Сущность эколого-социо-экономического потенциала территориальных образований
Автор: Лосевская Елена Александровна
Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук
Опубликовано в
II международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2013)
Статья просмотрена: 600 раз
Библиографическое описание:
Лосевская, Е. А. Сущность эколого-социо-экономического потенциала территориальных образований / Е. А. Лосевская. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/75/3438/ (дата обращения: 16.12.2024).
В современных условиях становится все более актуальной задача определение внутренних резервов экономического развития, решение которой связывается в первую очередь с разработкой новых рыночных подходов к определению сущности, структуры и методов оценки эколого-социо-экономического потенциала территориальных образований. Одной из главных проблем развития муниципальных территориальных образований в России, является проблема неравенства территорий, в связи с разными экономическими возможностями регионов. Однако, неравномерность развития различных частей единого государства характерна для всех стран мира, как в силу объективных естественно-природных условий, так и в результате хозяйственной деятельности человека. При этом в основе регионального «расслоения», как правило, лежат финансовые факторы. Поэтому проблема ликвидации или, по крайней мере, уменьшения неравномерности в уровне социально-экономического и финансового развития регионов относится к числу сложнейших макроэкономических задач и важнейших внутриполитических целей практически любого государства.
Территориальная организация местной власти составляет важную основу деятельности органов местного самоуправления. Продуманная политика в определении территориальных условий функционирования властных органов создает необходимые условия для эффективной реализации их полномочий, а неосторожные изменения в этой сфере, напротив, могут на десятилетия осложнить взаимодействие жителей муниципального образования с органами местного самоуправления и полностью нейтрализовать и без того нередко скромные стимулы развития территории.
В соответствии с ч.1 ст.2 ФЗ от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 N 244-ФЗ.) «Об общих принципах организации МСУ в РФ» муниципальное образование — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. [1]
Согласно областному закону № 340-ЗС от 25.07.2005 года административно-территориальное устройство Ростовской области (далее — административно-территориальное устройство) — территориальная организация Ростовской области, устанавливаемая посредством деления территории Ростовской области на ее составные части (административно-территориальные образования, административно-территориальные единицы, населенные пункты и районы в городе). [2]
В состав Ростовской области входят 463 муниципальных образования, состоящих из:
390 сельских поселений.
Природно-ресурсный, экономико-географический, инвестиционный, бюджетный и демографический потенциалы являются основой, на которой развиваются социо-эколого-экономические отношения. В условиях растущей социальной неоднородности, различиях в обеспеченности ресурсами (природно-климатическими, трудовыми, капитальными, информационными и др.), необходимости сближения территорий для формирования единого социо-эколого-экономического пространства, резко встает вопрос об определении новых подходов в управлении социальным развитием муниципальных образований и разработке стратегии повышения его эффективности.
Проблема оценки потенциала территорий пока должного подхода в научной литературе и практике работы органов государственной власти, органов местного самоуправления не получила. В самых общих чертах классифицируется только его структура, а имеющиеся данные носят разрозненный характер. В связи с этим возникает необходимость исследования потенциала территорий для эффективного использования и дальнейшего наращивания.
Остановимся детально на рассмотрении потенциала территории через призму взаимосвязей потенциалов.
Рис. 1. Взаимосвязи социо-эколого-экономического потенциала территории муниципального образования
Каждый из представленных элементов всей взаимосвязанной структуры, является самоорганизующийся сложной системой. Учитывая, обособленность каждого элемента эколого-социо-экономического потенциала, их развитие должно происходить систематически и синхронно.
Таким образом, под социо-эколого-экономическим потенциалом территории муниципального образования мы понимаем совокупность потенциалов осуществляющих производственную деятельность, инновационные моменты, инвестиции, развития инфраструктуры, удовлетворяющие запросы населения, а так же поддержание экологического баланса.
Одним из главных составляющих экономического потенциала выступает производственный потенциал. Основными элементами производственного потенциала являются имеющиеся в наличии внеоборотные активы и соответствующая совокупность вакансий (рабочих мест и должностей) промышленно-производственного потенциала, так как именно эти элементы предопределяют способность системы осуществлять созидательную деятельность.
Не поддается оспариванию тот момент, что поиск источников финансирования для всех муниципальных образований является ведущим вопросом для инвестиционной политики. Одним из главных показателей, определяющих инвестиционную привлекательность территории, является инвестиционный потенциал региона. Он подразумевает собой совокупность собственных и возможных привлеченных экономических ресурсов обеспечивающих при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных экономической политикой муниципального образования.
В развитии экономической системы существенную роль играет развитие инновационного потенциала. Понятие «инновационный потенциал» стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности». [3]
Под инновационным потенциалом понимается количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределяются между тремя основными секторами (сегментами, направлениями) системы: научно-техническим, образовательным, инвестиционным. В результате этого распределения формируются: научно-технический потенциал (сегмент или комплекс), образовательный потенциал (сегмент или комплекс), инвестиционный потенциал (сегмент или комплекс). Совокупность названных сегментов и формирует инновационный потенциал системы. [4]
Инфраструктурный потенциал отражает уровень развития на территории муниципального образования транспортной, телекоммуникационной, финансовой инфраструктуры.
Что же касается, финансового потенциала, то Кушхов О. И. финансовый потенциал определяет как совокупность региональных денежных фондов, состав, структура и количественные оценка которых определяют особенности регионального распределения общественного продукта и возможности внутреннего финансирования всех сфер деятельности в регионе. [5]
Мы разделяем позиции В. Ы. Лексина, А. Н. Швецова, которые считают, что финансовый потенциал складывается из совокупного потенциала собственных финансовых ресурсов региона и охватывает не только средства региональных бюджетов, но и региональную собственность, доходы домохозяйств, экономический потенциал производственной сферы, кредитной системы, фондового рынка и т. д. [6]
Под трудовым потенциалом понимается располагаемые в настоящее время и предвидимые в будущем трудовые возможности, характеризуемые количеством трудоспособного населения, его профессионально образовательным уровнем, другими качественными характеристиками. [7]
Таким образом, можно утверждать, что социо-эколого-экономический потенциал муниципальных образований — это сложная экономическая категория, которая еще недостаточно разработана. Комплексное развитие территориальных единиц в значительной мере зависит от величины и степени использования экономического потенциала, сосредоточенного на данной территории. Задачей стратегического управления потенциалом территории должна стать не только сохранение ее стоимости, но и обеспечение наращивания потенциала территории при осуществлении любой деятельности.
Литература:
Федеральный Закон от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 N 244-ФЗ.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
Областной закон № 340-ЗС от 25.07.05 «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области
Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности / М. Данько // Экономист. 1999. — № 10. С.26–32.
Жиц, Г. И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности / Г. И. Жиц // Инновации. — 2008. — № 11.-С. 102–107.
Кушхов О. И. Управление региональным бюджетом. //Дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук. — СПб, 2003 г.
Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: Эдиториал УРСС,2003.-368с.
Современный экономический словарь Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.