Проблемы обеспечения экономической безопасности регионов Таджикистана
Автор: Вохидзода Умеда Сафари
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 14.08.2018
Статья просмотрена: 204 раза
Библиографическое описание:
Вохидзода, Умеда Сафари. Проблемы обеспечения экономической безопасности регионов Таджикистана / Умеда Сафари Вохидзода. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 56-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14448/ (дата обращения: 16.12.2024).
Экономическая безопасность Республики Таджикистан в целом обеспечивается экономической безопасностью ее регионов. Между тем, несмотря на то, что достаточно широко исследованы концептуальные основы национальной экономической безопасности, однако проблемы обеспечения экономической безопасности регионов страны и управления ими изучены еще достаточно слабо.
Это связано с тем, что вопросы обеспечения экономической безопасности исследуются с разных позиций и аспектов, которые взаимодополняют друг друга, а иногда и противоречат друг другу. Во-вторых, в социально-экономическом развитии регионов страны наблюдается довольна значительная разница, что вынуждает использовать различные подходы при решении проблем обеспечения экономической безопасности регионов (рис.1) [1].
Рис. 1.
Как видно из приведенных данных, в г.Душанбе из всех административно-территориальных образований страны самая высокая величина ВРП на душу населения, наименьшая величина наблюдается в Горно-Бадахшанской автономной области. Из-за разницы в уровнях социально-экономического развития пот отдельным регионам страны усложняется выработка механизма оценки состояния уровня экономической безопасности и разработке конкретных мер по ее обеспечению. Так по многим индикаторам социально-экономического развития регионы страны существенно разняться, что сказывается и уровне и качестве жизни регионов. Если сравнить величину средней номинальной заработной платы по регионам страны, то, как видно из рис.2, наименьшая ее величина наблюдается в Хатлоне (Хатлонской области), а наибольшая в г.Душанбе — столице Республике Таджикистан [2].
Рис. 2.
Экономические интересы регионов не всегда совпадают с национальными интересами, поэтому необходимо разработать механизм сбалансирования национальных и региональных интересов в системе обеспечения экономической безопасности всей страны. При этом необходимо последовательно формировать предпосылки для улучшения условий и качества жизни населения регионов и способствовать обеспечению устойчивого экономического развития и роста.
Механизм достижения экономической безопасности в регионах должен содержать систему организационно-экономических мер, направленных на:
‒ возможность выявления и мониторинга основных факторов, которые подрывают устойчивость социально-экономической системы на среднесрочную перспективу;
‒ разработку и оценку критериев и параметров состояние экономики регионов, которые отвечают требованиям экономической безопасности;
‒ определение перспектив уровня экономической безопасности в стране и ее регионах;
‒ разработку плана мероприятий для исполнительных органов власти на местах, связанных с предупреждением, выявлением и нейтрализацией внутренних и внешних угроз национальной безопасности;
‒ разработку концепции экономической безопасности регионов в рамках единой национальной концепции.
Основы механизма обеспечения экономической безопасности должны быть заложены при разработке единой региональной политики.
Как верно отмечает д. э.н. Каримова М. Т., «Государственная региональная политика- это в первую очередь целенаправленная деятельность органов государственной власти страны, направленная на обеспечение позитивных сдвигов в региональном развитии» [3]. Мы считаем, что государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного регионального развития с целью снижения угрозы национальной безопасности. Поэтому считаем, что в стране назрела необходимость разработки Стратегии сбалансированного социально-экономического регионального развития, реализация которой будет способствовать снижению уровня региональной асимметрии и укреплению основ экономической безопасности в стране.
Литература:
- Национальные счета Республики Таджикистан//Статистический сборник. — Душанбе, Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2017. — С.50.
- Регионы Республики Таджикистан//Статистический сборник. — Душанбе, Агентство по статистике при Правительстве Республики Таджикистан, 2017. — С. 74–76.
- Каримова М. Т. Региональная политика: проблемы и перспективы в Таджикистане. — Душанбе –Ирфон.2014-с.151.