Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации
Авторы: Иванова Наталья Евгеньевна, Приступа Мария Эдуардовна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Дата публикации: 04.11.2017
Статья просмотрена: 129 раз
Библиографическое описание:
Иванова, Н. Е. Особенности использования вспомогательных бюджетов в системе бюджетирования строительной организации / Н. Е. Иванова, М. Э. Приступа. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13248/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассматривается особенности использования вспомогательных бюджетов в строительной организации. Рассматриваются основные виды вспомогательных бюджетов. Предлагаются варианты составления вспомогательных бюджетов.
Ключевые слова: бюджетирование, бюджет, строительство, затраты, планирование, контроль, управление, кредит, вложения, план
Эффективность системы бюджетирования во многом зависит от того, насколько строительная организация тщательно продумывает методику составления бюджетов, какие бюджеты разрабатываются. Одними из главных бюджетов в строительстве являются бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Чаще экономисты прибегают к разработке вспомогательных бюджетов. Такие бюджеты позволяют повысить точность планирования и обеспечивают своевременный контроль над его исполнением.
В своей статье В. Е. Хруцкий пишет о том, что вспомогательные бюджеты предназначены для точного определения различных показателей и нормативов планирования в операционных и основных бюджетах. [1]
На практике вспомогательные бюджеты делятся на 2 типа:
- План капитальных затрат (инвестиционный план) — показывает распределение по бюджетным периодам финансовых ресурсов, выделяемых руководителями или инвесторами организации под представленный бизнес-план (график оплаты стартовых затрат нового бизнеса), на организацию и создание нового бизнеса, в качестве обоснования прежде всего запрашиваемых кредитов или инвестиций, других внешних финансовых ресурсов.
В этом документе показано распределение капиталовложений, других первоначальных затрат (лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов) как по статьям расходов, так и по месяцам или декадам бюджетного периода;
- Кредитный план — содержит информацию о кредитах и инвестициях, необходимых организации на предстоящий бюджетный период с указанием размеров, сроков и условий получения, выплаты процентов, режима возврата и т. п.
Вспомогательные бюджеты необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. [2]
Задача вспомогательных бюджетов заключается в подготовке исходной или обработке итоговой информации, необходимой для составления основных бюджетов. Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Мастер-бюджет — это совокупность взаимосвязанных между собой трех основных бюджетов компании плюс набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления. [1]
На рисунке 1 представлена схема построения основных бюджетов строительной организации (БДДС и БДР) с помощью вспомогательных бюджетов.
Рис. 1. Схема построения мастер-бюджета строительной организации
Кредиты и займы в бюджете являются, как правило, расчетным показателем, отражающим потребность во внешнем финансировании в случае, когда остаток денежных средств на расчетном счете организации (конечное сальдо) становится в какой-либо из периодов минусовым или снижается до неприемлемо низкого уровня. Сумма кредита и займа определяется также исходя из запланированной суммы капитальных (первоначальных) затрат организации в бюджетный период (в соответствии с инвестиционным планом). Предварительно в качестве вспомогательного инструмента можно составить «черновой вариант» кредитного плана (с указанием суммы кредита, условий его получения и возврата, периода получения и т. п.). Кредитный план будет корректироваться по мере составления окончательного варианта БДДС (с учетом потребности в оборотных средствах). [3]
Величина денежных средств, поступающих в виде кредитов и займов, определяется также с учетом следующих факторов:
- Возможность получения кредита (кредитный рейтинг организации).
- Действующие процентные ставки по кредиту (в соответствии с политикой Центрального Банка РФ).
- Предпочтительность кредита иным источникам внешнего финансирования.
Но главным является все-таки то, насколько суммы расходов в один из периодов превышают обычную сумму расходования денежных средств по операциям.
Ежедневные значения определяются или на основе точных данных о возможном поступлении всех сумм, или путем отнесения всей суммы поступления на последний день соответствующего месяца.
Таблица 1
Пример бюджета капитальных вложений строительной организации
№статьи бюджета |
Проекты капитальных вложений иэтапы работ |
План 2016г. |
вт.ч. |
Отклонение 2016/2015 |
|||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
||||
ИТОГО |
|||||||
1 |
Инвестиции в развитие |
||||||
2 |
Доходные инвестиции |
||||||
2.1 |
Строительство объекта № 1 |
||||||
2.1.1 |
— проектирование |
||||||
2.1.2 |
— экспертиза |
||||||
2.1.3 |
… |
||||||
2.2 |
Строительство объекта № 2 |
||||||
При этом определяются размер кредита, вероятная процентная ставка за кредит (с учетом состояния финансового рынка в стране), условия возврата или погашения (с какого месяца, какими частями и т. п.). Окончательный вариант кредитного плана составляется после разработки бюджета движения денежных средств, когда будут ясны все потребности во внешнем финансировании не только для финансирования капитальных затрат, но и на пополнение оборотных средств. В таблице 2 предложен примерный формат того, как может выглядеть кредитный план строительной организации.
Таблица 2
Пример кредитного плана строительной организации
Кредитор |
Дата выдачи кредита |
Сумма кредита (тыс. руб.) |
Срок кредита |
Дата погашения кредита |
Сумма погашения кредита |
Срок пользования кредита (дни) |
Сумма% за пользование кредитом |
Общая сумма погашения кредита |
Банк |
01.02.16 |
2 000 |
2 года |
30.08.16 |
500 |
211 |
150 |
650 |
28.02.17 |
500 |
182 |
130 |
630 |
||||
30.08.17 |
500 |
183 |
130 |
630 |
||||
31.01.18 |
500 |
154 |
110 |
610 |
||||
Итого |
2 000 |
520 |
2 520 |
Составление кредитного плана будет являться функцией экономического отдела (например, ЦФО 0). Данный центр ответственности готовит материалы для заседаний бюджетного комитета (итоговый отчет об исполнении бюджетов организации и бюджетов ЦФО, комментарии к результатам исполнения бюджетов организации, варианты решений бюджетного комитета и т. п.), запрашивает при необходимости любую финансовую, бухгалтерскую информацию у других ЦФО, выдает рекомендации руководству в отношении формирования финансовой и инвестиционной стратегии организации.
ЦФО 0 делает представления руководству относительно возможных мер воздействия в отношении руководителей и специалистов других ЦФО, отвечающих за бюджетирование, в случае ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей.
Имея кредитный план, организация может анализировать и сопоставлять свою фактическую задолженность по отдельным видам ссуд с утвержденными по плану кредитами. Если возникает ситуация несовпадения кредитного плана с реальной ситуацией — организация проводит мероприятия по выявлению причин таких нестыковок. Анализ исполнения кредитного плана позволяет осуществлять действенный контроль за соблюдением кредитной дисциплины.
Таким образом, кредитный план организации определяет целевое назначение кредита соответствие с потребностями в средствах. Кредитный план имеет большое значение для планомерного и рационального распределения кредитных ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. Важно отметить, что опираясь на план организации и его целевой характер, банк имеет возможность выдавать ссуды в соответствии с ходом выполнения задания по кредитуемой операции.
Такие вспомогательные бюджеты позволяют увеличить точность планирования, так как прогнозирование состояния как внешней, так и внутренней, экономической, финансовой среды организаций осуществляется путем систематического анализа основных факторов. Качество прогноза определяет и качество финансового плана. Также вспомогательные бюджеты позволят улучшить контроль над исполнением основных бюджетов и обеспечат документированное представление процесса финансово-хозяйственной деятельности организации.
Литература:
- Хруцкий В. Е., Операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты: что, как и почему // Справочник экономиста. — 2003. — № 3.
- А. П. Виткалова, Д. П. Миллер. Бюджетирование и контроль затрат в организации. — Москва: Альфа-Пресс, 2006. — 103 с.
- Ильин А. И. Планирование на предприятии. — М.: Инфра-М, 2011. — 668с.
- Иванова Н. Е. // Организация управленческого контроля в системе бюджетирования. — Наука и современность. — 2012— № 15–4. — С. 48–52.
Ключевые слова
управление, бюджетирование, планирование, контроль, строительство, бюджет, затраты, кредит, план, вложенияПохожие статьи
Особенности составления бюджета строительного проекта
В данной статье рассматривается особенности составления бюджета проекта, алгоритм разработки бюджета проекта в строительной организации, предлагаются наглядные примеры бюджета проекта.
Особенности бюджетирования в строительной отрасли
В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.
Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...
Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии
В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.
Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета
В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.
Бюджетирование в управленческом учете
В статье рассматриваются вопросы достижения экономической эффективности путем бюджетирования в управленческом учете предприятия.
Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования
В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...
Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...
Система гибких бюджетов как способ эффективного планирования затрат организации
В данной статье рассматривается такое понятие как планирование, занимающее центральное место в управлении затратами организации. Представлена процедура составления гибкого бюджета.
Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний
В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.
Похожие статьи
Особенности составления бюджета строительного проекта
В данной статье рассматривается особенности составления бюджета проекта, алгоритм разработки бюджета проекта в строительной организации, предлагаются наглядные примеры бюджета проекта.
Особенности бюджетирования в строительной отрасли
В данной статье рассматриваются особенности системы бюджетирования в строительной организации. Рассматриваются основные проблемы, с которыми организация может столкнуться на начальном этапе составления бюджета.
Бюджетирование как инструмент финансового планирования на предприятии
В данной статье рассматривается понятие бюджетирования как инструмента и основополагающего элемента финансового планирования. Даются различные подходы к определению данного понятия, рассматриваются назначение и функции бюджетирования для предприятия,...
Бюджетирование как способ реализации задач финансово-управленческого учета на предприятии
В статье автор рассматривает бюджетирование как способ реализации задач финансового планирования хозяйственной деятельности предприятия и приводит пример формирования бюджета доходов и расходов предприятия.
Целевые средства в деятельности бюджетного учреждения: сущность и особенности учета
В статье рассматриваются сущность и особенности учета целевых средств в деятельности бюджетного учреждения, понятия бюджетных и денежных обязательств.
Бюджетирование в управленческом учете
В статье рассматриваются вопросы достижения экономической эффективности путем бюджетирования в управленческом учете предприятия.
Роль бюджетного процесса в управлении финансами предприятия. Виды и формы бюджетов. Цели, задачи и функции бюджетирования
В статье автор рассматривает роль бюджетного процесса в рамках управления финансами в компании. Поднимается вопрос постановки целей и задач бюджетирования. В работе раскрываются важность составления бюджета предприятия для стратегического планировани...
Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии
В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...
Система гибких бюджетов как способ эффективного планирования затрат организации
В данной статье рассматривается такое понятие как планирование, занимающее центральное место в управлении затратами организации. Представлена процедура составления гибкого бюджета.
Совершенствование системы бюджетирования в консолидированной группе компаний
В данной статье рассматривается алгоритм разработки бюджетов в консолидированной группе предприятий, выявляются проблемы при разработке бюджетов. Предлагаются способы решения проблем при составлении бюджетов.