Развитие и роль микропредприятий в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Санкт-Петербург, октябрь 2018)

Дата публикации: 02.10.2018

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Лебедева, Е. С. Развитие и роль микропредприятий в Российской Федерации / Е. С. Лебедева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14517/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, предприятие, государственная поддержка.

Микропредприятие — это предприятия сферы малого бизнеса. В круг таких предприятий входят вновь созданные субъекты хозяйствования либо функционирующие на протяжении года с момента их регистрации.

Таким образом, организация, у которой незначительные обороты и небольшая численность работников может быть классифицирована как микропредприятие.

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Они актуальны для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) (ч. 1, пп. «а» п. 1, п. 2, п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265). А также и для акционерных обществ (АО), если они попадают в одну из категорий по показателям доходов и среднесписочной численности работников. Но у АО должно соблюдаться еще одно из условий, перечисленных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. К примеру, акции общества должны быть отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ, и обращаться на организованном рынке ценных бумаг (пп. «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

При этом критерии среднего и малого предпринимательства могут измениться, если не будут соблюдаться условия о доходах и среднесписочной численности работников в течении трех календарных лет подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).

Чтобы получить статус микропредприятия компания или ИП должны быть внесены в Реестр малого и среднего предпринимательства, который создается Федеральной налоговой службой на основе отчетных данных: количество работников определяется на основе отчетных данных о среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию, а доходы за прошедший год оцениваются на основе сданных налоговых декларациях.

Вновь созданное микропредприятие имеет ряд преимуществ, что очень положительно сказывается для старта фирмы.

Положительные стороны функционирования микропредприятий в РФ:

 отчет в налоговые органы подается ежеквартально, аналогично осуществляется уплата;

– при сдаче годового отчета не нужно предоставлять заключение присяжного аудитора;

– отсутствуют обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль предприятий;

– наличие возможности у сотрудников микропредприятий работать по совместительству на нескольких субъектах хозяйствования;

– относительно небольшие затраты на ведение бухгалтерского учета на предприятии;

– можно не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определённой суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у малых предприятий есть такое право.

На данном этапе развития экономики в России малое предпринимательство приобретает особое значение. Так как малое предпринимательство не требует крупных стартовых инвестиций и гарантируют высокую скорость оборотов ресурсов. Тем не менее доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет всего только около 20 %. Однако в таких развитых странах, как США, Англия, этот показатель около 50 %, а в Китае — 60 %.

Согласно поручению президента России Владимира Путина, к 2020 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна увеличиться в 2,5 раза, до 50 %.

Для выполнения этой задачи ведется системная работа по снижению административных барьеров для бизнеса в рамках Национальной предпринимательской инициативы, а также создаются новые институты развития, такие как Корпорация развития МСП, призванная реализовывать эффективные меры поддержки российских предпринимателей.

По статистике лишь 3,4 % малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

Темпы роста числа новых зарегистрированных субъектов малого предпринимательства в нашей стране остаются низкими. На рисунке 1 представлена статистика по количеству малого предпринимательства в России, в том числе и микропредприятий, зарегистрированных впервые.

Рис. 1. Статистика субъектов малого предпринимательства в России

Основными причинами низкого роста малого предпринимательства в России являются административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы, пени и блокировки счетов.

Еще к одной из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства в РФ можно отнести постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам.

Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т. к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

Так одним из примеров служит такой факт, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили. На 2018 год сумма страховых взносов для ИП составляет 27 990 рублей + 1 % от выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Правда с 1 января 2015 г. вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Такой закон в 2015 году заметно мотивировал многих, и в результате уже с января 2015 года резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП — на 14 % по сравнению с декабрем 2014 г [2]

Самыми популярными сферами работы малого бизнеса в РФ являются:

– оптовая и розничная торговля, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;

– операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг;

– обрабатывающие производства;

– строительство.

Об этом свидетельствует и статистика, проведенная Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) в 2017 году по форме МП (микро) «Основные показатели деятельности микропредприятия» (см. Рисунок 2).

Рис. 2. Основные показатели деятельности микропредприятий по видам экономической деятельности в 2017 году

Несмотря на незначительный рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается.

При этом, можно сказать, что роль малых предприятий в экономике России значительна. Их рассматривают как налогооблагаемую базу для бюджетов и как источник создания рабочих мест, что несет в себе огромную социальную значимость для страны. Но в отличие от других форм — малые предприятия больше всего зависят от колебаний рынка и нуждаются в государственной поддержке. Поэтому в настоящее время государством разрабатываются всевозможные системы поддержки малого предпринимательства, т. к. в данный период развития экономики России их роль особенно важна. Однако мало кто может ей воспользоваться.

Дискуссия о поддержке и развития малого бизнеса в России ведется уже фактически с момента перестройки.

В конце 90-х начале 2000-х появились отдельные программы по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

Однако системный подход к развитию малого бизнеса был положен в 2007 году принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Закон определяет общие понятия в сфере малого и среднего бизнеса и устанавливает базовые правила государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевые моменты, установленные законом:

 критерии отнесения предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства;

– субъекты малого и среднего бизнеса, не охватываемые системой господдержки;

– трехуровневая система поддержки малого бизнеса (федеральный, региональный и муниципальный);

– формы поддержки малого предпринимательства и методы их реализации.

В 2015 году был создан государственный институт развития малого и среднего предпринимательства. Его программа направлена на реализацию новых мер и поддержку малого предпринимательства. Планируется решение следующих задач:

– оказание финансовой, юридической, инфраструктурной, имущественной, методологической поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;

– организация сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса;

– привлечение финансирования в малый и средний бизнес со стороны российских, иностранных и международных организаций;

– рост доли закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства [1].

Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого воздействия (субвенции, безвозвратные кредиты, бюджетное финансирование и т. п.) и косвенного воздействия (налоговые льготы, налоговая политика и т. п.), а по содержанию

 административные (организационно-правовые);

– экономические;

– институционные.

Так же получают широкое развитие организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию консультационных услуг малым предприятиям. Особое внимание уделяется предприятиям, занимающимся научно-исследовательскими разработками. Такие предприятия получают финансовую помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Так, например, в Санкт-Петербурге существует АО «Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства, региональная микрофинансовая организация Ленинградской области» (АО «АПМСП»). По данным 2016 года федеральной финансово-гарантийной поддержкой по «Программе 6,5» Корпорации МСП воспользовались 16 предприятий малого и среднего бизнеса. Бизнесменами были получены кредиты в размере 232 млн. рублей по ставке 9,6–10,6 % годовых.

Программа получила название «Шесть с половиной», так как кредитные организации (21 уполномоченный банк), предоставляющие финансирование предпринимателям по этой программе, получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5 % годовых. Наиболее активными на территории Ленинградской области в реализации этой программы оказался ПАО «Промсвязьбанк» [3].

Известно, что федеральной поддержкой воспользовались в основном производственные и строительные компании, предприятия сельского хозяйства и сельхозпереработки, а также фирмы, работающие в сфере общественного питания, оказывающие медицинские, транспортные и другие услуги в Ленинградской области.

В 2016 году Росстат провел сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В обследовании приняли участие все виды субъектов малого и среднего предпринимательства России, включая предприятия — юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Итоги сплошного наблюдения позволили уточнить данные по сектору, которые в основном, собираются на выборочной основе. Первые результаты были опубликованы в конце 2017 года на сайте Росстата. По этим данным видно, что из 1 449 669 малых предприятий (в том числе и микропредприятий) воспользовались государственной поддержкой в рамках государственной программы всего 28 986 предприятий. Это очень малая часть, которая даже не входит в 1 %.

В заключении можно сказать, что как таковой поддержки для субъектов малого предпринимательства в РФ нет, она находится только на стадии развития и на бумаге, а о той поддержке, которая уже существует мало кто информирован, либо не может воспользоваться.

Литература:

  1. Евдокимова Ю. В. Основные направления развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 10
  2. Коваленко С. В., Шарипова А. Р. Проблемы малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 743–746
  3. Новости Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области // суховское.рф. URL: p=5179 (дата обращения: 25.05.2016)
  4. www.gks.ru/. URL: (дата обращения: 31.08.2018)
  5. www.nalog.ru/rn78/. URL: (дата обращения: 25.08.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малый бизнес, среднее, предприятие, Россия, РФ, субъект малого, государственная поддержка, предпринимательство, развитие малого.

Похожие статьи

Перспективы развития малого предпринимательства...

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году.

Похожие статьи

Перспективы развития малого предпринимательства...

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году.