Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Государственное регулирование и мониторинг иммиграционных потоков как фактор обеспечения экономической безопасности России

6. Организация и управление хозяйством страны
03.10.2017
251
Поделиться
Библиографическое описание
Латышева, Н. А. Государственное регулирование и мониторинг иммиграционных потоков как фактор обеспечения экономической безопасности России / Н. А. Латышева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13042/.


В статье проанализировано влияние иммиграции на показатели экономической безопасности государства. Сделан вывод о необходимости включения в индикативную систему экономической безопасности еще одного показателя — индикатора «уровень иммиграционного потока».

Ключевые слова: иммиграция населения, демографическая безопасность, иммиграционная политика, экономическая безопасность России

Высокая динамика иммиграции ставит множество задач перед обществом и государством. Иммиграция, рассматривается как межгосударственное движение рабочей силы, является элементом институциональной структуры рынка труда. Одновременно рынок труда является неотъемлемой составляющей экономики принимающего государства, а также важнейшей компонентой одного из классических факторов производства, в связи с этим иммиграция влияет не только на отдельные составляющие институциональной структуры рынка труда, но и на институциональную среду государства в целом.

Следует отметить, что на количество иммигрантов, как отмечают специалисты [1; 2; 5], в первую очередь влияет рынок труда. На предложение рабочей силы (количество иммигрантов) влияние оказывают спрос на труд (количество вакантных рабочих мест) и цена на труд (средняя заработная плата по региону). Таким образом, регулируя среднюю заработную плату (увеличение или снижение налоговой базы) и количество вакантных рабочих мест (запрет заниматься определенными видами деятельности иностранным гражданам) можно, даже с учетом наличия «нелегального» рынка, оказывать влияние на численность иммигрантов в стране или регионе.

С учетом этого, представляется, что наиболее актуальными на сегодняшний момент являются задачи восстановления высоких показателей трудового потенциала. В условиях острой демографической ситуации в стране, привлечение иностранных граждан имеет важное значение не только в целях восстановления количественной составляющей экономически активного населения, но и играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы на стадиях ее формирования, распределения, обмена и использования. Иммиграция в настоящее время является важнейшим ресурсом, способствующим развитию глобализации и укрепления мирохозяйственных связей. Поэтому стоит говорить о роли иммиграции как людском ресурсе развития экономики принимающего государства, стратегического назначения [3; 4; 7].

На основании изложенного, а также в связи с объективной необходимостью государственного регулирования процесса иммиграции, необходимо включить в индикативную систему экономической безопасности еще одну составляющую — индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговые для него значения, при соблюдении которых иммиграция выступает как ресурс экономической безопасности. Иммиграция только тогда является людским ресурсом экономической безопасности страны-реципиента, когда пороговые значения предлагаемого индикатора экономической безопасности — уровня иммиграционного потока — не превышены.

Понимание иммиграции как ресурса экономической безопасности страны-реципиента может применяться при составлении баланса трудовых ресурсов страны в процессе формирования экономически безопасной институциональной структуры рынка труда в России. В связи с тем, что влияние иммиграции на показатели экономической безопасности полярно, что выражается в положительном влиянии на ВВП и одновременно негативном влиянии на отток капитала, возникает проблема, заключающаяся в недостаточном для роста ВВП количестве иммигрантов, ограниченном необходимостью снизить отток капитала.

Одними из выходов из данной ситуации могут быть меры по «удорожанию» жизни в России иммигрантов. Такими мерами могут быть повышение госпошлин и налогов, и улучшение административного контроля, увеличивающего долю иностранных граждан, работающих на законных основаниях. Необходимо развивать эффективность миграционной политики, количество квот на иностранных граждан должно отражать реальные потребности экономики России в иностранных работниках.

Иммиграционный поток обладает своими пороговыми значениями, превышение которых неизбежно приводит к превышению значений некоторых индикаторов экономической безопасности. В этой связи в индикативную систему экономической безопасности необходимо включить индикатор «уровень иммиграционного потока» и установить пороговое для него значение (см. табл. 1).

В абсолютных показателях пороговые значения иммиграционного потока для индикатора уровня преступности соответствует 65 млн. иностранных граждан, а для индикатора уровня вывоза капитала — 16 млн. иностранных граждан. Стоит учесть, что для обеспечения постоянного роста ВВП (что требует пороговое значение индикатора) достаточно текущего уровня роста производительности труда коренного населения.

Таблица 1

Уровень иммиграционного потока всистеме индикаторов экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности

Пороговое значение индикаторов

Соответствующее пороговое значение предлагаемого индикатора— уровня иммиграционного потока

Уровень роста ВВП по сравнению с предыдущим периодом, %

100 %

Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень роста ВВП на душу населения, %

100 %

Не менее 62 иммигрантов на 1000 жителей коренного населения

Уровень безработицы по

методологии МОТ, %

7 %

-

Уровень преступности (число преступлений на 100 тыс. населения), тыс.

5

Не более 500 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Уровень вывоза капитала, % к ВВП

2

Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Дефицит федерального бюджета, % ВВП

0,5

-

Уровень иммиграционного потока (иностранных граждан на 1000 чел. коренного населения)

Не более 112 иммигрантов на 1000 чел. коренного населения

Иммиграция выступает как процесс, способствующий воспроизводству трудовых ресурсов и оказывающий непосредственное влияние на воспроизводство рабочей силы, призванный восстановить количественную составляющую, а также включающий в себя процессы формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Названные компоненты воспроизводства иностранной рабочей силы сегодня лишены регулирования со стороны государства. Данное обстоятельство, как отмечают специалисты [1; 6; 7] представляет собой проблему, требующую системного подхода и разрешения в самое ближайшее время. Отсутствие предпринимаемых мер в данной области может стать одной из причин возникновения угроз экономической безопасности государства под воздействием иммиграции.

В этой связи, необходимы меры по совершенствованию управления процессом иммиграции в целях обеспечения экономической безопасности, через осуществление мероприятий по регулированию не только количественной составляющей иммиграции, но и управлению ею на стадиях формирования, распределения, обмена и использования иностранной рабочей силы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

На стадии формирования иностранной рабочей силы необходимо осуществлять мониторинг, регулирование, контроль количества прибывающих иностранных граждан. Данная мера позволит достичь необходимого равновесия и результатов с точки зрения обеспечения экономической безопасности. Формирование иностранной рабочей силы может также включать в себя меры по соразмерному обучению, повышению квалификации и трудового потенциала иностранных работников.

Распределение, обмен и использование иностранной рабочей силы связано в настоящее время с притоком иммигрантов в наиболее успешные трудоизбыточные регионы с развитой инфраструктурой. Данный процесс является естественным, их территориальное распределение в трудонедостаточные регионы не даст значительного экономического эффекта, но может быть полезно для развития отрасли сельского хозяйства. Кроме того, с учетом мер по формированию иностранной рабочей силы, обучившиеся иностранные работники, с определенным набором навыков и умений могут служить впоследствии фактором развития инфраструктуры в трудонедостаточных регионах. Также стоит говорить о диверсификационном распределении иностранных граждан по отраслям, чтобы избежать установившегося в последние годы практически полного замещения некоторых профессий иностранными гражданами.

Литература:

  1. Дмитриев, Д.Ю., Медведева, Е.А., Охотников И. В. Анализ особенностей изменения объема и структуры миграционных потоков в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 12–3.
  2. Ионцев В. А. Классификация основных теоретических подходов в изучении миграции населения // Миграция в России. 2000–2012. Хрестоматия в трех томах / Гл. ред. И. С. Иванов. — М: Спецкнига, 2013.
  3. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  4. Охотников И. В., Сибирко И. В. Локализация в условиях глобализации / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Проблемы безопасности российского общества. — 2015. — № 3.
  5. Рязанцев С. В. Вопросы терминологии и трактовки миграции // Миграционные процессы в России / Под ред. В. В. Локосова и Л. Л. Рыбаковского — М: Экон-информ, 2014.
  6. Сибирко, И.В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  7. Хубиев К. А. Глобализация и национальная безопасность // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
иммиграция населения
демографическая безопасность
иммиграционная политика
экономическая безопасность России

Молодой учёный