Тэтчеризм как «экономическое чудо» Великобритании
Автор: Грызунова Елена Васильевна
Рубрика: 2. История экономической мысли
Опубликовано в
II международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, апрель 2013)
Статья просмотрена: 46624 раза
Библиографическое описание:
Грызунова, Е. В. Тэтчеризм как «экономическое чудо» Великобритании / Е. В. Грызунова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/76/3736/ (дата обращения: 16.01.2025).
«Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной, как она начинает его превосходить». По мнению многих экономических и политических деятелей в мире, М. Тэтчер, безусловно, живое доказательство верности этого афоризма.
Тэтчеризм — экономическое направление, целое наследие, которому дала свое имя исключительный экономист и политик М. Тэтчер. До сих пор идут споры, связанные с ее правлением, с ее экономическими реформами, которые с одной стороны, дали Британии лучшую экономику, а с другой, увеличили роль государства и власть правительства, уменьшив ряд свобод.
Железная Леди пришла к власти в 1979 г., возглавив правительство консервантов в Великобритании. В отличие от большинства членов кабинета министров, настольными книгами Тэтчер и всей ее команды являлись труды американского экономиста Милтона Фридрана. Однако его популярная книга «Капитализм и свобода» все же не стала основой экономических убеждений Тэтчер.
Вся команда М. Тэтчер являлась убежденными монетаристами. Но сама она не любила употреблять понятие «монетаризм», отдавая большее предпочтение выражению «демократия собственников». Кит Джозев определил данную команду экономистов как сторонники «денежного воздержания», которые стояли за строгий контроль над денежной массой, фискальными целями, сбалансированностью бюджетов и за трезвый подход к финансовым делам в соответствии с принципами «живи по средствам».
Придя к власти, новый премьер-министр М. Тэтчер не видела перед собой великой державы. Существовало множество экономических проблем, которые необходимо было устранить новому правительству:
основная власть принадлежала профсоюзным лидерам, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок;
в стране действовало налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — до 83 %;
чрезмерный уровень инфляции;
чрезмерная власть в руках государства.
Правительство Тэтчер решило положить всему этому конец, претворяя в жизнь такое экономическое направление как тэтчеризм. Его основой явились следующие элементы: свободное предпринимательство, личная инициатива, крайний индивидуализм.
Но прежде всего, тэтчеризм основан на строгом контроле над денежной массой. Это необходимо для снижения уровня инфляции, что являлось главной задачей, лежащей перед правительством. И ради ее выполнения игнорировался и тот факт, что в результате увеличится безработица. С целью обуздания инфляции так же необходим строгий контроль и над расходами в сторону их уменьшения, причем сокращение расходов затрагивало как государственный аппарат, так и местные расходы, расходы на жилищное строительство [2].
По тэтчеризму движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство, приоритет самостоятельности. Причем вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу. И если раньше государство оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, то правительство Тэтчер отказалось от такого пути полностью. Однако при открытии своего малого бизнеса оказывалось определенное содействие, в основном налоговое, со стороны правительства. По некоторым подсчетам в 1979–80 гг. несколько тысяч мелких фирм, на которых было занято около 1,5 млн. человек, были освобождены от уплаты налогов. И сохраненные денежные средства были направлены на расширение и модернизацию своих предприятий [2].
М. Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. Она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта [1].
Сокращение налогового бремени для малого бизнеса, естественно, привело к образованию бюджетного дефицита, который составил около 4,5 млрд. фунтов стерлингов. Чтобы решить данную проблему, было принято решение увеличить косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость, который приплюсовывается к цене продаваемого товара. И если раньше он был равен 7 %, то теперь его размер стал составлять 15 %. Такое увеличение косвенного налога, прежде всего, било по карману рядового покупателя, поскольку произошло повышение цен на товары повышенного спроса.
Несмотря на все меры, предпринимаемые М. Тэтчер по борьбе с инфляцией, в первый год ее правления уровень инфляции не просто не уменьшился, а увеличился в двое на ряду с двойным увеличением безработицы. Несмотря на столь ухудшающееся положение, правительство продолжило политику сокращения государственных ассигнований и дальнейшее предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу. Тенденция увеличения косвенных налогов также была продолжена: на бензин, машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. Наблюдая такую ситуацию упадка экономики, представители кейнсианской теории предложили бы увеличить государственные расходы, но Тэтчер была противницей теории Кейнса, ее решение было прямо противоположным: увеличение налогов и сокращение расходов.
По представлению Тэтчер все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами. А государство и благотворительные организации направлены на оказание поддержки только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума. Однако несправедливо утверждать, что правительство не принимало во внимание социальные вопросы, в том числе вопрос занятости. Так была разработана целая программа увеличения числа рабочих мер: преждевременный уход на пенсию, расширение количества мест за счет неполного рабочего дня и неполной недели [3, с. 96]
То, что реформы на самом деле работают, Великобритания поняла не сразу. После первого срока правления Тэтчер, даже товарищи по Консервативной партии ждали от своего лидера приказа о развороте на 180 градусов. Но она не раз говорила, что 4 года — слишком малый срок для реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере, 8–10 лет. И ответив на их сомнения в знаменитой речи на партийной конференции: «Леди не разворачивается!», она развернула всю страну.
Сравнивая Британию конца 70-х годов и Британию после десятилетия правления Железной Леди, можно подумать, что это два разных государства. К концу 70-х гг. Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку, занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Результаты правления Тэтчер и ее экономические реформы привели экономику государства в лидирующее положение. Если сравнить темпы роста экономик Британии и других государств, на то время у Британии был самый значительный рост — 5 %. Такая ситуации благоприятно повлияла на привлечение иностранного капитала в промышленность Британии, в основном со стороны Японии и ФРГ [3, с. 153].
Себестоимость английской продукции резко снизилась. И если раньше британский товар с трудом конкурировал на мировом рынке, то благодаря тэтчеризму он стал дешевле южнокорейского, считавшегося самым дешевым в мире.
К числу достижений программы тэтчеризма относят и распродажу акций национализированных предприятий. Только за четыре года (1984–1988) число британцев, владеющих акциями, выросло более чем в три раза. Такая распродажа акций имела двойное значение: с одной стороны, она способствовала увеличение заинтересованности владельцев акций в успехе предприятий и обеспечила снижение себестоимости продукции, а с другой, это позволило приобщить англичан к идеи собственности, самостоятельности и тем самым укрепить позиции Консервативной партии.
В 80-е годы, благодаря все той же политике тэтчеризма, новой силой в структуре английской экономики стали средние и малые фирмы. Их деятельность и способность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка способствовали повышению конкурентоспособности английского товара.
Правительству Британии все же удалось справиться с инфляцией. Ее уровень был уменьшен в два — три раза. И если в первые годы правления Тэтчер рост инфляции сопровождался ростом безработицы, то в последние годы с уменьшением инфляции наблюдалось и сокращение безработицы с 3,5 млн. человек до 2 млн.
Отметим, что и само английское общество стало жить лучше. Так средний доход на душу населения за 10 лет вырос на 23 %. Число забастовок так же резко уменьшилось. Но больше всего Тэтчер гордилась тем, что ее программа тэтчеризма позволила почти каждому гражданину Англии иметь свой дом. Иными словами, произошел выкуп своих жилищ у муниципалитетов.
Английская экономика претерпела оздоровление и теперь с ней стали больше считаться на мировой арене. Поскольку здоровая экономика является важным внешнеполитическим инструментом.
Период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни — бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Популярность правящей партии падала. Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов [2].
Тэтчер стала героиней не только Британии — всего западного капиталистического мира. Политику, проводимую этой женщиной, характеризуют как тэтчеризм. Но эта экономическая доктрина оценивается не однозначно. Несомненно, Тэтчер ввела в стране идеологию предпринимательства. Она рассматривала частное предпринимательство как движущую силу процветающей экономики, провела приватизацию государственного сектора. Во время её правления распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60 % населения обзавелось собственным жильём. Хотя одновременно в стране усилилось социальное расслоение. Но однозначно то, что Тэтчер и ее тэтчеризм сделали для экономики Британии больше, чем многие другие министры вместе взятые.
Литература:
Капитонова Н. К. Маргарет Тэтчер: человек и политик [Электронный ресурс] / Н. К. Капитонова // Новая и новейшая история. — 2007. — № 2 — Режим доступа: http://vivovoco.ibmh.msk.su/VV/PAPERS/HISTORY/TATCHER/TATCHER.HTM — Загл. с экрана.
Неоконсерватизм [Электронный ресурс] / История Великобритании. — 2010 — Режим доступа: http://2uk.ru/history/history45 — Загл. с экрана.
Перегудов С. П. Тэтчер и тэтчеризм / С. П. Перегудов. — М.: Наука, 1996. — 301 с.