономическом развитии.
Сложившееся размещение экономического потенциала в Таджикистане не соответствует требованиям необходимым для обеспечения устойчивого роста и развития страны как самостоятельной экономической системы из-за наличия деформаций в структуре национальной экономике. В процессе развития национальной экономики выявились как конкурентные преимущества отдельных регионов страны, так и недостатки, вызванные различными возможностями адаптации регионов к рынку. Такая ситуация вызвала резкий спад и свертывание целого ряда производств в отдельных регионах страны и способствовала появлению ряда проблемных районов. В следствие этого усугубилась региональная асимметрия и значительная часть населения проблемных регионов страны проживает в экономически неперспективных территориях и вынуждена искать работу за пределами своей страны.
В региональном развитии Таджикистана накопилось много проблем, в частности:
- система управления территориальным развитием не обеспечивает взаимно согласованных действий государственных и местных исполнительных органов. Вопросы регионального планирования регулируются различными ведомствами и не координируются на центральном уровне;
- не разрабатываются схемы развития и размещения производительных сил;
- планы развития районов не увязаны со стратегией снижения бедности в стране;
- отраслевые программы не взаимоувязаны с региональным проектированием и не подкрепляются финансами, в итоге не реализовываются;
- отсутствуют инструменты (механизмы) координации интересов между административно-территориальными единицами;
- наблюдается неравномерность в распределении доходов между проблемными регионами; неумение использовать экономической потенциал региона, отсутствие инновационной активности, высокая трудовая миграция и прочие.
В экономически отстающих регионах складывается неблагоприятная ситуация отрицательно влияющая на морально-психологический, квалификационный, интеллектуальный уровень населения, что ведет к деградации и миграции трудовых ресурсов, к недоиспользованию и постепенному разрушению производственного комплекса регионов. Асимметрия в экономическом развитии регионов приводит к асимметрии и в уровне и качестве жизни населения.
Существующие различия между наиболее обеспеченными и наиболее бедными районами Таджикистана по показателю ВРП на душу населения говорят об огромной дифференциации экономического развития.
Таблица 1
Дифференциация регионов по ВРП на душу населения (тыс.сом.на чел.) [1]
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
|
Таджикистан |
1,62 |
2,15 |
2,41 |
2,85 |
3,39 |
4,01 |
Душанбе |
3,30 |
4,74 |
4,89 |
7,11 |
8,42 |
9,68 |
Согд.область |
1,32 |
1,86 |
2,25 |
2,54 |
3,06 |
3,72 |
Хатлон.область |
1,31 |
1,86 |
1,93 |
2,24 |
2,91 |
3,46 |
ГБАО |
1,07 |
1,52 |
1,78 |
2,02 |
1,83 |
2,61 |
РРП |
1,88 |
2,02 |
2,42 |
2,58 |
2,62 |
3,00 |
Общая тенденция свидетельствует об асимметричном типе регионального развития.
Структура постоянного населения Республики Таджикистан не подвержена значительным колебаниям. Скорость трансформации в структурных изменениях по численности постоянного населения регионов за 2006–2012гг. составляет 0,26 % в год. Скорость же трансформации в территориальной структуре ВВП на душу в 1,77 раза выше, чем скорость трансформации по численности населения рассматриваемых регионов, а вот скорость трансформации территориальной структуры по объему промышленного производства составила 4,33 %, [2, c.60], что свидетельствует о значительных колебаниях в территориальной структуре промышленного производства и о наличии структурного кризиса, так как в условиях сбалансированности и стабильности экономической системы данный показатель не подвергается значительным колебаниям, а вот его нестабильность и резкое повышение свидетельствуют о том, что структурное равновесие нарушено, и чем больше его значение, тем продолжительнее ее нестабильность.
Наблюдается рост разрывов капитальных вложений на душу населения, который, при средней величине в целом по стране в 198,3 сом. на душу населения в 2006г.(стандартное отклонение составило 124,3) в г.Курган-Тюбе в 24,1 раза было больше, чем в среднем по стране. В больше чем 80 % районов страны капитальные вложения на душу населения были ниже, чем в среднем по стране.
Таблица 2
Размах вариации
Показатели развития |
Разрыв в уровнях развития |
|
2006 г. |
2012 г. |
|
Объем промышленного производства на душу населения |
в 5326,8 раз |
в 2694,1 раз |
Капитальные вложения на душу населения |
в 546,8 раз |
в 958,7 раз |
Сумма прибыли, полученная прибыльными предприятиями в разрезе регионов |
в 31,9 раз |
в 10,0 раз |
Доля производства товаров в структуре ВВП составляет 41,6 % [2, C.70], а доля производства услуг-47,9 %.Причем в структуре производства товаров превалирует доля сельского хозяйства (43,9 %), доля промышленности составила-33 %, строительства-22,9 %.
Наблюдается высокая интенсивность процесса дифференциации по показателю объема реализуемых платных услуг населению (свыше 100 раз), и уменьшение размаха вариации по величине душевого розничного товарооборота в фактических ценах, что с учетом темпов инфляции свидетельствует о снижении реального уровня жизни населения (табл.3). В структуре производства услуг превалирует торговля и общепит, а затем услуги связи и транспорта. В решении этих проблем главную роль должна сыграть эффективная региональная политика государства, так как регионы самостоятельно не могут выйти из депрессивного состояния, вследствие отсутствия необходимых ресурсов и возможности их накопления.
Государственная экономическая политика, проводимая в нашей республике, пока еще не ориентирована на устранение региональных диспропорций, проблемам государственного регулирования регионального развития уделяется очень мало внимания, хотя именно эти проблемы являются ключевыми. В развитых странах активизация деятельности в этом направлении отражает понимание того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительством страны национальных целей.
Таблица 3
Разрыв в уровнях развития по максимальным и минимальным показателям деятельности [1, с.212–217; 3, с.113]
2006г |
2007г |
2008г |
2009г |
2010г |
2011г |
2012г |
|
Розничный товарооборот на душу населения |
10,12 |
9,74 |
9,48 |
9,30 |
9,13 |
8,99 |
8,88 |
Объем реализуемых платных услуг на душу населения |
52,07 |
45,40 |
82,07 |
68,24 |
100,86 |
84,14 |
80,31 |
Объем реализуемых бытовых услуг на душу населения |
46,69 |
18,97 |
14,16 |
10,63 |
8,48 |
9,65 |
11,05 |
ВРП на душу населения |
3,08 |
3,12 |
2,75 |
3,52 |
4,60 |
3,71 |
Неоднородность социально-экономического пространства Таджикистана оказывает значительное влияние на функционирование государства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, и социально-экономическую политику. К сожалению, в Таджикистане не разрабатывается государственная региональная политика, которая пока находится в правовом вакууме, фактически не существует ни одного общенормативного акта, регламентирующего процедуры разработки и механизм реализации региональной политики.
В стране должен быть разработан и принят целый пакет документов относительно реализации государственной региональной политики, основанной на разнообразии конфессиональных, исторических, ментальных и других особенностей регионов страны. В противном случае национальная экономика столкнется с системными проблемами, возникновением центробежных тенденций регионов и т. п.
Экономика Республики Таджикистан это- многоаспектный региональный организм, поэтому крайне важно осуществление регионализации макрополитики, направленной на решение проблем дифференциации экономического пространства республики.
Разработка эффективной государственной региональной политики выходит на первый план в политических и экономических преобразованиях в Таджикистане. Ее правильная реализация может ускорить ход реформ, в то же время ее недостатки и упущения болезненно сказаться на взаимоотношениях центра и регионов, снизить возможность оказания помощи слабым и кризисным территориям и поддержи сильным регионам-локомотивам. Назрела необходимость разработки специальной системы мер в области государственной региональной политики, которая бы способствовала сокращению чрезмерной региональной асимметрии.
В этих целях необходимо усилить институциональный потенциал системы территориального планирования, совершенствовать механизмы бюджетного финансирования, в направлении усиления мотивации регионов на самоорганизацию и мобилизацию внутренних ресурсов. Местные исполнительные органы государственной власти и самоуправления должны сконцентрировать свои усилия на выработку и реализацию стратегии конкурентного развития своего района, обеспечение благоприятных условий для проживания населения на местах и обеспечения хозяйственной деятельности экономических субъектов.
Для обеспечения координации межрегиональных и межотраслевых интересов и интересов страны, в перспективе возможно должны быть проработаны вопросы создания отдельного института межрегионального взаимодействия. Эта структура должна сконцентрировать свою деятельность не на административных функциях, а на регулировании пространственного развития и проектно-программных работах.
Литература:
1. Статистический ежегодник «Регионы Республики Таджикистан». Душанбе.2013.
2. Статистический ежегодник «Национальные счета Республики Таджикистан». Душанбе. 2013.
3. Статистический ежегодник «Финансы Таджикистана». Душанбе. 2013.
4. Каримова М. Т. Региональная политика: проблемы и перспективы в Таджикистане. Душанбе. Ирфон. -204с.
Ключевые слова
региональная политика, Таджикистан, региональная дифференциация., региональная дифференциацияПохожие статьи
Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации
В статье автор пытается определить основную проблематику реализации государственной молодёжной политики.
К проблемам оптимизации налоговой нагрузки субъектов предпринимательства
В статье рассмотрено современное состояние системы налогообложения в Республике Узбекистан. На основе выявленных в процессе анализа проблем, автором предлагаются мероприятия по совершенствованию некоторых направлений фискальной политики в стране.
Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства
В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.
Современные проблемы нравственного регулирования деятельности нотариуса в Российской Федерации
В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности нотариуса. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Профессионального кодекса нотариусов в РФ.
Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности
В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...
Современные проблемы нравственного регулирования деятельности адвоката в РФ
В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности адвоката. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Кодекса профессиональной этики адвоката в РФ.
Исследование организации процессов финансирования системы здравоохранения Курской области
В статье исследованы с помощью методов экономико-статистического анализа и экономико-математического моделирования финансовые факторы, определяющие уровень организационно-технического развития здравоохранения Курской области.
Социально-экономическая политика развития дотационного региона
В статье рассматривается сущность государственной политики регионального развития, основные причины ее неэффективности. Обосновывается необходимость и пути ее совершенствования.
Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан
В данной статье рассмотрены роль транспорта в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан. Проанализированы характерные особенности транспортного комплекса Республики Таджикистан. Выявлена и обоснована транспортная специфика в экономик...
Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан
В данной статье рассмотрены некоторые особенности становления и современного состояния системы высшего технического образования, а также выделены условия, детерминирующие систему практической подготовки молодых специалистов для энергосистемы Республи...
Похожие статьи
Молодежная политика в современной России, основные направления и проблемы реализации
В статье автор пытается определить основную проблематику реализации государственной молодёжной политики.
К проблемам оптимизации налоговой нагрузки субъектов предпринимательства
В статье рассмотрено современное состояние системы налогообложения в Республике Узбекистан. На основе выявленных в процессе анализа проблем, автором предлагаются мероприятия по совершенствованию некоторых направлений фискальной политики в стране.
Институциональная трансформации национальной экономики сквозь призму развития малого предпринимательства
В статье изучены некоторые проблемы институциональной трансформации национальной экономики Узбекистана. Автором, на основе проведенных исследований, предложены мероприятия по активизации развития малого и частного предпринимательства.
Современные проблемы нравственного регулирования деятельности нотариуса в Российской Федерации
В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности нотариуса. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Профессионального кодекса нотариусов в РФ.
Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности
В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...
Современные проблемы нравственного регулирования деятельности адвоката в РФ
В статье рассматриваются основные проблемные аспекты нравственного регулирования деятельности адвоката. Основное внимание уделено практическим вопросам реализации Кодекса профессиональной этики адвоката в РФ.
Исследование организации процессов финансирования системы здравоохранения Курской области
В статье исследованы с помощью методов экономико-статистического анализа и экономико-математического моделирования финансовые факторы, определяющие уровень организационно-технического развития здравоохранения Курской области.
Социально-экономическая политика развития дотационного региона
В статье рассматривается сущность государственной политики регионального развития, основные причины ее неэффективности. Обосновывается необходимость и пути ее совершенствования.
Транспорт и его место в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан
В данной статье рассмотрены роль транспорта в логистическом обеспечении экономики Республики Таджикистан. Проанализированы характерные особенности транспортного комплекса Республики Таджикистан. Выявлена и обоснована транспортная специфика в экономик...
Система подготовки кадров на примере производственной практики в энергетической отрасли Республики Татарстан
В данной статье рассмотрены некоторые особенности становления и современного состояния системы высшего технического образования, а также выделены условия, детерминирующие систему практической подготовки молодых специалистов для энергосистемы Республи...