Развитие экономики Российской Федерации путем обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аристов, А. В. Развитие экономики Российской Федерации путем обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках / А. В. Аристов, Ю. И. Аристов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/376/15960/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются вопросы создания и обеспечения конкурентоспособности на электронных торговых площадках Российской Федерации, создания благоприятных условий для принятия участия контрагентов в электронных процедурах на электронных торговых площадках, что позволяет повысить эффективность проведения тендеров конкурентным способом, достичь повышения экономии бюджетных средств и оптимизировать с целью снижения бюджетные расходы заказчиков.

Ключевые слова: электронная торговая площадка, конкурентоспособность, экономия бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов.

The article deals with the issues of creating and ensuring competitiveness on electronic trading platforms of the Russian Federation, creating favorable conditions for the participation of contractors in electronic procedures on electronic trading platforms, this will improve the efficiency of tenders in a competitive manner, achieve increased budget savings and optimize the reduction of budget expenditures of customers.

Keywords: electronic trading platform, competitiveness, budget savings, optimization of budget expenditures.

Заказчики бюджетных учреждений на территории Российской Федерации осуществляют закупки товаров, работ и услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе [№ № 1, 2], с использованием и применением электронных торговых систем, утвержденных Правительством Российской Федерации [№ 5].

Электронная торговая площадка является программно-аппаратным комплексом технических, информационных и организационных решений, обеспечивающих взаимодействие контрагентов и заказчиков через электронные каналы связи. На электронных торговых площадках проводятся конкурентные способы определения контрагентов в электронной форме.

Выделяют следующих операторов электронных торговых площадок: ЗАО «Сбербанк-АСТ» АО «РАД»; АО «ЕЭТП»; АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»; АО «ЭТС»; АО «ТЭК-Торг»; ООО «ЭТП ГПБ»; ООО «РТС-тендер»; ООО «АСТ государственного оборонного заказа».

Деятельность электронных торговых площадок объединяет в едином информационном и электронном торговом пространстве контрагентов и заказчиков разнообразных товаров, работ и услуг, предоставляет участникам комплекс электронных процедур, необходимого электронного сервиса, повышающего эффективность бизнеса для контрагентов, оптимизацию бюджетных расходов для заказчиков [№ 7, № 1–2 (12–13)].

Многие контрагенты уже зарегистрированы на электронных торговых площадках и принимают активное участие в электронных тендерах. Но имеются и контрагенты, считающие участие на электронных торговых площадках не эффективным и затратным, соответственно они не видят необходимости регистрироваться на электронных торговых площадках. На основании этого следует полагать, что конкурентоспособность в данной ситуации снижается, а бюджетные расходы заказчиков менее эффективно оптимизируются. Причиной такого развития событий могут быть плата по тарифам, утвержденным операторами электронных торговых площадок при проведении электронных процедур закупок.

Рассмотрим варианты размера платы при проведении электронных процедур закупок [№ 6]:

– 1 % начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК), но не более чем 4500,00 рублей, без учета НДС;

– 1 % НМЦК, но не более чем 1800,00 рублей, при участии только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций;

– 1 % НМЦК, но не более чем 4500,00 рублей, без учета НДС, при проведении электронной процедуры с начальной (максимальной) ценой контракта (договора) свыше 100000,00 рублей при участии только субъектов малого и среднего предпринимательства.

Размер платы также взимается с контрагента, с которым заключается контракт (договор) по результатам проведения электронной процедуры закупки и по результатам определения контрагента победителем [№ 6]. Согласно постановлению Российской Федерации утверждены следующие условия предельного размера платы с контрагента, с которым заключается контракт (договор) по результатам проведения электронной процедуры закупок [№ 3]:

– 1 % НМЦК, но не более чем 5000,00 рублей, без учета НДС;

– не более 1 % НМЦК, но не более чем 2000,00 рублей, при участии только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций [№ 3].

На практике, при заключении контракта (договора) бывают случаи, что с контрагентом сразу расторгается контракт (договор) в результате наступившего у заказчика отсутствия необходимости, в получении предусмотренного контрактом (договором) объема товаров, работ и услуг. Или в процессе исполнения контракта (договора) заказчик не выбирает значительное количество и объем товаров, работ и услуг, где предусмотрено условие в документации, что поставка товара, оказание услуг или выполнение работ осуществляется по заявке заказчика. В связи с этим, в первом случае контрагент теряет полностью свои вложенные денежные средства по предусмотренному тарифу на электронной торговой площадке. Во втором случае контрагент может полностью потерять свои вложенные денежные средства, если от заказчика не поступило заявки, или частично теряет свои вложенные денежные средства, что также является затратным условием для контрагента.

Таким образом, возникает необходимость урегулировать механизм и возможность возврата вложенных денежных средств контрагенту со стороны оператора электронной торговой площадки в случае, если с контрагентом сразу был расторгнут контракт (договор) или не исполнен контракт (договор) по причине отсутствия заявки от заказчика. Чтобы контрагент был ознакомлен с данным условием в положении о тарифах, и имел возможность подать заявление на возврат денежных средств. Во втором случае контрагенту должна предоставляться возможность обоснования его затрат при не эффективно исполненном контракте (договоре), где контрагент имел бы право подать заявление на возврат частично вложенных денежных средств. В таком варианте сумма возврата денежных средств должна быть рассчитана в процентном отношении от его затрат и неполученной прибыли по частично исполненному контракту (договору).

С целью создания высокой и эффективной конкурентоспособности на электронных торговых площадках, следует создать и обеспечить благоприятные условия для принятия участия контрагентов в электронных процедурах на электронных торговых площадках. А именно, отменить взимание платы при проведении электронных процедур закупок, кроме платы при заключении контракта (договора) по результатам проведения электронной процедуры закупки. Это позволит не зарегистрированным контрагентам на электронных торговых площадках и считающих участие в электронных процедурах закупок не эффективным и затратным изменить свое решение, воспользоваться доступным и эффективным современным электронным ресурсом, предоставляющим возможность участвовать в электронных процедурах закупок с минимум затрат.

Предлагаемый механизм создания благоприятных условий для принятия участия контрагентов в электронных процедурах и регистрации на электронных торговых площадках позволит обеспечить высокую и эффективную конкурентоспособность. Это в свою очередь обеспечит значительное развитие экономики Российской Федерации.

В рамках реализации цифровизации закупок и экономики Российской Федерации [№ 4] следует создать максимально удобные условия контрагентам для их активного принятия решения участвовать в электронных процедурах закупок на электронных торговых площадках.

Литература:

  1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 05 апр. 2013г. № 44-ФЗ (ред. от 24 апр. 2020). URL: http://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
  2. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федер. закон от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ (ред. от 24 апр. 2020). URL: https://legalacts.ru/doc/223_FZ-o-zakupkah-tovarov_-rabot_-uslug-otdelnymi-vidami-juridicheskih-lic/?yclid=2840512412447701724
  3. О взимании оператором электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 мая 2018г. № 564 / Председатель Правительства Рос. Федерации, 2018.
  4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 июля 2017 № 1632-р // Председатель Правительства Рос. Федерации. 2017.
  5. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 12 июля 2018г. № 1447-р (ред. от 28 июля 2018) / Председатель Правительства Рос. Федерации, 2018.
  6. Об утверждении временного, на период с 15.04.2020 по 30.06.2020, размера и порядка взимания платы АО «РАД” в качестве оператора электронной площадки при проведении электронной процедуры закупки: приказ АО «РАД” от 14 апр. 2020г. № п-0025/29 / Генеральный директор, 2020.
  7. Демина Н. В. Виды электронных торговых площадок / Н. В. Демина, М. В. Чистова // Вестник экспертного совета. Институты и инфраструктура, 2018. № 1–2 (12–13).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, электронная процедура закупок, контрагент, площадка, договор, электронная торговая площадка, принятие участия контрагентов, результат проведения, средство, учет НДС.

Ключевые слова

конкурентоспособность, электронная торговая площадка, экономия бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов

Похожие статьи

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг

В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...

Импортозамещение как стратегия устойчивого развития: анализ производственной деятельности компании в условиях изменяющейся экономической среды

В статье рассматривается вопрос импортозамещения продукции на уровне компании в условиях глобальных экономических изменений и санкционного давления. Проведен анализ особенностей производственной деятельности компании, оценены ключевые факторы, влияющ...

Формирование условий для развития конкуренции в российской предпринимательской среде

В статье рассматриваются конкурентные условия, в которых функционируют участники бизнеса, а также возможные пути стимулирования развития конкуренции и меры государственной поддержки предпринимателей в РФ.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Особенности интернет-коммуникаций в сфере экологических услуг

В статье рассмотрены особенности коммуникационной деятельности в сети Интернет предприятия, действующего в сфере экологических услуг. Значительное внимание уделено процессу внедрения интернет-коммуникаций в деятельность компании, выбору целевого сегм...

Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус»

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности компании на рынке. Использование логистической концепции позволяет рационально управлять потоковыми процессами, спос...

Оценка и стратегия развития конкурентоспособности региона

Целью данного исследования является обоснование стратегий развития региональной конкурентоспособности экономики Ростовской области, основанных на совершенствовании отраслевого, инфраструктурного аспектов развития в условиях межрегиональной конкуренци...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Создание инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технологических возможностей интернет-маркетинга

В статье изучается особенности создания инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технических возможностей Интернет-маркетинга. Необходимо рассмотреть условия организации бизнеса, охарактеризовать особе...

Похожие статьи

Алгоритм исследования конкурентной среды на рынке образовательных услуг

В статье обосновывается необходимость применения маркетинговых инструментов для эффективной деятельности образовательной организации высшего профессионального образования. Исследования конкурентной среды позволяет вовремя корректировать стратегии раз...

Импортозамещение как стратегия устойчивого развития: анализ производственной деятельности компании в условиях изменяющейся экономической среды

В статье рассматривается вопрос импортозамещения продукции на уровне компании в условиях глобальных экономических изменений и санкционного давления. Проведен анализ особенностей производственной деятельности компании, оценены ключевые факторы, влияющ...

Формирование условий для развития конкуренции в российской предпринимательской среде

В статье рассматриваются конкурентные условия, в которых функционируют участники бизнеса, а также возможные пути стимулирования развития конкуренции и меры государственной поддержки предпринимателей в РФ.

Применение принципов контрактной системы в сфере закупок для повышения эффективности использования бюджетных средств

В статье автор рассматривает вопросы совокупной реализации принципов контрактной системы в направлении повышении эффективности использования публичных денежных фондов.

Этапы формирования долгосрочной конкурентной стратегии развития предприятия общественного питания

Статья посвящена исследованию этапов разработки долгосрочной конкурентной стратегии предприятия общественного питания в современных экономических условиях. Определены главные цели и задачи долгосрочной конкурентной стратегии, дана характеристика напр...

Особенности интернет-коммуникаций в сфере экологических услуг

В статье рассмотрены особенности коммуникационной деятельности в сети Интернет предприятия, действующего в сфере экологических услуг. Значительное внимание уделено процессу внедрения интернет-коммуникаций в деятельность компании, выбору целевого сегм...

Оценка функционирования логистической системы предприятия на примере ООО «Бауцентр рус»

Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия является одним из факторов, определяющих уровень конкурентоспособности компании на рынке. Использование логистической концепции позволяет рационально управлять потоковыми процессами, спос...

Оценка и стратегия развития конкурентоспособности региона

Целью данного исследования является обоснование стратегий развития региональной конкурентоспособности экономики Ростовской области, основанных на совершенствовании отраслевого, инфраструктурного аспектов развития в условиях межрегиональной конкуренци...

Концепция системы управления инновационной активностью организации туристско-рекреационной сферы

Ориентация на переход экономики Российской Федерации на инновационной путь развития актуализирует проблему управления инновационной деятельностью организаций во всех отраслях производства. Развитие индустрии гостеприимства в рамках этого процесса явл...

Создание инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технологических возможностей интернет-маркетинга

В статье изучается особенности создания инновационного предприятия в области устойчивого инновационного развития с использованием технических возможностей Интернет-маркетинга. Необходимо рассмотреть условия организации бизнеса, охарактеризовать особе...