Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Прохоров З. С., Онучина А. А., Лопатина Е. Н., Митрофанов Д. Е., Шпак Е. В. Анализ ключевых показателей эффективности зарубежных предприятий: проблемы и направления развития [Текст] // Экономическая наука и практика: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14032/ (дата обращения: 22.06.2018).



Цель данной статьи — это рассмотрение результатов анализа ключевых показателей эффективности зарубежных компаний, которые относятся к главным игрокам на рынках разных отраслей, а также выявление проблемных вопросов и тенденций развития необходимого методологического инструментария.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, декомпозиция, стратегия развития предприятия, многоуровневый подход.

Следует отметить, что в настоящее время в мировой экономике сформировалась целая область асимметрий — дисбалансов. Прежде всего, такие дисбалансы связаны с такими характерными чертами мировой экономики, как глобализация и проявление дефицита качественного управления. Также следует выделить дисбалансы между финансовым и реальными секторами мировой экономики, между большими запасами резервных мировых валют у одной группы стран и существенными внешними долгами резидентов второй группы стран и т. д. [1].

Рассматривая суть данного вопроса, необходимо исходить из реалий экономики и политики разных страны в настоящее время.

На современном этапе состояние экономики характеризуется нестабильностью.

Современное эффективное управление организациями в разных странах призвано решать сложные проблемы. За последние 10–15 лет активные изменения в технической, технологической, информационной и социальной среде, в которой существует современный бизнес, представляют собой важную характеристику современного мира.

Следовательно, одним из значимых критериев выживаемости компаний в настоящее время является потенциальная способность меняться в соответствии с изменениями, происходящими в мире. В случае если задача не только в выживании, но и в преуспевании бизнеса, изменения в компании должны учитывать вектор и превышать скорость изменений во внешней среде. Проблема менеджмента состоит в том, что управление организацией в условиях активных современных изменений требует новых современных подходов, новых современных моделей менеджмента.

В такой ситуации для успешного управления, а также для быстрого реагирования на постоянные внутренние и внешние изменения глобализационной экономики важно внедрение процессного подхода в управлении. Данный подход интегрирует качественные стратегические цели, инструменты и механизмы управления, направленные на достижение в настоящем и будущем высоких результатов при увеличении капиталов организации (финансовый, человеческий и т. д.).

Организационная так называемая «бизнес-единица» (комплекс, отрасль, холдинг, компания) — это многомерная система. Она характеризуется комплексом показателей. В такой бизнес-единице оценка уровня эффективности предполагает интегрированную количественную оценку, которая демонстрирует соответствие итога ее деятельности стратегическим целям, а также требованиям Заказчика, являющимися для него приоритетными [3].

Система ключевых показателей эффективности (сокращенно — «КПЭ») является одним их главных инструментов успешного управления. Данная система должна быть настроена на все вопросы деятельности компании, учитывать влияние, изменения и потребности как внешней среды, так и внутренней сред организации. Сама система таких показателей только демонстрирует итоговые результаты, не анализируя причины проявившихся проблем, требуя при этом последующего глубокого анализа многих индикаторов [4].

Следовательно, резюмируя существующий на сегодняшнее время понятийный аппарат, такую экономическую категорию, как «система ключевых показателей эффективности» можно определить, в виде комплекса горизонтально и вертикально расположенных индикаторов-показателей, которые дают возможность провести оценку динамики происходящего развития компании и обязательного достижения ей установленных целей на каждом управленческом уровне, а также определить проблемные сферы, требующие формирования корректирующих действий.

Основная отличительная особенность КПЭ от такой категории, как «критерии эффективности принимаемых решений» в том, что ключевые показатели эффективности — это показатели, которые обязательно имеют целевое количественное и качественное измерение (иными словами «плановый показатель»). Такое целевое измерение дает возможность в динамике провести оценку уровня достижения установленных стратегических целей компании. При этом критерии эффективности принимаемых решений — это только расчетные показатели (социальные, экономические и т. д.). Они характеризуют эффективность реализации управленческого решения, либо проекта. [2].

В данной работе были рассмотрены КПЭ зарубежных компаний, которые относятся к разным отраслям [5]. В таблице 1 представлены результаты по пяти компаниям.

Таблица 1

Ключевые показатели эффективности зарубежных компаний разных отраслей

п/п

Компания

КПЭ

1

Centrica

(поставка и хранение газа, снабжение электроэнергией, услуги)

– EPS (прибыль на акцию)

– Операционная прибыль компании

– Доходы всех акционеров

– Количество потерянных рабочих дней

– Выбросы углерода

– Коэффициент существующего травматизма

– Дивиденды на акцию

– Лояльность потребителей

– Вовлеченность сотрудников

2

Areva

(создание и производство оборудования для отрасли атомной энергетики, а также производства электроэнергии других (альтернативных) источников)

– Радиационное облучение

– Количество происшествий в организации

– Частота происходящих несчастных случаев

– Количество потерянных дней

– Потоки денежных средств

– Операционная прибыль

– Задолженность по всем заказам

– Выполнение сроков поставок

– Экономия всех расходов

– Производительность труда

– Контроль за поступлением заказов

– Удовлетворенность клиентов

– Ущерб от некачественной продукции

– Добавленная стоимость

– Процент своевременного завершения стадий формирования нового продукта

– Число объектов, которые подлежат индустриализации

– Вовлеченность сотрудников

– Мобильность сотрудников

– Развитие талантов

– Продвижение сотрудников

– Индекс разнообразия работ для сотрудников

3

Alstom Power

(данная компания занимается изготовлением железнодорожного транспорта и энергетического оборудования)

– «Отстающая» прибыль

– Портфель заказов/отношение заключенных договоров к оплаченным договорам

– Невыполненные заказы (т. е. задолженность)

– Чистая прибыль компании

– Выручка от реализации компании

– Операционная прибыль компании

– СДП (денежный поток свободный)

4

Toyota

(компания автомобилестроительной отрасли, иосуществляющая несколько других бизнес-направлений)

– Все показатели уникальны, кроме таких, как:

– расходы на социальную сферу,

– пожертвования

– налоги,

– удовлетворенность сотрудников выдаваемым вознаграждениями

– Патриотизм в отношении компании

– Частота несчастных случаев в компании,

– Операционная прибыль

– Количество потерянных дней по нетрудоспособности

– Индекс FTSE4Good (биржевой индекс социальной ответственности)

5

Siemens

(концерн, отрасли: энергетического оборудования, электроники, электротехники, транспорта, светотехники, медицинского оборудования и различных услуг)

– Экономические показатели:

– Доля расходов на научные разработки в выручке

– Доход от «экологического портфеля»

– Экологические показатели:

– Выбросы газов

– Объем отходов по отношению к базовому периоду

– Энергоэффективность по отношению к базовому периоду

– Количество поставщиков, которые посуществили самооценку по программе повышения энергоэффективности компании Siemens

– Сокращение отходов для утилизации/захоронения по отношению к базовому периоду

– Социальные показатели:

– Внешний нефинансовый аудит

– Количество сотрудников (временные и постоянные)

– Количество сотрудников (постоянные)

– Коэффициент текучести кадров

– Процент женщин, которые занимают управленческие должности

– Расходы на образование в расчете на одного сотрудника

– Расходы на образование персонала

– Количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

– Биржевые показатели:

– позиция в Global 500 Carbon disclosure leadership

– индекс DJ

Анализ данных таблицы 1, дает возможность сформулировать некоторые выводы:

– у рассмотренных зарубежных компаний в КПЭ входят финансовые индикаторы-показатели;

– с учетом отраслевой принадлежности и специализации в КПЭ включаются некоторые специфические показатели;

– наблюдается отсутствие единой методологии разработки системы КПЭ компании.

Данное обстоятельство, как мы полагаем, можно объяснить существованием объективной необходимости в этом в целях активизации положительных тенденций во всех сферах.

Таким образом, руководство должно определять и отслеживать правильные КПЭ компании. Это позволит повысить эффективность ее деятельности.

В настоящее время в практике управления зарубежными компаниями формируются устойчивые тенденции к пониманию, что процесс управления представляет собой комплекс мероприятий по изменению внутренних систем организации в зависимости от современных требований рынка. В этом помогает четкое формирование КЭП.

Как показывает зарубежная практика, достижение ключевых показателей эффективности возможно при внедрении новых методов работы. Для эффективного управления компанией и согласованных КЭП необходимо осознанное понимание последствий внедрения изменений абсолютно для всего персонала компании.

Проведенное исследование позволяет сделать обоснованный вывод о важности и острой необходимости разработки методологии формирования ключевых показателей эффективности компаний.

Литература:

  1. Туленков Н. Маркетинговая стратегия фирмы в антикризисном управлении / Николай Туленков //Персонал. — 2015 — № 6 — ст. 19–25
  2. Леонов Д. В. Фінансова криза та український бізнес/ Д. В. Леонов // Цінні папери України. — 2016. — № 42. — С. 17–20.
  3. Майборода Т. Г. Як подолати фінансову кризу?// Т. Г. Майборода // Цінні папери України. — 2015- № 42. — с. 25–26
  4. Govan D. Crisis in the enterprises.- Strategic Advisory Services, 2009. — 194 p.
  5. Мосс, Кевин Л. 50 эффективных приемов съемки цифровым фотоаппаратом; Вильямс — М., 2015- 496 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ключевой показатель эффективности, компания, базовый период, показатель, EPS, успешное управление, Операционная прибыль компании, Операционная прибыль, внешняя среда, энергетическое оборудование.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос