В статье проанализировано влияние иммиграции на показатели экономической безопасности государства. Сделан вывод о необходимости включения в индикативную систему экономической безопасности еще одного показателя — индикатора «уровень иммиграционного потока».
Ключевые слова: иммиграция населения, демографическая безопасность, иммиграционная политика, экономическая безопасность России
Высокая динамика иммиграции ставит множество задач перед обществом и государством. Иммиграция, рассматривается как межгосударственное движение рабочей силы, является элементом институциональной структуры рынка труда. Одновременно рынок труда является неотъемлемой составляющей экономики принимающего государства, а также важнейшей компонентой одного из классических факторов производства, в связи с этим иммиграция влияет не только на отдельные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и на институциональную среду государства в целом.
Следует отметить, что на количество иммигрантов, как отмечают специалисты [1; 2; 5], в первую очередь влияет рынок труда. На предложение рабочей силы (количество иммигрантов) влияние оказывают спрос на труд (количество вакантных рабочих мест) и цена на труд (средняя заработная плата по региону). Таким образом, регулируя среднюю заработную плату (увеличение или снижение налоговой базы) и количество вакантных рабочих мест (запрет заниматься определенными видами деятельности иностранным гражданам) можно, даже с учетом наличия «нелегального» рынка, оказывать влияние на численность иммигрантов в стране или регионе.
С учетом этого, представляется, что наиболее актуальными на сегодняшний момент являются задачи восстановления высоких показателей трудового потенциала. В условиях острой демографической ситуации в стране, привлечение иностранных граждан имеет важное значение не только в целях восстановления количественной составляющей экономически активного населения, но и играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы на стадиях ее формирования, распределения, обмена и использования. Иммиграция в настоящее время является важнейшим ресурсом, способствующим развитию глобализации и укрепления мирохозяйственных связей. Поэтому стоит говорить о роли иммиграции как людском ресурсе развития экономики принимающего государства, стратегического назначения [3; 4; 7].
На основании изложенного, а также в связи с объективной необходимостью государственного регулирования процесса иммиграции, необходимо включить в индикативную систему экономической безопасности еще одну составляющую — индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговые для него значения, при соблюдении которых иммиграция выступает как ресурс экономической безопасности. Иммиграция только тогда является людским ресурсом экономической безопасности страны-реципиента, когда пороговые значения предлагаемого индикатора экономической безопасности — уровня иммиграционного потока — не превышены.
Понимание иммиграции как ресурса экономической безопасности страны-реципиента может применяться при составлении баланса трудовых ресурсов страны в процессе формирования экономически безопасной институциональной структуры рынка труда в России. В связи с тем, что влияние иммиграции на показатели экономической безопасности полярно, что выражается в положительном влиянии на ВВП и одновременно негативном влиянии на отток капитала, возникает проблема, заключающаяся в недостаточном для роста ВВП количестве иммигрантов, ограниченном необходимостью снизить отток капитала.
Одними из выходов из данной ситуации могут быть меры по «удорожанию» жизни в России иммигрантов. Такими мерами могут быть повышение госпошлин и налогов, и улучшение административного контроля, увеличивающего долю иностранных граждан, работающих на законных основаниях. Необходимо развивать эффективность миграционной политики, количество квот на иностранных граждан должно отражать реальные потребности экономики России в иностранных работниках.
Иммиграционный поток обладает своими пороговыми значениями, превышение которых неизбежно приводит к превышению значений некоторых индикаторов экономической безопасности. В этой связи в индикативную систему экономической безопасности необходимо включить индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговое для него значение (см. табл. 1).
В абсолютных показателях пороговые значения иммиграционного потока для индикатора уровня преступности соответствует 65 млн. иностранных граждан, а для индикатора уровня вывоза капитала — 16 млн. иностранных граждан. Стоит учесть, что для обеспечения постоянного роста ВВП (что требует пороговое значение индикатора) достаточно текущего уровня роста производительности труда коренного населения.
Таблица 1
Уровень иммиграционного потока всистеме индикаторов экономической безопасности
Индикаторы экономической безопасности |
Пороговое значение индикаторов |
Соответствующее пороговое значение предлагаемого индикатора— уровня иммиграционного потока |
Уровень роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом, % |
100 % |
Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения |
Уровень роста ВВП на душу населения, % |
100 % |
Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
7 % |
- |
Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс. |
5 |
Не более 500 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения |
Уровень вывоза капитала, % к ВВП |
2 |
Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения |
Дефицит федерального бюджета, % ВВП |
0,5 |
- |
Уровень иммиграционного потока (иностранных граждан на 1000 чел. коренного населения) |
Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения |
— |
Иммиграция выступает как процесс, способствующий воспроизводству трудовых ресурсов и оказывающий непосредственное влияние на воспроизводство рабочей силы, призванный восстановить количественную составляющую, а также включающий в себя процессы формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Названные компоненты воспроизводства иностранной рабочей силы сегодня лишены регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство, как отмечают специалисты [1; 6; 7] представляет собой проблему, требующую системного подхода и разрешения в самое ближайшее время. Отсутствие предпринимаемых мер в данной области может стать одной из причин возникновения угроз экономической безопасности государства под воздействием иммиграции.
В этой связи, необходимы меры по совершенствованию управления процессом иммиграции в целях обеспечения экономической безопасности, через осуществление мероприятий по регулированию не только количественной составляющей иммиграции, но и управлению ею на стадиях формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
На стадии формирования иностранной рабочей силы необходимо осуществлять мониторинг, регулирование, контроль количества прибывающих иностранных граждан. Данная мера позволит достичь необходимого равновесия и результатов с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Формирование иностранной рабочей силы может также включать в себя меры по соразмерному обучению, повышению квалификации и трудового потенциала иностранных работников.
Распределение, обмен и использование иностранной рабочей силы связано в настоящее время с притоком иммигрантов в наиболее успешные трудоизбыточные регионы с развитой инфраструктурой. Данный процесс является естественным, их территориальное распределение в трудонедостаточные регионы не даст значительного экономического эффекта, но может быть полезно для развития отрасли сельского хозяйства. Кроме того, с учетом мер по формированию иностранной рабочей силы, обучившиеся иностранные работники, с определенным набором навыков и умений могут служить впоследствии фактором развития инфраструктуры в трудонедостаточных регионах. Также стоит говорить о диверсификационном распределении иностранных граждан по отраслям, чтобы избежать установившегося в последние годы практически полного замещения некоторых профессий иностранными гражданами.
Литература:
- Дмитриев, Д.Ю., Медведева, Е.А., Охотников И. В. Анализ особенностей изменения объема и структуры миграционных потоков в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 12–3.
- Ионцев В. А. Классификация основных теоретических подходов в изучении миграции населения // Миграция в России. 2000–2012. Хрестоматия в трех томах / Гл. ред. И. С. Иванов. — М: Спецкнига, 2013.
- Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
- Охотников И. В., Сибирко И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
- Рязанцев С. В. Вопросы терминологии и трактовки миграции // Миграционные процессы в России / Под ред. В. В. Локосова и Л. Л. Рыбаковского — М: Экон-информ, 2014.
- Сибирко, И.В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
- Хубиев К. А. Глобализация и национальная безопасность // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.