Направления развития цифровой экономики: телемедицина | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козлова, А. С. Направления развития цифровой экономики: телемедицина / А. С. Козлова, А. Г. Новиков. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13679/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время в качестве основного тренда развития общества выступает цифровая экономика. Одной из составляющих цифровой экономики является телемедицина.

Но что же это такое? Вопрос простой, однако существует огромное количество определений этого понятия. Согласно позиции Всемирной организации здравоохранения: “Телемедицина — это предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно — коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ”.

Наиболее простым способом проведения консультаций на расстоянии является электронная почта. Но, по нашему мнению, значение этого канала коммуникаций будет снижаться. У электронной почты ограниченная сфера использования в рамках телемедицины, так как этот способ явно не подходит в экстренных ситуациях. Электронная почта, безусловно, удобный вариант для отправки различных справок, выписок, результатов анализов, рентгенограмм и кардиограмм. Однако существует риск, что в век информационных перегрузок сообщения могут “затеряться” среди различного спама и рекламных предложений.

Консультации в режиме реального времени требуют высокого уровня технического обеспечения, но имеют ряд преимуществ, которые обеспечивают востребованность такого вида консультаций и дальнейшее развитие этого направления. Современные средства связи (например, Skype), позволяют проводить такие конференции с участием нескольких специалистов, собрать консилиум. Это имеет большое значение, так как у действительно хороших врачей часы приемов расписаны, и собрать не одного, а нескольких специалистов в одно время — задача весьма затруднительная и затратная. Кстати, о затратах — учитывая расстояния между населенными пунктами, время консультаций и прочие факторы, оплата услуг врача может подешеветь в разы, а то и в десятки раз. Это особенно актуально в случае редких заболеваний, когда врач нужного профиля и необходимой квалификации может находиться на другом континенте. С точки зрения самих врачей, этот способ осмотра имеет неоспоримые преимущества. Контактируя с больными людьми на протяжении большей части своего рабочего времени, доктор подвергает себя высокому риску заражения. Подобные профессиональные издержки отражаются на всей семье. Также, консультируя посредством видеоконференций, можно сэкономить время, которое обычно тратится на дорогу, вследствие чего помощь может быть оказана большему числу пациентов. Таким образом, врачи смогут более полно реализовать один из принципов клятвы Гиппократа, принцип милосердия — оказать помощь большему количеству нуждающихся в этом.

Также положительные тенденции развития имеет сфера телеобучения. Проведение лекций, семинаров и видеоконференций с использованием интерактивного контакта лектора с аудиторией становится общепринятой практикой. Это шанс получения профессионального образования без отрыва от основной работы. Намного легче провести видеоконференцию, нежели организовывать комплексное мероприятие, рассылать приглашения, выверять программу, подстраивать время под нужды лекторов из разных уголков мира. Учитывая, что от врачей напрямую зависят человеческие жизни, все большее значение имеет возможность мгновенно поделиться результатами новых исследований. Еще 10–15 лет назад невозможно было представить себе ситуацию, при которой опытный врач, с помощью современных технологий в режиме реального времени отслеживает операцию, которую проводит его коллега! Экономить на образовании нельзя. Отправка сотрудников на крупные конференции зачастую может стоить организации больших средств. Мы ни в коем случае не призываем медицинские институты и больницы экономить на командировках врачей и преподавателей, а советуем обратить большее внимание на различные вебинары, которые можно посмотреть в удобное время, поставить на паузу, пересмотреть.

Учитывая государственную политику РФ в области цифровой экономики, стратегию цифрового общества, покрытие сетью Интернет даже малых сел и деревень будет увеличиваться, что поддержит развитие данного сегмента телемедицины. Согласно докладам ООН, Интернет и вовсе является ключевым средством, с помощью которого можно осуществлять свое неотъемлемое право на свободу выражения мнения. Развитие Интернета, доступ населения к Всемирной сети — одно из приоритетных направлений развития стран третьего мира, где существуют серьезный дефицит как качественных специалистов, так и хороших больниц. Развитие телемедицины в таких регионах (например, в ряде африканских стран, для которых характерна низкая плотность населения, таких как Намибия, Ботсвана, Габон, где на одном квадратном километре живут в среднем 3–4 человека), способно серьезно повысить качество жизни.

В настоящее время наиболее масштабным рынком телемедицины в мире считается рынок Соединенных Штатов Америки, где количество онлайн-консультаций за 2016 год превысило 1 миллион. Учитывая, что в 2015 году количество онлайн-консультаций было порядка 800 тысяч, мы видим рост на 20 %. Количество госпитализаций сократилось на 19 %, что особенно актуально в свете проблем, которые испытывают большинство развивающихся стран и стран третьего мира с переполненностью больничных учреждений. Только в США население сэкономило более полумиллиарда долларов на транспортировке тяжелобольных людей вследствие онлайн-консилиумов. В Нидерландах, внедрение технологий телемедицины, позволило уменьшить почти на 2/3 (64 %) количество госпитализаций людей с хроническими сердечными заболеваниями, а среднее время госпитализации сократило на 87 % [2].

В России из-за огромных расстояний и относительно дорогих тарифов на внутреннее сообщение перспективы развития телемедицины действительно безграничны. Региональная дифференциация в уровне доходов затрудняет поездки к ведущим специалистам, которые в свою очередь, в подавляющем большинстве, сосредоточены в столичном регионе. Отсутствие качественной медицины — одна из важных причин, которая увеличивает уровень урбанизации, из-за которой население мигрирует в города и районные центры.

В июле 2017 года ГД РФ приняла законопроект о телемедицине, который узаконил электронные рецепты и оказание дистанционной врачебной помощи. Закон вступит в силу 1 января 2018 года. Создание правовых основ — необходимое условие развитие телемедицины.

В 2016 году Счетная Палата РФ признала систему ОМС неэффективной. Несмотря на рост использования целевых средств ОМС медицинскими организациями, полномасштабного обновления основных фондов не происходит.

Таблица 1

Использование целевых средств ОМС страховыми медицинскими организациями[1]

Год

Всего использовано средств (т.р.)

Относительный рост или снижение (в%)

2012

804749758

2013

1137611714

+29,26 %

2014

1305540013

+12,86 %

2015

1459754579,4

+10,56 %

2016

1490684756,9

+2,07 %

Согласно данным таблицы мы видим, что темпы роста использования целевых средств снижаются, причем за последний отчетный период 2015–2016 гг., темпы роста сократились в 5 раз (с 10,57 % до 2,07 %). Большинство экспертов считают, что в фонд ОМС на данный момент финансируется недостаточно [1]. Повышение тарифов в нынешней социально-экономической обстановке в первую очередь ударит по малому бизнесу. Эта мера спровоцирует уход ряда фирм в тень, произойдет увеличение серых выплат, вследствие чего пострадает не только фонд ОМС, но и Пенсионный фонд, и фонд ОСС, и бюджет Российской Федерации в целом. Телемедицина способна сократить ряд издержек (например, транспортировка больных, вылеты врачей и т. д.), высвободить средства.

Развитие телемедицины помимо уже упомянутой борьбы с очередями серьезным образом повысит эффективность труда медицинского работника, сократит количество повторных визитов, когда пациенту нужно либо забрать рецепт, либо получить выписку по итогам сданных анализов. Мы считаем необходимым ввести обязательное лицензирование врача для его допуска к работе в сфере телемедицины. Врач должен быть уверенным пользователем ПК, уметь обращаться с базовыми компьютерными программами (Word, Excel) и оборудованием (принтер, сканер). Также медицинский работник должен обладать компетенциями работы в Интернете, чтобы персональная информация о пациенте не попала в открытый доступ.

Внедрение телемедицины серьезным образом повлияет на образовательные программы медицинских вузов, и повлечет за собой увеличение часов информатики и иных смежных с ней дисциплин. Можно сделать вывод, что телемедицина окажет серьезное воздействие не только на социальную и экономическую сферы, но и приведет к преобразованиям в области образования.

Стоит заметить, что в нашей стране уже есть опыт успешного применения технологий, которые заложены в основу телемедицины, в других сферах. Например, согласно статье 151.3 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, могут участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при условии заявления ими ходатайства об этом и при наличии в соответствующих арбитражных судах технической возможности осуществления видеоконференцсвязи.

Сергей Горбунов, директор Группы Ренессанс Страхование в г.Омске отмечает, что согласно внутренней статистики страховой организации, более 40 % посещений врача не являются обязательными.

Для более полного понимания информированности населения о вопросах телемедицины, мы провели социологическое исследование. В опросе приняло участие 208 человек. Помимо стандартных вопросов о поле и возрасте, респондентам предлагалось описать варианты получения медицинской помощи, выразить свое отношение к телемедицине, уточнить степень готовности контактировать с врачом дистанционно, перечислить основные недостатки государственных медицинских учреждений. Исследование также позволило оценить уровень информированности граждан о новом законе ГД РФ о телемедицине [3].

Необходимо отметить, что только 2 % опрошенных уже лечились дистанционно, с применением современных средств связи (например, Face Time). 3 % опрошенных твердо настаивает на непременном лечении в стационарном учреждении. Немаловажно, что треть респондентов не знает, что такое телемедицина. Напрашивается вывод, что если исключить полярные позиции (кто точно против телемедицины, и кто имеет положительные опыт), то подавляющее большинство респондентов либо готовы лечиться дистанционно, либо пока не совсем понимают, что это такое. Учитывая, что только 10 % опрошенных знает, что Государственная Дума РФ приняла закон о телемедицине в июле этого года, можно сделать вывод, что у населения формируется несколько превратное отношение к телемедицине, которое можно преодолеть широкими общественными дискуссиями о будущем телемедицины и освещением данного вопроса не только в узкопрофильных, но и в популярных СМИ.

Три четверти от общего числа участников опроса готовы контактировать с врачом дистанционно на регулярной основе. Учитывая, что реальный опыт дистанционного лечения имеют только 2 % респондентов, мы видим потенциальный рост рынка телемедицины минимум на 70 %.

Половина опрошенных в качестве главной причины нежелания посещать государственные поликлиники отмечают очереди; по 20 % у вариантов “невысокий уровень инфраструктуры” и “неуважительное отношение со стороны персонала”. И лишь малая часть опрошенных, всего 5 %, считает, что в России врачи государственных учреждений обладают низкой квалификацией. 5 % опрошенных не видят никаких препятствий при посещении государственных медицинских учреждений. Несмотря на ряд резонансных историй в СМИ о халатности врачей, население понимает, что это отдельные случаи, а в целом уровень подготовки отечественных врачей остается высоким. Это подтверждает и большое количество иностранных студентов именно в медицинских вузах России, с которыми конкурировать по этому показателю могут лишь вузы технического профиля. На 1 сентября 2017 года было подано 96 тысяч заявок от иностранных студентов на обучение в России. Количество заявок в 6 раз превысило выделенную квоту. Согласно данным Росстата, в 2000 году удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов составлял 1,4 %. В прошедшем учебном году этот показатель был равен 6,4 % [5].

Перед телемедициной не стоит задача заменить медицину вообще, и упразднить профессию врача в целом. На данном этапе социально-экономического развития нашей страны, телемедицина способна: разгрузить врачей (а как мы видим из опроса, в их квалификации мало сомнений), решить проблему перегруженности медицинских учреждений, остановить отток пациентов в сектор частных клиник, среди которых хватает откровенно мошеннических организаций, увеличить эффективность работы врача, перевести огромную долю документооборота в электронную форму.

Безусловно, телемедицина не является ответом на все вопросы здравоохранения. Но в результате ее внедрения выиграет и население нашей страны, и специалисты, и само государство. Будет разрешена проблема неравномерного распространения высокотехнологичного оборудования, высококвалифицированных специалистов, сокращены бюджетные расходы, а пациентам станет значительно проще получать качественную и своевременную медицинскую помощь.

Литература:

  1. Владзимирский А. В., Шадеркин И. А. Телемедицина в система ОМС: Перспектива или реальность // Здравоохранение, № 11, с. 63–74, 2017 г.
  2. Попова М. А. Телеускорение // Коммерсантъ, № 95 (6089), с. 11–15. 2017 г.
  3. Государственная Дума Российской Федерации: режим доступа — http://www.duma.gov.ru/
  4. Федеральная служба государственной статистики: режим доступа — http://www.gks.ru/
  5. Интернет-источник: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya

[1] Таблица составлена автором на основании данных Росстата

Основные термины (генерируются автоматически): телемедицина, врач, развитие телемедицины, Россия, цифровая экономика, электронная почта, медицинский работник, реальное время, серьезный образ, современное средство связи.

Похожие статьи

Организационно-экономический механизм функционирования...

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, телемедицина, региональная экономика, менеджмент здравоохранения.

В этой связи использование телемедицины должно стать одним из стратегических направлений создания современной модели...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Развитие платных услуг в медицине. Автор: Накарякова Мария Сергеевна. Рубрика: Экономика и управление.

Переход к рыночной системе отношений привел к появлению платных медицинских учреждений. В настоящее время платные медицинские услуги...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

Автор: Сотникова Елена Владимировна. Рубрика: Экономика и управление.

Далее предстоит решить задачу внедрения современных информационных технологий: это телемедицина, электронный документооборот, электронная медицинская карта.

Применение компьютерных технологий в работе медсестер

В настоящее время электронные ресурсы уже практически столь же велики, как и

Многие медицинские работники, как правило, старшего поколения, не владеют этими навыками

Таким образом, практически вся работа ведётся, как и до компьютеризации, — осмотры и...

Анализ современного состояния и тенденций развития...

Библиографическое описание: Зимина Ю. В. Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

В то же время российскую медицинскую промышленность отличает низкая степень консолидации и отсутствие крупных компаний...

Основные стандарты и модели интеграции медицинских...

В центре внимания любой МИС находится электронная медицинская карта пациента (Еlectronic Health Records, EHR).

Проблема интеграции МИС внутри медицинских учреждений, а также между ними в настоящее время является весьма актуальной и злободневной.

Применение информационных технологий в первичном звене...

Таким образом, проблема компьютеризации рабочего

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, первичное звено здравоохранения, медицинский персонал, общая практика, рабочее место врачей, рабочее время, компьютерная грамотность...

Формирование позитивного имиджа медицинского работника

Позитивный имидж медицинского работника формируется при совпадении ожиданий пациентов и того образа поведения, который

‒ исследование составляющих имиджа медицинских работников и потенциала их развития

Электронная почта. Ваш вопрос.

Высокие технологии в развитии международных отношений...

В связи с общностью всех этих процессов медики различных направлений постепенно, в разное время приходили к единой мысли об объединении

Задачи телемедицины — использование современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской...

Похожие статьи

Организационно-экономический механизм функционирования...

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, телемедицина, региональная экономика, менеджмент здравоохранения.

В этой связи использование телемедицины должно стать одним из стратегических направлений создания современной модели...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

Развитие платных услуг в медицине. Автор: Накарякова Мария Сергеевна. Рубрика: Экономика и управление.

Переход к рыночной системе отношений привел к появлению платных медицинских учреждений. В настоящее время платные медицинские услуги...

Региональные программы развития здравоохранения и его...

Автор: Сотникова Елена Владимировна. Рубрика: Экономика и управление.

Далее предстоит решить задачу внедрения современных информационных технологий: это телемедицина, электронный документооборот, электронная медицинская карта.

Применение компьютерных технологий в работе медсестер

В настоящее время электронные ресурсы уже практически столь же велики, как и

Многие медицинские работники, как правило, старшего поколения, не владеют этими навыками

Таким образом, практически вся работа ведётся, как и до компьютеризации, — осмотры и...

Анализ современного состояния и тенденций развития...

Библиографическое описание: Зимина Ю. В. Анализ современного состояния и тенденций развития медицинской промышленности в России

В то же время российскую медицинскую промышленность отличает низкая степень консолидации и отсутствие крупных компаний...

Основные стандарты и модели интеграции медицинских...

В центре внимания любой МИС находится электронная медицинская карта пациента (Еlectronic Health Records, EHR).

Проблема интеграции МИС внутри медицинских учреждений, а также между ними в настоящее время является весьма актуальной и злободневной.

Применение информационных технологий в первичном звене...

Таким образом, проблема компьютеризации рабочего

Основные термины (генерируются автоматически): рабочее место, первичное звено здравоохранения, медицинский персонал, общая практика, рабочее место врачей, рабочее время, компьютерная грамотность...

Формирование позитивного имиджа медицинского работника

Позитивный имидж медицинского работника формируется при совпадении ожиданий пациентов и того образа поведения, который

‒ исследование составляющих имиджа медицинских работников и потенциала их развития

Электронная почта. Ваш вопрос.

Высокие технологии в развитии международных отношений...

В связи с общностью всех этих процессов медики различных направлений постепенно, в разное время приходили к единой мысли об объединении

Задачи телемедицины — использование современных коммуникационных технологий для дистанционного оказания медицинской...