Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, С. В. Совершенствование учетной деятельности предприятия: функциональный аспект / С. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/56/2749/ (дата обращения: 17.12.2024).

Учетная информация является важнейшей составляющей информационного обеспечения деятельности экономических субъектов. Она служит целям устойчивого развития предприятия и является фактором роста качества управленческих процессов. Значительно возросшая в современных условиях потребность в разнообразной учетной информации обусловлена изменчивостью бизнес-среды организации и необходимостью мониторинга большого количества операций, процессов и явлений. Соответственно, многократно увеличились запросы пользователей учетной информации для выработки и реализации управленческих решений на всех иерархических уровнях.

Проблемным вопросам учетно-информационного обеспечения процесса управления предприятием посвящены работы известных российских авторов А.Ф. Аксененко, П.С. Безруких, С.М. Бычковой, Б.И. Валуева, В.А. Ерофеевой, В.Б. Ивашкевича, В.В. Ковалева, Н.П. Кондракова, М.И. Кутера, А.Д. Ларионова, С.А. Николаевой, В.Ф. Палия, В.И. Петровой, M.JI. Пятова, Я.В. Соколова, А.А. Шапошникова, А.Д. Шеремета, Л.З. Шнейдмана и многих других исследователей. При этом важнейшим направлением современных исследований в области учета является развитие новых подходов, обеспечивающих повышение информативности учетной системы организаций и учетно-аналитическое сопровождение реализации передовых управленческих концепций. Состав учетной информации, оперативность и возможность ее интеграции с дру­гими видами информации определяют качество принятия и реализации широкого спектра управленческих решений. Этим объясняется актуальность вопросов совершенствования учетной системы экономических субъектов, обеспечивающей информационную поддержку процессов управления предприятием.

Исследователи выделяют достаточно большое количество аспектов исследования учетной системы организации, что приводит к отсутствию единства во мнениях относительно структуры учетной системы и взаимодействия ее основных элементов. Считаем, что при решении вопроса о видах учета, образующих учетную систему предприятия, необходимо ориентироваться на предметную направленность учетной деятельности.

Потребности пользователей в учетной информации в первую очередь зависят от функциональной области, в которой они реализуют свои профессиональные и управленческие функции. Поэтому нами в качестве основного критерия, определяющего структуру учетной системы, рассматриваются отдельные направления функциональной деятельности предприятия. Функциональные виды учета – это структурные элементы учетной системы организации, обеспечивающие проведение учетных процедур функциональными подразделениями в целях выполнения своих управленческих функций. В связи с этим в учетной системе нами выделяются следующие функциональные виды учета: в соответствии с основным бизнес-процессом – производственный, кадровый, технический, учет сбытовой, снабженческой, финансовой деятельности и т.д.; в разрезе специальных отраслей прикладного менеджмента – инвестиционный, инновационный, экологический и т.п.

Функциональная направленность учетной деятельности позволяет предельно сблизить источник учетных данных и заинтересованного пользователя, что приводит к формированию профессиональных знаний специалиста об объекте учета уже на стадии проведения им учетных процедур. Важнейшим преимуществом функциональной организации учета является возможность оперативного реагирования специалистов определенной предметной области на появление новых объектов учета в сфере их профессиональной деятельности. При этом выявляются новые характеристики и качества учитываемых объектов, осуществляется группировка и интерпретация учетных данных в разрезах, наиболее отвечающих потребностям управления в соответствующей функциональной области.

Функциональная организация учетной деятельности позволяет в полной мере реализовать управление по слабым сигналам. Управление по слабым сигналам – это метод управления, основанный на том, что менеджер замечает уже первые слабые сигналы об изменениях параметров внешней или внутренней среды на своем участке деятельности. При этом практические шаги со стороны управления, направленные на использование пока еще нечетко проявившегося информационного сигнала, становятся все более определенными и целенаправленными по мере получения более достоверной и полной учетной информации. Работники функциональных служб предприятия на основе своих профессиональных компетенций способны воспринимать слабые сигналы об изменения параметров существующих или появлении новых объектов учета с последующей выработкой и реализацией адекватных управленческих решений.

Традиционно авторами описывается следующая последовательность формирования учетно-информационного ресурса : управленческая потребность менеджмента в учетной информации → предоставление им учетной информации специализированным учетным подразделением. По нашему мнению – это упрощенное представление. Достаточно часто встречается обратная ситуация, когда весьма слабые сигналы о новых явлениях, параметрах и новых объектах учета, выявляемые в ходе учетной деятельности, приводят к появлению новой или актуализации традиционной управленческой задачи с последующим инициированием более активной учетной деятельности в данном направлении. Указанный аспект пока не нашел достаточного отражения в работах, посвященных учетной практике хозяйствующих субъектов, хотя его важность и актуальность подчеркивается отдельными исследователями. В частности, А.В. Глущенко говорит о существенности такой характеристики учетной информации, как «темпоральность», т.е. проявлении активности источника информации в целях предвосхищения им информационных потребностей пользователя [1, с.12]. Мы согласны с мнением данного автора о том, что релевантность и темпоральность являются одними из основных требований к качеству учетной управленческой информации.

Учетная информация функциональных видов учета изначально используется для поддержки управленческих решений и достижения управленческих целей по отдельным направлениям деятельности предприятия. «У каждого структурного подразделения, осу­ществляющего отдельные виды деятельности, свои цели и задачи, следовательно, и свои воз­можности выбора способов их решения. Анало­гичная ситуация складывается внутри самих служб и подразделений предприятия» [2, с.225]. Это приводит к многообразию возможных управленческих решений как по видам деятельности, осуществляемым предприятием, так и в разрезе отдельных структурных подразделений. В отдельных случаях реализация данных управленческих решений может приводить к результатам, противоречащим целями организации в целом. Поэтому важной задачей учетной системы является формирование учетной информации, способной комплексно отразить функционирование организации в качестве совокупного результата множества управленческих воздействий и решений в рамках различных процессов и направлений. В качестве учета, комплексно отражающего деятельность организации, мы рассматриваем функциональный вид учета – учет согласованной деятельности, формализованной областью которого выступает бухгалтерский учет.

Учетные данные, передаваемые в систему бухгалтерского учета и генерируемые в ней в ходе фи­нансово-хозяйственной деятельности, подвергаются сложной структуриза­ции на основе определенных правил и подходов. В качестве основной причины образуемого разрыва в объемах учетной информации между отдельными элементами учетной системы следует назвать наличие учетной информации нефинансового характера, а так же различные критерии признания объектов учета и их характеристик для разных функциональных видов учета.

Для устранения вышеуказанного информационного разрыва и в целях формирования наиболее полной учетной информации о согласованной деятельности предприятия используется ряд подходов.

Во-первых, международная практика бухгалтерского учета постоянно берет на вооружение все новые инструменты, позволяющие более гибко описывать хозяйственную деятельность организации. К ним относятся: отражение в бухгалтерском учете условных фактов хозяйственной деятельности, событий после отчетной даты, формирование резервов, применение более совершенных видов оценки и переоценки активов и обязательств и т.п. Однако возможности данных инструментов не безграничны, и они не способны радикально изменить «пропускную» способность бухгалтерского учета. По мнению В.Ф. Палия, традиционные подходы и возможности развития теории и методологии бухгалтерского учета в новых социально – экономических условиях практически исчерпаны. «Структура бухгалтерского учета становится сдерживающим и экономически неоправданным для бизнеса фактором» [3, с.45]. В качестве меры, позволяющей повысить информационный потенциал бухгалтерской финансовой отчетности, используется расширение состава предоставляемых в пояснительной записке показателей (например, о связанных сторонах, о результатах деятельности по отдельным сегментам, результаты деятельности в экологической и социальных областях и т.п.).

Во-вторых, совершенствуются и разрабатываются новые методики формирования производных балансов, в которых информация бухгалтерской финансовой отчетности дополняется показателями различных направлений бизнеса, в том числе информацией о нефинансовых результатах деятельности. В целях расширения спектра применения учетной информации возможно формирование производных балансов, содержание которых будет зависеть от стадий жизненного цикла организации (возникновение, становление, развитие, достижение высшей точки, спад, реорганизация или банкротство, ликвидация). В целях стратегического учета могут быть использованы формы интегрированных производных баланса и отчета о прибылях и убытках, которые позволят улучшить информационное обеспечение управления устойчивым развитием на долгосрочную перспективу.

Усложнение деятельности предприятий и среды их функционирования, возникновение новых направлений реализации добавленной ценности, необходимость учета большого количества нефинансовых параметров – все это приводит только к увеличению информационного разрыва между информационным полем функциональных видов учета и границами бухгалтерского учета. Изменение традиционных подходов в сфере управления, ориентированных исключительно на экономические цели, и появление новых концепций управления социально-экономическими системами, признающими важнейшую роль социального и экологического аспектов, так же приводит к возникновению все большего количества объектов, не отвечающих системным требованиям бухгалтерского учета. Это ставит перед современными исследователями в области учета задачи формирования новых интеграционных инструментов, способных системно объединять разнообразную учетную информацию. В полной мере эти задачи на сегодня еще не решены, поэтому для большей части хозяйствующих субъектов таким интеграционным инструментом, позволяющим комплексно отразить деятельность предприятия, остается бухгалтерский учет. Именно это позволяет нам рассматривать его элементом функционально-ориентированной системы учета предприятия, осуществляющим учет согласованной деятельности хозяйствующего субъекта. Тем не менее, следует понимать, что учетная информация, необходимая менеджменту предприятия в современных условиях рыночной экономики для эффективного управления им, намного превышает рамки бухгалтерского учета. Чем крупнее и сложнее хозяйствующий субъект, тем большую потребность в самой разнообразной учетной информации испытывают его управляющие структуры. Рост и развитие предприятия обуславливает развитие и усложнение его учетной системы для удовлетворения растущих информационных запросов пользователей и обеспечения интеграции управленческих усилий отдельных функциональных подразделений в целях согласованной деятельности.

Эффективность функционально-ориентированной учетной системы во многом обеспечивается соответствующим ее регулированием на организационном уровне. Если рассматривать такой структурный элемент функционально-ориентированной учетной системы, как бухгалтерский учет, то его регламентация осуществляется как «внешними», так и «внутренними» по отношению к предприятию стандартами. К «внешним» стандартам следует отнести Положения по бухгалтерскому учету и Международные стандарты финансовой отчетности. «Наличие «внешних» стандартов являет­ся необходимым, но далеко не достаточным условием обеспечения качества информаци­онной системы. «Кроме «внешних» должны быть и «внутренние», содержащие более де­тализированные принципы, регламентирую­щие отдельные аспекты учета, учитывающие отраслевые и географические особенности организации» [4, с.75]. По мнению А.В. Глущенко необходимость внутреннего нормативного регулирования учета обусловлена тем, что «внешним» стандартам, как национальным, так и международным присущи определенные недостатки:

  • при всем своем многообразии они не охватывают все аспекты учета;

  • формулируют принципы учета в об­щем виде, что вызывает необходимость их конкрети­зации применительно к конкретному предприятию;

  • содержат многовариантные положе­ния;

  • могут содержать противоречивые нор­мы, дезорганизующие процесс бухгалтерского учета;

  • не учитывают особенностей хозяйственной деятельности предприятия [4, с.76].

Все перечисленные недостатки призвана устранить система внутреннего нормативного регулирования учетных процессов, осуществляемых на предприятии. Разработка внутренних документов, регламентирующих учетную деятельность, позволяет предприятию найти разумный баланс между общими подходами к учетно-аналитическому обеспечению и индивидуальными особенностями хозяйствующего субъекта. При этом сфера применения «внутренних» стандартов не должна ограничиваться только бухгалтерским учетом. Предлагаемая специалистами обязательная внутренняя стандартизация учета применительно к функционально-ориентированной учетной системе предприятия предполагает соответствующие мероприятия по всем структурным элементам данной системы.

В качестве основных направлений внутренней стандартизации необходимо выделить:

  • стандартизацию функциональных видов учета, организуемых в рамках основного бизнес-процесса;

  • стандартизацию функциональных видов учета, обеспечивающих специальные виды менеджмента;

  • стандартизацию учета согласованной деятельности;

  • стандартизацию бухгалтерского учета.

Последнее направление наиболее успешно решается на отечественных предприятиях. Это объясняется тем, что разработка внутренних стандартов в сфере бухгалтерского учета, основным из которых является учетная политика, предусмотрена нормами отечественного законодательства. Учетная политика является нормативным документом организационного уровня принятой в РФ четырехуровневой системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данному направлению стандартизации традиционно уделяется большое внимание методологов, аудиторов, бухгалтеров.

Стандартизация учетных процессов остальных направлений никак не регулируется нормативными документами отечественного законодательства. Поэтому хозяйствующий субъект может осуществлять внутреннюю стандартизацию самостоятельно исходя из масштабов предпринимательской деятельности и ее отраслевой направленности, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, направлений управленческой деятельности, наличия территориально-обособленных подразделений, и ряда других факторов. Внутренняя стандартизация учетной деятельности осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно и определяется исключительно профессионализмом персонала и уровнем развития локального нормотворчества. В отдельных случаях специалисты предприятий при формировании внутренних стандартов разрабатывают правила противоречащие базовым учетным принципам и не учитывающие логику формирования интегрированной учетной информации. Это приводит к тому, что «некоторые положения соответствующих внутренних регламентов оказываются абсурдными, а их использование может привести к катастрофически неверным и губительным для организации управленческим решениям» [5, с.21].

Учетная информация должна обеспечивать поддержку менеджмента организации по таким направлениям как формулирование бизнес-стратегий, планирование и контроль видов деятельности, анализ и принятие управленческих решений, эффективное использование ресурсов, повышение производительности и увеличение стоимости компании, сохранение материальных и нематериальных активов, корпоративное руководство и внутренний контроль [6, с.7]. В связи с этим, основными направлениями совершенствования учетной деятельности предприятия нами определены: эффективная организация функциональных видов учета; активное вовлечение пользователей учетной информации в процесс ее формирования; обеспечение тесной взаимосвязи элементов учетной системы с бухгалтерским учетом; развитие учетных инструментов и методов бухгалтерского учета, позволяющих сократить информационный разрыва между ним и другими учетными подсистемами; усиление активно-исследовательской направленности функциональных видов учета. Предложенные направления развития учетной системы позволят всемерно повысить эффективность ее функционирования.


Литература:

  1. Глущенко А.В. Методология внутренней стандартизации учета в агрохолдингах: автореф. дис. док. экон. наук. – Волгоград, 2008. – 36 с.

  2. Гафаров Ш.Х. Методологические аспекты измерения экономической свободы предприятий // Экономические науки. – 2008. – № 10(47). – С. 225-230

  3. Палий В.Ф. Теория бухгалтерского учета: современные проблемы – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2007. – 88 с.

  4. Глущенко А.В. Стандартизация учета и ее роль в повышении надежности и прозрачности информации // Вестник ВолГУ. Серия 3.Вып.8. – 2003–2004. – С.75–78

  5. Слободняк И.А. Регламенты формирования информации внутренней бухгалтерской отчетности // Международный бухгалтерский учет. – 2011. – № 11.– С.21–30

  6. Николаева О.Е., Алексеева О.В. Стратегический управленческий учет. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, учетная информация, функциональный вид учета, учетная система, учетная деятельность, хозяйствующий субъект, решение, согласованная деятельность, внутренняя стандартизация, функционально-ориентированная учетная система.

Похожие статьи

Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Специфика управления малым предприятием в современных условиях: особенности и риски

Совершенствование системы оплаты труда производственного персонала — составляющая стратегического развития современного предприятия: условия и необходимость

Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации: методический аспект

Особенности образовательной деятельности высших учебных заведений и их влияние на управленческий учет затрат

Совершенствование аудита финансово-хозяйственной деятельности туризма

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Совершенствование механизма управления предприятием с использованием QFD-анализа

Похожие статьи

Профессиональное становление специалиста в сфере туризма и гостеприимства: теоретический аспект

Взаимодействие элементов образовательной системы: финансовый и управленческий аспект

Специфика управления малым предприятием в современных условиях: особенности и риски

Совершенствование системы оплаты труда производственного персонала — составляющая стратегического развития современного предприятия: условия и необходимость

Государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации: методический аспект

Особенности образовательной деятельности высших учебных заведений и их влияние на управленческий учет затрат

Совершенствование аудита финансово-хозяйственной деятельности туризма

Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе процессного подхода и системы менеджмента качества

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Совершенствование механизма управления предприятием с использованием QFD-анализа